Максимальная вероятность оплодотворения у самок домового воробья приходится на неделю накануне яйцекладки. Самцы распознают таких самок даже в полете и буквально не дают им проходу, предпринимая индивидуальные и коллективные сексуальные атаки при всяком удобном случае. При нападении самки сражаются, как гладиаторы, и чаще всего оставляют насильников с носом.
Неистребимая склонность самцов домового воробья к многоженству толкает их на неблаговидные поступки, вроде убийства птенцов в соседних гнездах в расчете на то, что оставшийся без потомства самец бросит разоренное гнездо, а самке ничего не останется, как ответить взаимностью коварному соседу.
За сезон пара домовых воробьев даже в умеренных широтах успевает вырастить до трех выводков, а некоторые самки, вынужденные восполнять погибшие кладки, сносят до пяти полных комплектов яичек.
Домовые воробьи собираются на ночь большими сообществами. В теплую погоду они ночуют в кронах деревьев, а зимой в сельской местности - в животноводческих фермах, цехах птицефабрик и зернохранилищ, куда на ночь собираются сотни птиц. В городе воробьи ночуют преимущественно поодиночке в постоянных индивидуальных убежищах на лоджиях, чердаках, за карнизами окон.
ГЛАВА 2:Экология домового воробья (Passer domesticus)
2.1. Распространение домового воробья
Вероятно, первоначальный ареал вида охватывал Средиземноморье, низовья Нила, Ближний Восток, Кавказ, но в историческое время, перейдя к обитанию в населенным пунктах, этот вид распространился вместе с человеком на большей части Евразии.
Сейчас домовой воробей обитает в населенных пунктах и агроландшафтах от запада Европы до Охотского моря, на севере Европы достигает арктического побережья, в Сибири – северной тайги. Не обитает воробей на большей части Восточной и Центральной Азии. На юге Азии домовой воробей замещен близким видом.
Практически везде домовой воробей - это ярко выраженный оседлый синантропный вид, который составляет основу городской авиа фауны (особенно в центре города). Брошенные поселки и деревни быстро покидает. К расселению приступают только молодые птицы, да и то далеко не многие. Наряду с оседлой частью популяции существуют такие особи, за счет которых и происходит быстрое заселение возникающих населенных пунктов и других подходящих гнездовых стаций. Порою в поселках Сибири воробьи целиком «вымерзают» в морозную зиму, но заселение происходит вновь и вновь.
Домовой воробей - самая известная птица чуть ли не во всем мире. До прошлого века воробей был широко распространен в Евразии и Северной Африке. Затем он был нечаянно или преднамеренно завезен людьми в Северную и Южную Америки, в Австралию, Новую Зеландию и на многие океанические острова, к настоящему времени стал во многих местах обычнейшей птицей.
В Западной Сибири имеет свою историю. До конца прошлого века самым северным пунктом обитания было с. Березово на Оби. В 1894—1895 гг. какой-то купец привез воробьев в Обдорск (Салехард), где они вскоре размножились.
За Полярный круг воробьи, насколько известно, тоже были завезены. Много их попало в бухту Находка в 1920 г. с хлебными барками, прибывшими из Омска.
Сейчас домовые воробьи относительно постоянно живут в городах Салехарде и Лабытнанги, в поселках на нижней Оби—Салемале, Аксарке, Хорсаиме и других.
Домовые воробьи принадлежат к тем немногим видам пернатых, которые стали нашими постоянными соседями на городских и сельских улицах. Область обитания этих птиц протянулась от мыса Доброй Надежды в Африке до Сингапура в Юго-Восточной Азии. Неизвестно, что побудило воробьев, обитающих в разных концах этого громадного пространства, независимо друг от друга расстаться с исконными местами обитания и перебраться на жительство поближе к людям. Домовые и полевые воробьи мирно уживаются друг с другом в небольших поселках, но явно оспаривают между собой право на прописку в крупных городах. Почти повсюду в России истинными горожанами являются домовые воробьи, а на долю полевых воробьев остались главным образом парки и скверы. На Дальнем Востоке и на Сахалине домовых воробьев нет, и в крупных городах здесь прописаны исключительно полевые воробьи. При выборе места для устройства гнезда городские воробьи, как полевые, так и домовые, проявляют весьма незаурядную фантазию. Гнезда находили в печных трубах и под шифером крыш, за наличниками окон, в плафонах уличных светильников, даже на решетках вентиляционных шахт в метро.
Жизнь домовых воробьев не очень длинная: большинство не доживают до 4 лет. Много молодых птиц гибнет еще в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьев составляет 8-21 месяц. В природе некоторые воробьи доживают до 13 лет
Продолжается расширение ареала на север и восток. Домовый воробей на большей части своего обитания живет совместно с близким с ним видом – черногрудым или испанским воробьем (P. hispaniolensis). Самец последнего отличается от домового воробья шоколадной шапочкой, белой щекой, частыми черными пестринами на мантии и груди, зато самки практически неразличимы. В районах симпатрии между этими видами идет гибридизация от случайной до широкой, с образованием стабильных и нестабильных гибридных популяций.
Распространенного в Италии, на Корсике и Сардинии итальянского воробья (Р. «italiae») считают устойчивой формой гибридогенного происхождения. Этот воробей отличается от домового шоколадной шапочкой и большей площадью черного горлового пятна.
У воробьев нет физиологических приспособлений к обитанию в условиях холодного северного климата (хотя эту птицу наблюдали и в высоко в горах – в Швейцарских Альпах на высоте 2,3 тыс. м., в Гималаях – 4,6 тыс. м.). Но, придерживаясь жилья человека, воробей успешно проникает даже в зону безлесной тундры и встречается сейчас до севера Якутии, устье Печеры, в Мурманской области. В поселках и городах домовой воробей и здесь, в холодных районах, находит неплохие условия для существования, гнездятся в щелях и отверстиях зданий. Чем ближе к северу обитает домовой воробей, тем сильнее его связь с людьми, а вот в Средней Азии, на юге Туркмении, он может гнездится и вдали от человеческих поселений.
2.2. Взаимоотношения с человеком домового воробья
Отношение у человека к воробьям, способным приносить как пользу, так и вред, варьирует соответственно от весьма позитивного до негативного.
В летнее время местами, особенно на юге, где воробьи многочисленны, они приносят ощутимый вред созревающим зерновым культурам (хлеба, горох), а также ягодам (вишни, виноград), подсолнечнику и конопле.
Широко известна кампания по уничтожению воробьёв как вредителей сельского хозяйства, проведённая в Китае в 1950-е годы. В ходе развёрнутой в марте-апреле 1958 года кампании только за три дня в Пекине и Шанхае было уничтожено 900 тыс. птиц, а к первой декаде ноября того же года в Китае, по неполной статистике, было истреблено 1,96 млрд. воробьёв. Однако эта борьба привела к массовому распространению насекомых-вредителей весной и летом 1959 года в Шанхае и других городах. 18 марта 1960 года Мао Цзэдуном было принято личное решение о приостановке борьбы с воробьями.
В Средней Азии злостным вредителем зерновых является индийский воробей, подвид домового, и с ним ведётся борьба отравленными приманками.
В остальные сезоны вред от них незначителен. Во время выведения птенцов воробьи могут приносить несомненную пользу, истребляя множество вредных насекомых, особенно в городах, где мало других насекомоядных птиц. Истребление воробья в какой-либо местности всегда сопровождается чрезвычайно сильным размножением вредных насекомых.
Известны памятники воробью, сооружённые человеком в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Первый такой памятник был воздвигнут в середине XIX века в Бостоне. В 2003 году аналогичный монумент был установлен республиканской общественной организацией «Охрана птиц Беларуси» в городе Барановичи в рамках национальной кампании «Домовый воробей — птица 2003 года».
Воробьи являются переносчиками различных вредителей и возбудителей некоторых заболеваний. Перелетая с одного элеватора на другой, они могут переносить на своём оперении опасных вредителей зерна — амбарных клещей. Кроме того, воробьи распространяют оспу, куриную слепоту, дифтерию и некоторые другие болезни домашних птиц. В Китае в 2004 году, когда вирус птичьего гриппа H5N1 был впервые обнаружен в стране, были протестированы 38 воробьёв, и в некоторых образцах был найден опасный вирус.
Мясо воробья твёрдо и безвкусно и потому редко употребляется в пищу.
2.3. Численность популяции домового воробья
Домовые воробьи – это достаточно многочисленный вид. Во многих районах их численность стремительно растет, в других же – стабильна. В Европе численность домового воробья в отдельных местах может достигать 400 пар на 1 км2. По разным данным, в Европе обитает 60-200 млн домовых воробьев. В России – более 30 млн. пар (возможно и до 100 млн). В городах Украины домовой воробей, пожалуй, по численности превосходит всех других птиц вместе взятых, уступая по биомассе только голубям и врановым.
Однако со второй половины ХХ в. Число воробьев в ряде районов Западной Европы (в частности, в Германии, Голландии, Великобритании, Чехии) стало уменьшаться. Так, в Англии с 1970 г. численность этого вида уменьшилась более чем на 2/3 и эта тенденция сохраняется, так что домовых воробьев приходится даже охранять. Отмечено сокращение численности воробьев и в ряде наших больших городов.
Причин этого несколько. Замена лошадей автомобильным транспортом привела к сокращению числа конюшен – удобных мест и для питания (остатками овса), и для гнездования. Новые конструкции домов, где мало щелей и отверстий, лишают воробьев удобных мест для постройки гнезд. Уменьшение числа зеленых насаждений в городах, ранняя уборка урожая зерновых и замена их посадками овощных культур, применение пестицидов в сельском хозяйстве сокращают кормовую базу воробьев – семян диких растений и остатков зерна на полях для взрослых птиц, и насекомых, которыми воробьи выкармливают потомство. В Киеве в районах застройки неудобными для гнездования многоэтажными блочными домами, где озеленение к тому же представлено обедненными газонами с отдельными низкими деревцами, численность воробьев весьма невелика: они концентрируются на окраинах, рядом с рынками, пустырями или в районах старой малоэтажной застройки.