2. Экологическая безопасность как фактор устойчивого развития.
2.1. Экологическая безопасность.
Триаду терминов "безопасность - экологическая безопасность - экологический риск" рассматривал ученый Деньга В., который утверждает, что, несмотря на широкое распространение термина "экологическая безопасность" эго употребление является логически неправомерным (с позиции значения термина "экология"). По мнению данного специалиста, более корректным было бы употребление термина "экосистемная безопасность", ведь экосистема имеет устойчивую трактовку в современной экологической науке. Но терминологию искусственно вводить и нормировать трудно. Жизнь вносит коррективы и уже сегодня даже в солидных научных дискуссиях и исследованиях употребляют термин "экология" как синоним термина "окружающая среда" или как синоним отрицательного влияния на окружающую среду[9].
Следовательно, экологическую безопасность можно рассматривать как составляющую национальной безопасности, предполагающую определенное состояние развития производительных сил и нормативно-правовых отношений в обществе, способное обеспечивать устойчивое воспроизводство природноресурсного потенциала, а также благоприятные экологические условия для жизнедеятельности населения.
По определению известного экономиста Е. Хлобыстова, одним из явлений глобального бытия является устойчивое развитие[10]. Распространение среди большинства государств основ решения общемировых проблем (экология, экономика, социальные неблагополучия, охрана здоровья и др.), несмотря на положительные достижения глобализации, не обеспечит планетарную стабильность. Однако признание этого не воспринимается западным обществом как основание для уменьшения собственного благосостояния и перераспределения ощутимой части прибыли в страны "третьего мира". Поэтому практически проблемы глобализации и расслоения населения будут решаться на национальных уровнях: каждая страна должна выбирать собственный путь эффективного развития.
России придется искать и выбирать собственный путь к экологической безопасности в условиях кардинальной трансформации общественных отношений и экономических преобразований. Важным звеном определения дальнейшей стратегии ее экологической политики является разрешение стоимостных противоречий природопользования и техногенного влияния на окружающую природную среду[11].
Эффективная система экономических механизмов регулирования техногенно-экологической безопасности должна отвечать трем условиям, т.е. обеспечивать допустимый уровень итогового техногенного риска, приемлемый уровень дополнительной нагрузки на экономику предприятия, а также его заинтересованность в предоставлении достоверной информации о степени техногенного риска.
Выявление компонентов устойчивого развития позволит в будущем разработать механизм контроля над процессом управления техногенно – экологической безопасностью, минимизировать вероятность возникновения техногенных катастроф.
Глобальные аспекты. Глобальная экологическая ситуация характеризуется продолжающимся развитием экологического кризиса, несмотря на предпринятые за последние 20 лет усилия по создания международной и национальных инфраструктур по охране окружающей среды, реализации десятков международных и сотен региональных и национальных программ по очистке и восстановлению локальных участков окружающей среды, формированию системы природоохранного законодательства во многих странах, разработке ресурсосберегающих технологий и общих затратах на эту деятельность порядка 1, 3 трилл.долл.
В сопоставлении с периодом до 1970 г. эти усилия представляются беспрецедентными, но их очевидная недостаточность свидетельствует о том, что для предотвращения экологической катастрофы необходимы гораздо более радикальные демографические, социальные и экологические меры. чем все предпринятое до сих пор.
Все глобальные тенденции развития экологического кризиса проявляется и в России.
Глобальный экологический кризис свидетельствует о том, что естественный механизм стабилизации окружающей среда нарушен непрерывно возрастающей хозяйственной деятельностью человека, модность которой в энергетическом исчислении (в основном за счет использования ископаемого топлива - 90%) достигла 10% мощности фотосинтеза и охватила 61% поверхности суши.
Во многих развитых странах мира ухе практически не осталось ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий, также как и в большинстве густонаселенных развивающихся стран. При следовании по пути, которым человечество шло последние 50 лет, даже продолжение и расширение предпринимавшихся за последний период природоохранных мер не изменит глобальные тенденции экологического кризиса, ведущие к планетарной экологической катастрофе.
Национальные аспекты. Экологическая ситуация и факторы, влияющие на нее, имеют свои специфические черты, которые необходимо учитывать в системе экологической безопасности.
Промышленность России все еще остается по преимуществу добывающая милитаристской, несмотря на существенное снижение выпуска в этих сферах, так как на фоне общего спада производства доля этой части промышленности практически не изменилась, а она включает экологически опасные ресурсо- и энергоемкие производства.
В целом технический потенциал России остается на уровне 60 - 70-х годов, т.е. соответствует периоду "грязной индустрии", что означает значительно большие, чем в постиндустриальных странах, затраты сырья, энергии и воды как на физическую единицу продукции, так и на единицу валового национального продукта.
Высокий уровень износа технических средств в промышленности, особенно химической, приводит к росту штатных и аварийных выбросов загрязнителей, повышает риск аварий с тяжелыми экологическими последствиями.
Низкий технический уровень действующих очистных сооружений и высокая степень их износа, определяют малую эффективность систем очистки, что выражается, в частности, в отставании снижения потока загрязнений в окружающую среду от спада производства. В результате при уменьшении валовых загрязнений растут удельные загрязнения на единицу продукции. Особенностью России является также высокий уровень загрязнения ряда регионов токсичными и радиоактивными веществами. Уровень загрязнения этими веществами остается самым высоким в мире[12].
Неэффективное и экологически неоправданное использование территории, в том числе в сельском хозяйстве - одна из самых существенных особенностей страны. Нарушенная хозяйственной деятельностью территория в России составляет почти 9 млн.км2.
Это дает очень высокий показатель нарушенности на одного жителя - 6, 2 га. В то же время в США этот показатель равен 3, 5 га, в Германии. Франции и Испании, совокупное население которых равняется населению России, этот показатель составляет всего 0, 62 га на одного жителя, а в Японии, где число жителей лишь немного меньше российского, он равен 0, 3 га.
Россия, однако, существенно отличается от перечисленных стран тем, что у них практически не осталось ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий, тогда как в России такая площадь составляет около 45% территории (более 8 млн.км2).
Однако у подавляющей части политиков, хозяйственных руководителей, экономистов и значительной части населения отсутствует ясное понимание огромной экологической ценности как для России, так и для всего мира этой территории, экосистемы которой очищают и воспроизводят окружающую среду. Обычно эту территорию рассматривают только как "кладовую" Пригодных для эксплуатации ресурсов и сферу хозяйственной экспансии.
Современная Россия переживает процесс перехода от централизованно управляемой к социальной рыночной экономике, от тоталитарного к демократическому режиму правления. Это может стать фактором, определяющим возможность принципиально нового подхода к речению глобальных, национальных и локальных экологических проблем, на основе всего накопленного научного опыта в этой области.
Локальные аспекты. Нарушенная хозяйственной деятельностью территория России (порядка 9 млн. км2) не представляет однородного массива экологических деформаций. На этом пространстве выделяются участки, составляющие около 15% всей территории страны, которые находятся в неблагоприятной либо чрезвычайной экологической ситуации или состоянии экологического бедствия. В основном это крупные промышленные центры и примыкающие к ним земли, а также отдельные сельскохозяйственные районы, в особенности некоторые районы орошения и осушения. Всего в стране выделено около 290 таких участков - территорий повышенной экологической опасности.
Выделенные участки (ареалы) характеризуются специфическими наборами экологических нарушений, списками основных массовых и токсичных загрязнителей, нарушениями отдельных сред, степенью воздействия на естественные экосистемы и здоровье человека.
В частности, в России примерно 100 городов имеют высокие уровни загрязнения воздушного бассейна. Особо выделяются участки с высоким уровнем радиоактивного загрязнения в результате Кыштымской и Чернобыльской аварий.
На территориях повышенной экологической опасности полностью нарушена способность естественных экосистем компенсировать антропогенные нарушения окружающей среды. Там сформировались условия, не обеспечивающие безопасность людей, высоки уровни заболеваемости, особенно среди детей.
Огромную роль в развитии и в возможности решения острых экологических проблем на локальном уровне играет экономическая и социальная специфика, которая формировалась десятилетиями, а иногда столетиями, Можно выделить два характерных типа социально-экономического освоения территории[13].