Смекни!
smekni.com

Тактика предъявления для опознания (стр. 8 из 10)

В своей работе Р. С. Белкин указывал, что «опознающий подробно допрашивается обо всех индивидуальных признаках опознаваемого объекта (наименование, назначение, давность изготовления и использования, качество, материал, цвет, дефекты, надписи и т. д.»[26]

В ходе предварительного допроса у допрашиваемого следует установить: наименование вещи, кем допрашиваемый является по отношению к ней – собственником или вещь находится у него на хранении, хорошо ли он помнит признаки ее, когда, где и каким путем она была им приобретена, из какого материала она изготовлена, старая или новая, не имеет ли она каких-либо дефектов и прочее.

Готовясь к предъявления для опознания вещей, следователь должен разместить их так, чтобы опознающий мог подойти к предъявленным объектам, взять их в руки, внимательно осмотреть. В помещении, где будет проходить опознание, необходимо создать хорошее естественное освещение, так как при слабом и искусственном свете оттенки цвета могут видоизменяться, а от этого трудней узнавание. К каждой предъявляемой вещи прикрепляется бирка с порядковым номером. В процессе предъявления

для опознания одежды по указанию следователя или по желанию опознающего он может примерить рассматриваемую вещь, чтобы удостоверится в соответствии размера или других ее признаках, проявившихся при носке. Если вещь опознана, следователь предлагает опознающему объяснить, по каким признакам она опознана. При этом надо уточнить, видит ли опознающий какие-либо изменения, происшедшие с опознанной вещью

Следственной практике известны примеры, когда опознающий указывает на опознанной вещи такие признаки, которые не были в соответствующем протоколе при ее изъятии. В таком случае после опознания необходимо с участием тех же лиц произвести дополнительный осмотр вещи и зафиксировать наличие указанных признаков. Опознающего следует допросить о причинах, по которым он не сообщил своевременно о признаках вещи.

Появилась необходимость предъявлять для опознания большое количество вещей, украденных преступниками из одного места. В таких случаях следователь группирует вещи по их наименованию и назначению (костюм, туфли и т.д.). При предъявление большего количества вещей, похищенных из разных мест, целесообразно сгруппировать их прежде всего по принадлежности к месту похищения, а затем по наименованию. В первую очередь опознающему показывают вещи, которые по предположению следователя принадлежали именно ему.

Что касается транспортных средств, то наиболее часто возникает необходимость предъявлять для опознания обнаруженные автомашины. Автомашина, подлежащая опознанию, размещается в числе других (двух-трех), сходных по типу и марке, степени изношенности и расцветке. Несмотря на то что в законодательстве такое правило закреплено, на практике это является практически нереальным. К примеру, если машина находится обгоревшая на пустыре, то доставить две другие аналогичные машины не представляется возможным. То есть, происхождение таких фактов можно считать пробелом в нашем законодательстве, который подлежит в дальнейшем тщательной доработке. уникальных (единственных, неповторимых) объектов.

К их числу чаще всего относятся произведения искусства (картины, иконы), похищенные или вывозимые контрабандным способом, и другие ценные вещи. Предъявлять их в числе других однородных невозможно, так как аналогов либо нет, либо достать таковые сложно. В таких случаях уникальный предмет предъявляется для опознания в единственным числе в присутствии понятых и с участием специалиста. Уникальность предъявляемого предмета предварительно устанавливается заключением специалистов. Опознание такого объекта не исключает производства соответствующей экспертизы.

Вообще, как криминалисты, так и процессуалисты придерживаются единого мнения о том, что предъявление для опознания вещей, является более точным видом опознания, так как ошибки при опознании вещей в практике встречаются реже, чем при опознании других объектов. С мнением ученых нельзя не согласиться. Это связано с тем, что вещи менее подвержены изменениям, чем, например, люди.

2.4 Предъявление для опознания животных

Необходимость предъявления для опознания животных нередко возникает в практике, особенно в последнее время, в связи с участившимися кражами домашних животных редких и ценных пород. Возможность отождествления животных путем опознания подтверждается многочисленными случаями из следственной и судебной практики. Этот вид предъявления для опознания имеет ряд характерных особенностей, и мы рассмотрим некоторые из них.

Животные предъявляются для опознания в ситуациях, когда расследуется дело о краже скота или похищении животного, либо есть предположение о замене одного животного другим, а так же в иных случаях.

Перед предъявлением для опознания животных проводится допрос. При допросе опознающего следователь должен выяснить, кем является опознающий – хозяином животного, соседом хозяина, посторонним, а также кличку животного, породу, пол и т.п., то есть всех общих и частных признаках животного.

Порядок предъявления для опознания животных предусматривает предъявление их в группе животных, сходных по виду, масти, породе и др.

Для правильного отбора животных рекомендуется пригласить специалиста: врача-ветеринара, зоотехника.

Предъявляемые для опознания животные фотографируются с указанием номеров, отдельно делается снимок опознанного животного,

крупным планом снимаются его характерные приметы. Протокол предъявления для опознания должен содержать описание особых примет всех предъявляемых для опознания животных.

Объектами опознания могут быть также трупы животных и их части: шкуры, головы, конечности и т. п. При этом должны быть соблюдены требования уголовно-процессуального закона. П. П. Цветков писал: «Шкуру, голову, ноги животного следует предъявлять, если есть возможность, среди других подобных частей однородных животных, так как опознающий, видя перед собой только одну шкуру или одну голову, или одни ноги, будет склонен думать, что это и есть то, что надо опознать»[27]. Можно сказать, что Цветков в своем высказывании предлагает четко следовать закону, но если посмотреть на это с практической стороны, то не во всех случаях можно найти и предъявить для опознания отдельные схожие части животных. И вообще, преступления связанные с кражей скота происходят в основном в деревнях, а там, как известно, из-за нехватки транспорта, денежных средств и

сотрудников внутренних дел данный вид опознания остается невостребованным и уголовные дела в большинстве случаев не рассматриваются или прекращаются за не доказанностью, что, несомненно, нарушает Российское уголовное законодательство.

2.5 Предъявление для опознания по фотоснимкам

Если невозможно предъявить для опознания человека или предмет, то проводится данное следственное действие, использую их фотоизображения. Для этого в ходе предварительного допроса опознающего подробно выясняются все общие и частные приметы объекта, подлежащего опознанию.

Затем следователь подбирает фотографии объектов, сходных с опознаваемым по тем же правилам, которые применяются для подбора объектов для опознания живых лиц. В этом случае должно быть выдержано и сходство самих фотографий: по виду съемки (любительская, профессиональная); по характеру (опознавательная, узловая, детальная); по ракурсу (человек сфотографирован анфас или в профиль). Фотографии должны быть хорошего качества и отображать все характерные признаки объекта. Все подобранные следователем фотоснимки наклеиваются на бумагу, нумеруются, скрепляются печатью органа расследования и таким образом становятся фото таблицей, которая приобщается к протоколу предъявления для опознания.

По данному виду предъявления для опознания можно привести пример из судебной практики. Коминтерновским районным народным судом г. Воронежа Свиридов осужден по ч.1 ст. 162 УК РФ. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене приговора в отношении Свиридова и направлении дела на новое расследование. Президиум Воронежского областного суда протест удовлетворил, указав следующее. Опознание Свиридова потерпевшим проводилось с нарушением. До задержания Свиридова 5 ноября 2001 г. он был опознан потерпевшим Яковлевым по фотографии под №2 как лицо, совершившее на него нападение. Потерпевший указал, по каким признакам опознал его. Но как видно из протокола, наклеенные фотографии опознаваемых лиц не были скреплены печатью. Хотя все три фотографии одинакового формата, Свиридов изображен более крупным планом, чем двое других мужчин. Таким образом, вывод суда о виновности Свиридова в совершении преступлений основан на недостаточно исследованных доказательствах, нуждающихся в дополнительной проверке, поэтому приговор в отношении Свиридова подлежит отмене с направлением дела на новое расследование[28].

Исходя из данного вида опознания, анализ уголовно-процессуального законодательства, следственной и судебной практики приводит к выводу о том, что предъявление фотографического объекта бывает необходимым в случаях:

Когда лицо, подлежащее опознанию, скрывается от органов следствия.

Когда лицо, подлежащее опознанию, препятствует этому. Например, Марков был привлечен к уголовной ответственности за разбой. Узнав, что его должны предъявлять для опознания, обвиняемый отказался участвовать в следственном действии. Тогда следователь, отразив в документе поведение обвиняемого, предъявил для опознания его фотографию и преступник был опознан[29].

При установлении личности неизвестного гражданина, труп которого обнаружен.

Если со времени восприятия опознающим, лицо опознаваемого подверглось существенным изменениям вследствие увечья, пластической операции, иных причин.