Каждый из существенных признаков является сложным по содержанию и разбивается на несколько более простых. Поэтому существенные признаки можно условно назвать составными, а признаки, получаемые в результате их разбиения, - составляющими признаками ("подпризнаками"). Так, признак "свое имя", упомянутый в законодательном определении, является не самостоятельным, а одним из составляющих признаков, поскольку принадлежит составному признаку "организация". Рассмотрим с этой точки зрения все признаки законодательного определения.
Организация состоит из органов, имеющих определенную структуру, собственную компетенцию и определенным образом взаимодействующих для выполнения единых для юридического лица цели и задач (функций), которые закреплены в учредительных документах. [10] Таким образом, наличие органов, их структуры, собственной компетенции, взаимодействия (делегирование полномочий, координация и субординация), наличие единой цели и задач (функций), закрепленных в учредительных документах, суть составляющие признаки ("подпризнаки"), которые надлежит описывать при характеристике составного признака "организация".
При рассмотрении составного признака "обособленное имущество" следует учитывать такие его составляющие признаки, как виды имущества (деньги, неденежное имущество), необходимость денежной оценки неденежного имущества, разные степени обособленности имущества (в российском праве - право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), наличие различных способов закрепления и учета имущества (баланс, смета).
"Правоспособность" как составной признак охватывает несколько "подпризнаков": общую и специальную правоспособность, материальную и процессуальную правоспособность, ограничение правоспособности (лицензирование, уставные самоограничения). При описании общей и специальной правоспособности следует обратить внимание на то, что они образуются под влиянием выделенного выше свойства производное™ юридического лица и непроизводности физического лица от воли суверена. Производность юридического лица заключается, в частности, в том, что создание юридического лица предполагает констатацию его цели. Следовательно, юридическое лицо изначально телеологично. Напротив, физическое лицо нетелеологично: человек рождается "бесцельно". Уже сама по себе телеологичность юридического лица предопределяет изменение объема его правоспособности. Так, наличие или отсутствие цели извлечения прибыли предопределяет соответственно общую правоспособность коммерческих и специальную правоспособность некоммерческих организаций. При этом следует понимать, что общая правоспособность юридических лиц - коммерческих организаций весьма своеобразна. Ведь речь идет только об их хозяйственной деятельности, т.е. о сфере экономики. В других сферах - политической, социальной, духовной - коммерческие организации не обладают общей правоспособностью. Кроме того, даже в сфере экономики правоспособность коммерческих организаций остается, строго говоря, "целевой". Например, коммерческая организация не может явным образом поставить себе цель вести убыточную деятельность, даже если эта деятельность является общественно полезной. Поэтому, скажем, в случае, когда коммерческая организация тратит все доходы на общественно полезную деятельность, регулярно показывая в отчетности убытки, она может быть ликвидирована. [11] В этом разительное отличие юридических лиц от лиц физических, правоспособность которых только и является "единственно и истинно" общей. Более того, непроизводность от суверенной воли и подчиненность лишь воле "естественной" делает физическое лицо частично не зависящим, автономным от суверена, несмотря даже на длящуюся правовую связь с ним - гражданство. В праве эта автономия выражается, например, в понятии "естественные права и свободы", которые исключены для юридического лица в силу того, что оно лишено "органичности". [12]
Составной признак "самостоятельная ответственность" юридического лица разграничивается с ответственностью учредителей и должен включать такие составляющие признаки, как ответственность "должностных лиц" юридического лица (дисциплинарная, административная, уголовная ответственность), исключения из правила самостоятельной ответственности: солидарная ответственность учредителей при не полностью оплаченных акциях; субсидиарная ответственность при банкротстве (обязательные к исполнению указания); субсидиарная ответственность для учредителей казенных предприятий и учреждений.
Деление признаков на составные (собственно признаки) и составляющие ("подпризнаки") важно в практическом плане, ибо позволяет определить объем описания составных признаков и соответственно самого юридического лица.
Как было выяснено выше, юридическое лицо является одновременно субъектом права и институциональным правоотношением. Поэтому признаки юридического лица как субъекта права соотносятся с элементами структуры юридического лица как правоотношения. Так, субъектным признаком является организация, объектным - обособленное имущество, содержательными - правоспособность и самостоятельная ответственность, с основанием соотносится регистрация. Поскольку деление произведено в соответствии со структурой правоотношения, признаки названы структурными. Соотнесенность признаков юридического лица и элементов структуры правоотношения можно наглядно представить в таблице.
Соотнесенность признаков юридического лица и элементов структуры правоотношения
Данное структурное деление полезно, ибо обладает некоторой объяснительной силой. Во-первых, оно дает возможность раскрыть субъектно-объектную структуру каждого признака юридического лица. Так, самостоятельная ответственность представляет собой с этой точки зрения сложный признак, сочетающий в себе два субъекта и один объект. Эта трехэлементная субъектно-объектная конструкция читается так: ответственность юридического лица (субъект-1) перед третьим лицом (субъект-2) всем своим имуществом (объект). Это описание можно выразить в формуле: [СУБЮЛ (vs) СУБЗЛ (-) ОБИМ] , где аббревиатура (vs) означает "ответственность перед", а знак (-) - средство (ответственность имуществом). Субъектно-объектному анализу поддаются и иные понятия, входящие в признаковую структуру юридического лица. Например, право собственности юридического лица может быть представлено следующей формулой: [СУБЮЛ (+) ОБИм (vs) СУБЗЛ], которая толкуется так: "юридическое лицо (СУБЮЛ, или субъект-1) имеет (+) абсолютное право собственности на имущество (ОБИМ, или объект) против (vs) всех третьих лиц (СУБЗЛ, или субъект-2)".
Во-вторых, указанная классификация помогает понять взаимосвязи между составными и составляющими признаками. Скажем, фирменное наименование и место нахождения как составляющие признаки принадлежат составному субъектному признаку "организация", а товарный знак и знак происхождения - составному объектному признаку "имущество" (продукция).
В-третьих, структурный взгляд на юридическое лицо позволяет глубже понять отличие дуалистического юридического лица от монистического физического лица: последнее есть только субъект права и не является правоотношением. [13]
Родовидовые отношения между признаками выявляются из структуры определения юридического лица. "Ближайшим родом"[14] (родовым признаком) в определении является понятие "организация" ("Юридическим лицом признается организация... "), "видовыми отличиями" (видовыми признаками) - обособленное имущество, правоспособность, самостоятельная ответственность. Обращает на себя внимание то, что термин "организация" имеет два составных элемента: 1) объединение лиц и 2) совокупность органов, которые мыслятся в едином синкретичном значении: "объединение лиц, представляющих совокупность органов" ("объединение лиц в органах"), или как вариант - "совокупность органов, представленных лицами" ("совокупность органов в лицах"). [15]
Родовой признак в определении всегда один и потому воспринимается как главный представитель понятия, что выражается в вопросе: "Что такое в конечном итоге (или - вкратце, одним словом) юридическое лицо? " и в ответе на него: "Организация". При этом следует иметь в виду, что научное и обыденное сознание толкуют "конечный итог" по-разному. Научное сознание нацелено на проникновение в сущность, которая есть синтез всех существенных признаков предмета (родового и видовых), выявленных в результате анализа. "Конечный итог" для научного сознания - это и есть такой синтез. Обыденное сознание стремится к отражению и постижению мира через конкретные образы-представления, поэтому для него "конечный итог" - это подобный образ или, в отсутствие такового (например, при отвлеченных понятиях), его краткий (однословный) эквивалент, каковым является родовой признак, в нашем случае - "организация". Обыденное сознание при этом отсекает все видовые отличия и стремится познать новый субъект права путем сравнения организации с уже известным субъектом права - физическим лицом. Однако, если физическое лицо (человек) - это понятие хотя и общее, но представимое за счет конкретизации "человека вообще" в каком-то одном индивидууме, то организация - понятие не только общее, но еще и сложно-собирательное, и представить организацию как "объединение лиц в органах" естественным способом, т.е. за счет конкретизации, невозможно. Тогда обыденное сознание прибегает к "искусственному" способу - олицетворению, который заключается в наименовании организации лицом, что в какой-то степени сближает физическое лицо и юридическое лицо. Такова гносеологическая основа постижения сущности юридического лица через "искусственный" прием олицетворения (как вида метафоры) обыденным сознанием, которое преобладало в прошлом, когда зарождалось само понятие юридического лица.