Перед началом осмотра следователь информирует всех его участников о порядке движения, предупреждает об особой осторожности в передвижении на месте происшествия с тем, чтобы не были затоптаны имеющиеся следы, о недопустимости без разрешения следователя прикасаться к каким-либо объектам, бросать окурки и другие предметы.
При осмотре на местности целесообразно отмечать путь движения и осмотренные участки заранее подготовленными вешками, флажками и другими выделяющимися предметами.
Стадия детального исследования заключается в последовательном изучении обстановки места происшествия в соответствии с выбранным направлением движения по отдельным узлам (участкам), каждый из которых выделяется определенной совокупностью пространственно или информационно взаимосвязанных объектов и следов. Например, такой узел будут составлять труп, висящий в петле, крюк, к которому прикреплена петля, подставка со следами ног; второй узел – стол с находящейся на нем посудой и остатками пищи, третий – входная дверь со следами взлома, выключатель с потожировыми следами и т.д. Такой метод исследования называется узловым. Двигаясь последовательно, переходя при осмотре от одного узла к другому, следователь не должен упускать из виду участки местности или помещения, расположенные между ними, – там могут находиться значимые для расследования объекты и следы (окурки, оторванная пуговица, следы ног и т.п.).[6]
В стадии детального исследования объекты и следы сначала изучаются путем статического, а затем динамического исследования. Статическийметод заключается в исследовании и фиксации обстановки места происшествия и отдельных ее элементов в том виде, в каком они находились к началу осмотра. Этот метод применяется также и при ориентирующем исследовании. Изучение ведется визуально, объекты не передвигаются и их положение не изменяется. В статическом состоянии объекты фотографируются методом узловой и детальной фотосъемки, а затем с помощью измерений фиксируется положение каждого из них относительно неподвижных ориентиров обстановки и других объектов. Измерения и описания должны быть такой полноты и точности, чтобы впоследствии на их основе можно было легко восстановить место расположения любого объекта и следа. С целью более точной фиксации в масштабе взаимного расположения объектов применяется стереоскопическая либо перспективно-метрическая фотосъемка (с глубинным или квадратным масштабом, а также с помощью фотоаппарата, снабженного перспективной координатной сеткой).
При использовании динамического метода допускаются любые перемещения объектов и изменение их положения. Однако поднимать и брать в руки объекты надо осторожно, чтобы не повредить следы, не оставить отпечатков своих рук и не занести микрочастицы со своей одежды. Статический и динамический методы чередуются при исследовании объектов, находящихся в границах определенного узла, что создает наиболее оптимальный режим исследования материальной обстановки. Измерив и зафиксировав понижение каждого из объектов узла относительно друг друга, исследователь переходит к их детальному изучению. В процессе детального исследования изучаются и фиксируются не только видимые следы и объекты, но и осуществляется поиск латентной (скрытой) информации, которая может быть обнаружена путем изучения объектов на месте происшествия различными методами: помощью наблюдения (например, при косопадающем свете), измерения, сравнения, инструментальных методов (например, документ, залитый кровью, можно прочитать с помощью светофильтра красного цвета или ЭОП), опытных действий (например, определение наличия тока в цепи с помощью индикатора) и др. Осмотр узла завершается изготовлением слепков и оттисков следов, а также изъятием тех объектов и следов, которые имеют отношение к происшедшему.
Осуществляя поиск источников криминалистической информации, следователь в каждом случае пытается уяснить конкретный механизм следообразования, мысленно моделируя взаимодействие объектов. Например, определяет, с внутренней или внешней стороны оконного стекла должны были остаться следы рук, нужна ли была преступнику какая-либо подставка для преодоления преграды, должен ли был преступник или погибший испачкаться о стену, закрепляя петлю на перекладине, и т.д. Решая подобные частные вопросы взаимодействия объектов, следователь должен опираться на знание механизма взаимодействия всех объектов, участвовавших в происшествии, и знание взаимосвязи следов преступления, образующихся в результате такого взаимодействия.
Соответственно в ходе осмотра изымаются образцы почвы, растений, микрочастицы с обстановки (краска, пыль и т.п.), со всеми предосторожностями упаковываются брошенные или потерянные преступником орудия и другие предметы, обеспечивается сохранность микрочастиц и других следов на одежде потерпевшего с тем, чтобы впоследствии можно было сравнить их со следами, которые остались на обуви, одежде и предметах, изъятых у подозреваемого.
Моделируя происшедшее событие, следователь обязательно должен отмечать негативные обстоятельства. Негативные обстоятельства свидетельствуют об ошибочности выдвинутой следователем версии, неточности полученной информации либо об инсценировке.
На инсценировку указывают: различные противоречивые обстоятельства, факты искусственного изменения обстановки, наличие признаков разных преступлений, яркий демонстративный характер отдельных следов и др.[7]
Данные о негативных обстоятельствах, особенно инсценировках позволяют с большей достоверностью судить о сущности происшедшего события, определить было ли оно преступным или непреступным.
С целью выявления негативных обстоятельств следует дифференцировать изменения в обстановке:
а) происшедшие в результате совершенного преступления;
б) внесенные преступником и иными заинтересованными лицами в процессе инсценировки;
в) появившиеся в силу объективных причин (под воздействием, например, сил природы);
г) внесенные посторонними лицами случайно, вне связи с совершенным преступлением (до или после происшествия) либо с целью отвести от себя подозрение.
При производстве осмотра места происшествия следователю нужно получить информацию для ответа на следующие вопросы:
1. является ли место происшествия местом преступления, если да, то в какой именно его части оно было совершено (об ином месте преступления можно судить по следам волочения, отсутствию следов крови, несоответствию трупных пятен позе трупа, отсутствию соответствующих загрязнений на обуви и одежде трупа, несоответствию одежды на трупе погодным условиям и т.п.). С целью поиска места преступления исследуется дорожка следов, применяется служебно-розыскная собака, проводится прочесывание местности, подворный, поквартирный обход для выявления свидетелей и очевидцев, тщательно изучаются отдельные объекты (бирки, метки, специфические загрязнения и микроследы на упаковочном материале, белье, пометки на газетах и т.д.), устанавливается личность убитого, его связи, образ жизни и выясняются обстоятельства его поведения в день гибели;
2. сколько лиц участвовало в происшествии, характер и мотивы их действий (об этом можно судить по следам рук, ног, зубов, использованной посуде, окуркам, следам биологического происхождения, количеству и объему похищенного, способу преступления (и т.д.);
3. когда произошло расследуемое событие, как долго преступники находились на месте происшествия (о времени свидетельствуют трупные явления, сравнение температуры тела и окружающей среды, следы плесени, наличие на трупе и одежде насекомых, соответствие одежды времени года, по остановившимся стрелкам часов, если они были повреждены, по состоянию пищи, датам на отрывном календаре и газетах в почтовом ящике, включенном или выключенном свете, признакам кормления животных и т.д.);
4. каков характер связи между преступником и потерпевшим (об этом свидетельствует способ проникновения преступника в жилище, его свободная ориентировка в помещении, знание тайников, времени отсутствия потерпевшего в квартире, способ сокрытия следов преступления и т.д.);
5. кто совершил преступление (о возрасте, поле, физической силе, росте и других особенностях преступника можно судить по способу преступления, использованным орудиям и средствам, характеру похищенного, различным следам, микрочастицам от его одежды, данным о своеобразии его связи с потерпевшим и т.д.).
В завершающей стадии осмотра следователь совместно с прокурором, работниками милиции, специалистами обобщает и анализирует собранные данные, проверяет насколько удалось решить основные и частные задачи осмотра. В порядке контроля, чтобы убедиться, что ничего не упущено и не забыто, целесообразно повторно осмотреть наиболее важные узлы места происшествия.
Протокол осмотра места происшествия составляется в процессе производства следственного действия либо по его завершении на основе предварительных черновых записей и измерений. Все обнаруженное при осмотре подлежит фиксации в такой последовательности, в том виде, состоянии и расположении объектов относительно друг друга, в каком они наблюдались при осмотре. Выводы и умозаключения следователя в протоколе осмотра не записываются. В протокол могут заноситься заявления присутствующих лиц по поводу тех или иных объектов либо следов. Например, о принадлежности конкретной вещи определенному лицу, о факте опознания трупа, о том, что осматриваемый объект до приезда следователя передвигался, переносился. После занесения этих заявлений в протокол следователь при необходимости может произвести дополнительные измерения, которые с соответствующей оговоркой записываются в протокол. Изымаемые с места происшествия объекты в необходимых случаях упаковываются, опечатываются, снабжаются соответствующими бирками и надписями[8].