Федеральное агенство по образованию
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Институт заочного и дистанционного обучения
Кафедра гражданского и предпринимательского права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Гражданское право"
Сущность юридического лица
Студент
гр. ЗЮП–04–01
Преподаватель
ст. преподаватель
Владивосток 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Определение и признаки юридического лица. 2
2. Признаковый анализ юридического лица. 2
2.1. Институциональные и договорные признаки. 2
2.2. Функциональные признаки. 2
2.3. Составные и составляющие признаки. 2
2.4. Структурные признаки. 2
2.5. Родовидовые признаки. 2
2.6. Предметные и относительные признаки. 2
2.7. Отрицательные и положительные признаки. 2
Проблеме сущности юридического лица в отечественной правовой литературе посвящено немало исследований, и тем не менее эта тема до сих пор считается недостаточно изученной. [1] В настоящей контрольной работе делается попытка рассмотрения сущности юридического лица.
В логике сущностью признается совокупность всех существенных, т.е. внутренних необходимых, признаков предметов в их естественных взаимосвязях. [2]
Признаки юридического лица выводятся из законодательного определения, данного в п.1 ст.48 ГК РФ: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Поскольку указанная норма является императивной, то признаки именуются обязательными.
Исходя из законодательного определения обычно выделяются четыре обязательных признака: 1) организация (организационное единство); 2) обособленное имущество; 3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам; 4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени. [3] При этом четвертый признак следует трактовать не как наличие собственного имени и иных средств индивидуализации, а как наличие правоспособности материальной (от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности) и процессуальной ("быть истцом и ответчиком в суде").
Признаковая структура понятия юридического лица весьма сложна и нуждается в объяснениях.
Юридическое лицо как правовой феномен характеризуется дуализмом, являясь одновременно самостоятельным субъектом права и правоотношением, вернее сказать, комплексом правоотношений. Такой вывод следует не только из учения французской цивилистики о юридическом лице как институте и договоре,[4] но главным образом из наблюдения признаковой структуры юридического лица: ведь признаки, закрепленные в законодательном определении, явно соотносятся с элементами структуры правоотношения - субъектом (организация), объектом (имущество) и содержанием (правоспособность). Однако характер правоотношения, выявленного таким очевидным соотнесением, не вполне ясен. Проведенный ниже анализ приводит к выводу о том, что юридическое лицо воплощает в себе черты двух видов правоотношений.
Во-первых, возникновению юридического лица предшествует правоотношение, включающее следующие элементы: [5] (а) субъекты - учредители - физические лица; [6] (б) объект - имущества учредителей и действия по созданию юридического лица путем объединения и обособления этих имуществ;
(в) содержание - права и обязанности каждого учредителя по созданию юридического лица; самостоятельная ответственность каждого учредителя. Автор контрольной работы присоединяется к тому мнению ученых, которые относят самостоятельную ответственность к содержанию правоотношения, ибо она представляет собой правовое последствие нарушения обязанностей, которые вместе с правами входят в содержание правоотношения.
(г) основание - учредительный договор. Поскольку основанием является договор, то налицо договорное правоотношение. [7]
Во-вторых, в результате регистрации юридического лица договорное правоотношение институционализируется как новый субъект права и одновременно новирует в правоотношение, структура которого приобретает следующий вид: (а) субъекты - организация (новый субъект) и учредители (старые субъекты); (б) объект - обособленное имущество юридического лица и действия по управлению им (новый объект полностью заменяет старый); (в) содержание - права и обязанности, самостоятельная ответственность организации (новые элементы содержания); права и обязанности, самостоятельная ответственность каждого учредителя (старые элементы содержания); (г) основание - учредительный договор (старый элемент основания), устав и регистрация (новые элементы основания).
Как видно, преобразования затрагивают все элементы старого договорного правоотношения. Так, в субъектный состав включается, кроме старых элементов - учредителей - физических лиц, новый элемент - вновь возникшая организация. В отличие от субъекта объект вновь возникшего правоотношения не сохраняет старый элемент - имущества учредителей и действия по созданию юридического лица путем их объединения и обособления, который полностью заменяется новым элементом - обособленным имуществом организации и действиями по управлению им. Содержание также изменяется: к старым элементам - правам и обязанностям, самостоятельной ответственности учредителей добавляются новые элементы - права и обязанности, самостоятельная ответственность самой организации. Старый элемент основания договорного правоотношения - учредительный договор, который выражает волеизъявление учредителей о создании юридического лица, дополняется новыми элементами - уставом и регистрацией, т.е. волеизъявлением суверена о признании юридического лица. Новое правоотношение уместно именовать институциональным, ибо его новые элементы по сути являются также признаками юридического лица, т.е. институциональными признаками.
Новые институциональные признаки - организация, обособленное имущество, правоспособность,[8] самостоятельная ответственность, регистрация - конституируют юридическое лицо как новый субъект права. Однако новый субъект права одновременно имеет характер правоотношения, которое, несмотря на новацию из договорного в институциональное, все же сохраняет элементы исходного договорного правоотношения (субъекты - учредители - физические лица, содержание - права и обязанности учредителей - физических лиц, основание - учредительный договор). В силу этого юридическое лицо характеризуется не только новыми институциональными, но и старыми договорными признаками. В описаниях юридических лиц договорные признаки могут формулироваться по-разному. Как правило, это: (а) правоспособность учредителей, в частности их общий гражданско-правовой и предпринимательский статус; (б) права и обязанности учредителей; (в) ответственность учредителей (например, их ограниченная ответственность). Именно одновременное наличие новых институциональных и старых договорных признаков и предопределяет известное цивилистике противопоставление "институт - договор", свойственное юридическому лицу.
В этой связи особого внимания заслуживает вопрос о дуализме правового положения учредителей, вытекающем из дуализма юридического лица как субъекта права и институционального правоотношения. Если рассматривать учредителей с точки зрения юридического лица как субъекта права, то они выступают как коллективный орган управления юридического лица (скажем, общее собрание акционеров). В этом качестве учредители заинтересованы в длительном и успешном функционировании юридического лица. Если же представить себе учредителей в рамках институционального правоотношения, то каждый из них выступает в качестве отдельного физического лица, который стремится прежде всего быстрее получить отдачу на вложенный капитал. Этот дуализм правового статуса учредителей ведет к противоречию между их долгосрочными интересами как коллективного органа юридического лица и сиюминутными устремлениями как отдельных физических лиц. Это противоречие лежит в основе так называемого права и практики корпоративного управления. Именно это противоречие, трудноразрешимое даже в условиях корпораций (т.е. коллективных юридических лиц), становится камнем преткновения в регулировании "компаний одного лица", поскольку примирить непримиримое - две ипостаси одного индивида, воплощающего в себе и учредителя, и учрежденное юридическое лицо (компанию одного лица), - можно только в теории.
Решающим фактором и основанием институционализации (образования нового субъекта права) и новации (преобразования договорного правоотношения в институциональное) выступает государственная регистрация юридического лица как конечный элемент сложного фактического состава, который начинается с волеизъявления учредителей.
Сказанное, несомненно, означает, что регистрация есть существенный признак юридического лица, подлежащий в силу этого включению в его определение, которое может быть сформулировано, скажем, так: "Юридическим лицом признается зарегистрированная от имени государства организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде". Этот вывод согласуется с известным мнением о том, что даже наличие всех признаков юридического лица не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом - субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация. [9]