Смекни!
smekni.com

Тактика предъявления для опознания (стр. 2 из 10)

Субъективные факторы определяются психологическим состоянием человека, воспринимающего объект, его отношение к событию преступления и наблюдаемому объекту. Например, образ человека воспринимается и запоминается по его физико-анатомическим, функциональным, возрастным и национальным особенностям. Основными компонентами внешнего облика человека являются: рост, телосложение, особенности лица и других частей тела. Важное значение имеют и сопутствующие элементы: одежда, обувь, прическа и другие, а также особые приметы: шрамы, татуировки, родимые пятна и прочие. Если нет никаких особых примет, то опознание будет проводится только по вышеизложенным особенностям человека.

Действие указанных объективных и субъективных факторов нужно обязательно выявлять еще перед допросом того лица, которому впоследствии нежелательные воздействия факторов были своевременно учтены следователем.

Актуальной представляется психологическая классификация по органам чувств, которые принимают в нем участие, а также по типам узнавания. Наибольшее распространение в следственной практике получило опознание зрительного образа, которое можно разделить на два типа: симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).

При симультанном опознании процесс отождествления с мысленным образом происходит мгновенно на основе восприятия объекта в целом без стадии оценки отдельных его признаков. Опознание с использованием механизма данного типа в настоящее время считается более надежным.

Сукцессивное опознание подразумевает восприятие и анализ отдельных признаков объекта и их совокупность и сопоставление их с аналогичными признаками мысленного образа, на основе чего потом делается вывод о тождестве либо не идентичности объектов.

Симультанное опознание чаще всего имеет место в двух ситуациях: 1) когда воспринимаемый объект очень хорошо знаком опознающему лицу: это может быть предмет, находившийся у него длительное время в пользовании, или его родственники, близкие друзья; 2) когда человек воспринимал незнакомый объект недолгое время, либо в сложных условиях и не может при допросе выделить каких-либо конкретных признаков, но говорит, что если он увидит этот объект еще раз, то сможет его узнать. Симультанное опознание допускается в следственной и судебной практике, однако полученные при его помощи результаты должны тщательно проверяться и критически оцениваться следствием и судом на основе сопоставления со всеми собранными по делу доказательствами. Также необходимо тщательно проверять и результаты сукцессивного опознания.

В следственной практике получило распространение опознание звука, в основном, человеческой речи. «Однако, анализ следственной, судебной и экспертной практики свидетельствует, что опознание в связи с расследуемым событием по голосу и речи возможно лишь в форме установления большей или меньшей степени сходства. Утверждение опознающего об отождествлении в этом случае должно восприниматься весьма критически»[4].

В подтверждение указанной выше позиции ученной Самошиной З.Г. можно привести цитату из работы Ратинова А. Р.: «Многие признаки в деталях вообще очень мало поддаются словесному описанию. Как, например, рассказать об особенностях речи, описать тембр голоса, выражение лица. Чаще всего удается лишь передать самое общее впечатление»[5]. Из сказанного можно сделать вывод, что функциональные признаки опознаваемого, такие как голос, могут присутствовать в объяснении опознающего, при этом лишь дополняя признаки внешности, что придает следственному действию максимум объективности.

Очень важно помнить, что на ход и результаты опознания могут повлиять такие психологические факторы, как боязнь опознающим того лица, которое он должен опознать, намерение скрыть факт опознания знакомого объекта, сама обстановка проведения следственного действия. Поэтому следователь должен внимательно следить за опознающим в момент опознания, чтобы заметить признаки поведения, указывающие на влияние таких факторов на поведение опознающего.

На нейтрализацию таких негативных психологических факторов, влияющих на результаты опознания, направлены и иные тактические приемы, а также требования закона о процедуре этого следственного действия, которыми должен неукоснительно руководствоваться следователь при его проведении.

1.2 Тактические приемы подготовки предъявления для опознания

Подготовка к этому следственному действию является обязательным криминалистическим и процессуальным условием успеха опознания. Планируя предъявление для опознания, следует предусмотреть: цель этого следственного действия, провести предварительный допрос опознающего об обстоятельствах, при которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может провести опознание; осуществить подбор объектов, среди которых будет предъявляться; определить выбор времени и места предъявления для опознания, приглашение лиц, которые должны участвовать при проведении этого следственного действия.

Анализ местной следственной и судебной практики показывает, что поверхностное, небрежное отношение следователя к производству предъявления для опознания или неумелое проведение его приводит к тому, что показания опознающего, полученные в ходе этого процессуального действия, часто не имеют доказательственного значения вообще или оно настолько сомнительно, что суд бывает вынужден возвращать дело на доследование или прекращать его производство. В ряде случаев следствием ошибок, допущенных при предъявлении для опознания на предварительном следствии, являются ошибочные приговоры судов.

Во избежание ошибок в судах предъявление для опознания должно проводиться следователем с соблюдением условий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, рекомендациями выработанных практикой и теорией уголовного процесса и криминалистикой.

В статье 164 УПК говорится о том, что при необходимости предъявления для опознания следователь обязан предварительно допросить опознающего о приметах объекта подлежащего опознанию и обстоятельствах, при которых он его наблюдал ранее.

Целью предварительного допроса опознающего являются выяснение и фиксация в протоколе тех обстоятельств и условий, в которых частных признаков этого объекта, сохранившихся в памяти, по которым допрашиваемый может его опознать. На обязательность и большое значение допроса опознающего перед предъявлением ему объекта неоднократно указывали процессуалисты и криминалисты.

Так, Г. И. Кочаров, указывая на необходимость предварительного допроса опознающего о приметах и особенностях, по которым он сможет произвести опознание, отмечает: « Выяснение этих обстоятельств важно как для решения вопросов о целесообразности предъявления опознающему этого или иного объекта и о возможности доверять его восприятию, так и для последующей оценки правильности результатов предъявления для опознания»[6]

Ю. М. Михайлов говорит о предварительном допросе опознающего как об основном условии, обеспечивающим достоверность результатов предъявления для опознания, которое вытекает из требований закона и рекомендаций криминалистической тактики.[7]

Предварительный допрос перед предъявлением для опознания необходимо проводить сразу же вслед за возбуждением уголовного дела, независимо от того, имеется или нет в этот момент возможность предъявить объект опознающему лицу, так как происшедшее событие и образ кратковременно наблюдаемого объекта могут ненадолго сохраниться в памяти допрашиваемого.

Если объект, подлежащий предъявлению, могут опознать несколько лиц, необходимо перед предъявлением допросить их всех. Из показаний нескольких лиц, описывающих внешний облик объекта или обстоятельства его наблюдения, следователь может точнее представить себе внешний вид наблюдавшегося ими объекта. Однако, лицо могло не заметить тех или иных признаков объекта или обстановки наблюдения его, могло недостаточно детально описать признаки объекта и т. д. В этих случаях показания одного лица дополняются и проверяются показаниями других лиц.

Кроме детального выяснения примет и особенностей внешнего облика объекта, следователь обязан выяснить у допрашиваемого лица иные данные, как-то: где, когда (по возможности точно день и час), на протяжении какого промежутка времени, при каких условиях (освещение, погодные условия и т.д.) и при каких обстоятельствах, на каком расстоянии от него имело место наблюдение объекта, в каком состоянии (движения, покоя и т. д.) находился объект, кто кроме него видел объект, о котором идет речь; может ли кто-нибудь подтвердить показания лица, а когда речь идет о вещах, принадлежащих опознающему, то располагает ли он какими-либо доказательствами принадлежности ему вещей. Очень важно убедиться, сам ли опознающий наблюдал объект, не подсказывал ли ему кто-либо примет объекта. Предметом предварительного допроса должно быть также выяснение состояния самого допрашиваемого в момент наблюдения им объекта – не был ли он напуган, не находился ли он в состоянии растерянности, усталости и т.д. Следует выяснить, какова у него память, что он лучше запоминает (лица, даты, цифры и т.д.), какова его профессия.

В ходе допроса перед предъявлением объекта, как уже было указано ранее, особое внимание следует обратить на психическое состояние допрашиваемого и выяснить путем постановки соответствующих вопросов и личного наблюдения, не страдает ли он выраженными психическими расстройствами, обращался ли когда-нибудь за помощью к психиатру. В случае сомнения в психической полноценности допрашиваемого лица следователь должен прибегнуть к помощи врача-психиатра, который, в случае необходимости, проведет психологическую экспертизу и определит мог ли допрашиваемый объективно оценивать происходящую ситуацию в ходе преступного деяния. Если при проведении допроса следователь не проявит должного внимания к выяснению психического состояния допрашиваемого, то возможны случаи допущения к предъявлению для опознания лиц, которые по своим психическим данным не могут давать правильных показаний. Это может повлечь за собой целый ряд ошибок в расследовании преступления и напрасную трату времени на его производство.