Смекни!
smekni.com

Развитие методологии экономического анализа экосистемных услуг для обеспечения рационального природопользования (стр. 1 из 4)

Развитие методологии экономического анализа экосистемных услуг для обеспечения рационального природопользования

М.Р. Цибульникова

Под рациональным природопользованием мы понимаем систему, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы и уменьшается количество потребляемых ресурсов; обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов; полно и многократно используются отходы производства.

Для достижения этих целей применяются административные и экономические меры, призванные предотвращать деградацию окружающей среды. Однако, как показывают результаты анализа отчетов различных уровней о состоянии окружающей среды, продолжается сокращение площадей естественных экосистем и увеличивается количество исчезающих видов. Причина заключается в неспособности природы конкурировать с экономическими интересами общества.

Экологи и экономисты объединились, чтобы определить количество и оценить экономическую ценность «экологических услуг», предоставленных видами и естественными свойствами окружающей среды. Когда фундаментальный конфликт между экономическим ростом и сохранением биоразнообразия признан в тандеме с ценностью экологических услуг, тогда экономический рост признан не только как угроза биоразнообразию, но и как угроза длительному функционированию экономики.

Предел устойчивости в развитии не может быть оценен без понимания: 1) запасов природного ресурса и экологических услуг, что вместе называется «природный капитал»; 2) того, как природный и физический капиталы и услуги преобразованы или израсходованы в процессе экономического роста; 3) до какой степени природный капитал устойчив к использованию человеком; 4) перспектив развития технологий, достаточных для открытия и использования в производстве ресурсов-заменителей. Все четыре темы очень сложны и требуют развития для обеспечения «предупредительного принципа» в экологическом и экономическом управлении [1].

В глоссарии, прилагаемом к отчету по международному проекту «Экономика экосистем и биоразнообразия» (TEEB) [2], даны определения понятиям «природный капитал» и «экосистемные услуги».

Природный капитал – экономическая модель ограниченных запасов физических и биологических ресурсов, находящихся на земле, и ограниченной способности экосистем предоставлять экосистемные услуги. Экосистемные услуги – прямой или косвенный вклад экосистем в благосостояние людей. Понятие «экосистемные блага и услуги» является синонимом понятия экосистемных услуг. Как отмечают С.Н. Бобылев и В.М. Захаров [3], само определение экосистемных услуг остается в значительной степени дискуссионным и вызывает необходимость экономической (стоимостной) идентификации экоуслуг, что само по себе является сложнейшей задачей. Для экономической оценки экосистемных услуг и ее использования в реальной экономике они выделяют четыре этапа: 1) идентификация экосистемной услуги; 2) определение ее экономической ценности и выгод, с ней связанных; 3) определение получателя выгод от услуги; 4) формирование механизма платежей (компенсации) за экоуслуги.

Если рассматривать природный капитал как экономическую модель, то очевидно, что достоверность моделирования зависит от количества факторов, учитываемых моделью. В настоящее время достоверной оценке подвергаются только минерально-сырьевые ресурсы. В этом случае влияние природного фактора на социально-экономическое развитие подразумевает влияние недропользования на экономическое развитие. Чтобы обеспечить сохранение и приумножение природного капитала, необходимо начать с учета природно-экологических активов (ресурсов и выгод от их возможного использования) и пассивов (экономических потерь из-за действия природных факторов или последствий загрязнения среды). Отсутствие экономических оценок природного потенциала и экологически обусловленных издержек экономики серьезно искажает хозяйственную статистику, ограничивая возможность сравнения реального богатства регионов, доходов предприятий, населения и, соответственно, доступной базы земельного, ресурсного и других видов налогообложения [3].

Наше экономическое, физическое, психическое и культурное здоровье зависит от здоровья экосистем. Блага, получаемые от них, можно определить следующим образом [2]:

1) жизнеобеспечивающие блага – это материальные блага, которые дают экосистемы: продукты питания, вода и сырье;

2) регуляторные блага – это блага, которые дают экосистемы, функционируя в качестве регуляторов. К ним относятся регулирование качества воздуха и почвы, а также сдерживание паводков и заболеваемости населения;

3) ареалообразующие, или «опорные», блага лежат в основе почти всех иных благ. Экосистемы обеспечи-235 вают жизненное пространство для растений и животных и способствуют сохранению их многообразия; 4) культурные блага – это нематериальные блага от экосистем – от возможности полноценного отдыха до духовного обогащения и сохранения психического здоровья людей.

Благосостояние людей и основная часть экономической деятельности зиждется на здоровой хорошо функционирующей окружающей среде. Рассматривая различные блага, получаемые от природы (экосистемные блага), можно убедиться, насколько мы зависим от природных условий и получить возможность видения насущных проблем. Любой ущерб, нанесенный природе, влечет прямые экономические последствия, которые нами систематически недооцениваются. Превратив стоимость природного капитала из абстрактного понятия в конкретные цифры, понятные для экономики и для общества, мы создадим фактический материал, на основе которого можно будет принимать более точные и эффективные с точки зрения затрат решения.

Методология экономического анализа экосистемных услуг основывается на понятии общей экономической ценности (стоимости), которая включает стоимость использования и стоимость неиспользования. Стоимость использования может быть прямой, косвенной и отложенной альтернативы. Услуги экосистемы измеряются всеми видами стоимости одновременно.

Однако термин «неиспользование» содержит неточность, поскольку неиспользование природного объекта в экономических целях ограниченным числом индивидов позволяет использовать его в качестве красивого пейзажа бесконечному количеству людей не в одном поколении, т.е. получать доход в виде услуг экосистемы (рента). В этом случае понятие ренты и рентных отношений уместно применять и к возобновимым ресурсам, которые являются результатом услуг экосистем. Можно сказать, что экосистемные услуги – это природная рента, которая распределяется в обществе в процессе производства и жизнедеятельности. Природная рента измеряется не только денежным потоком, но и потоком полезностей, которые можно оценить в денежном выражении как рыночными, так и нерыночными методами оценки.

Проблемы оценки стоимости экосистемных услуг не ограничиваются только собственно денежной оценкой. Основная задача стоимостной оценки экосистемных услуг заключается в их идентификации, т.е. в определении полного объема используемых природных ресурсов. Точнее будет использовать выражение «ресурсы окружающей среды», учитывая регуляторные ареалообразующие и культурные блага, которые дают экосистемы.

С целью учета экологического фактора в национальных статистиках Статистическим отделом Секретариата ООН в 1993 г. была предложена Система эколого-экономического учета (СЭЭУ) (System for Integrated Environmental and Economic Accounting). Данная система описывает взаимосвязь между состоянием окружающей среды и экономикой. Взаимосвязь выражена путем увязки принятой ООН системы национальных счетов (СНС), экологических факторов и природных ресурсов. Назначение системы экологоэкономического учета состоит в наблюдении за изменениями в окружающей среде, вызываемыми экономической деятельностью, и обеспечении на этой основе информационной базы для проведения комплексной социальной, экологической и экономической политики.

Природные ресурсы отражаются в форме, пригодной для целей экономического анализа, принятия решений и выработки политики в системе национальных счетов (СНС), представляющих собой логически последовательную, гармоничную и целостную совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которых лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и правил учета. Речь идет о комплексной системе счетов, одной из спутниковых систем которой является система эколого-экономического учета, предназначенная для отражения в составе национального богатства природного капитала.

Без соответствующего учета частных и социальных издержек использования природных активов, их истощения и деградации система учета может давать ложную информацию о развитии ситуации и спровоцировать неустойчивый сценарий развития территории (региона, страны).

Совокупность активов в СНС/СЭЭУ делится на экономические и неэкономические. Главное их отличие – в возможности или невозможности извлекать экономические выгоды.

К экономическим, в соответствии с концепцией СНС-93, относятся такие природные активы, на которые институциональные единицы (индивидуально или коллективно) устанавливают права собственности и из которых их владельцы могут извлекать экономические выгоды посредством их хранения или использования в течение определенного времени.

Неэкономическими называют активы, на которые не распространяются права собственности или владение которыми при существующем уровне технологии, цен и экономической инфраструктуры не приносит экономической выгоды. К таким активам относятся, например, воздушное пространство, неоткрытые, недоступные и не разрабатываемые по этой причине залежи полезных ископаемых, дикие животные, птица, рыба, леса и другая растительность, находящиеся в недоступных районах. К неэкономическим относят также экологические активы (environmental assets), определяемые в СЭЭУ-2000 как все природные активы, не являющиеся экономическими, т.е. непроизведенные природные активы. Последние выступают не источником природных ресурсов, являющихся сырьем для производства, а источником экологических услуг по поглощению отходов и выполнению таких экологических функций, как среда обитания, источник пищи и инструмент контроля климата: кроме того, неэкономические активы включают такие блага, как здоровье и эстетические ценности [4. С. 191].