ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС: Дбрава. Государственный лесной фонд.
ПОДЧИНЁННОСТЬ: Бутурлинский лесхоз Перевозское лесничество.
ПЛОЩАДЬ: 9 га
ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ОХРАНЫ: Естественный дубовый лес.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ООПТ: Типично пойменная дубрава. Дубы возраста 90-100 лет, высотой 18-20 м, диаметром 50- 65 см. Дубы плодоносящие, но мелкие, подрост есть.
ЗНАЧЕНИЕ ООПТ: Местное.
ЦЕННОСТЬ ООПТ: природоохранная, водоохранная, историческая
НАЛИЧИЕ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ: лесная охрана
НАЛИЧИЕ УГРОЗЫ УТРАТЫ: нет
СОСТОЯНИЕ ОБЪЕКТА: удовлетворительное, имеются усыхающие деревья.
Географическое положение
Дубрава расположена в пойме реки Пьяна по правому берегу. Река протекает в 1 км от дубравы с северной стороны. Дубрава находится в 2,5 км. на восток от села Ревезень Перевозского района, на возвышенности. Она имеет площадь 28 га. Местность изрезана оврагами. Западную часть этой дубравы занимает «Перкин городок», в центре которого расположена поляна. К востоку от Перкина городка расположена Лысая гора, отделенная от него глубоким рвом. С запада к дубраве примыкают ковыльные склоны (это памятник природы местного значения), с южной стороны железная дорога и шоссе, с северной - сельскохозяйственные распаханные земли.
Масштаб 1:100000 в одном сантиметре 1 километр
Актуальность
Дубрава играет огромную биосферную роль и имеет большое значение для человека. Дубы снабжают воздух кислородом, поглощают углекислый газ, задерживают пыль, способствуют почвообразованию.
Почти в центре возвышенности располагается поляна, на которой кроме травянистой растительности встречается шиповник. По периметру поляны сохранились вековые дубы. По склонам и среди старых дубов произрастают низкоствольные дубы. Дубрава является ботаническим памятником природы.
В северной части дубравы мы встретили растение прострел раскрытый (сон-трава). Это растение и ковыли, расположенные по западному склону занесены в «Красную книгу».
Однако дубрава и прилегающие к ней территории подвержены антропогенным воздействиям: влияние железнодорожного и автомобильного транспорта, посещение туристами Перкина городка. Поэтому данные растения исчезают. В результате хозяйственной деятельности гибнут и вековые дубы, а новые на их месте вырастают всё реже и медленнее. Чаще дубы вырастают от корневой поросли, а не из семени. Это снижает их ценность. В дубраве нередки пожары, которые возникают из-за неправильного поведения людей в лесу. Такие пожары губят подрост молодых деревьев, подрывают здоровье взрослых деревьев. В результате дубрава может вовсе исчезнуть. Поэтому так необходимо её охранять. Нужно сохранить этот уголок природы для грядущих поколений. А для этого необходимо проводить ежегодные исследования дубравы, отмечать изменения в её состоянии и вовремя принимать меры для её восстановления.
Из истории «Перкина городка»
Об истории возникновения названия Перкин городок и цели его создания мы узнали из опроса сторожил, книги Рыньковых и газеты «Новый путь». Перька мордовское слово переводится - «смотреть вокруг». Перкин городок - это древняя стоянка человека на территории Перевозского района. Расположена она в местечке поймы на высокой горе, обзор с которой составляет 15 - 20 км. Этим и объясняется происхождение названия стоянки. О существовании данной стоянки давно было известно местным жителям от предыдущих поколений. Только летом 1968 года учащиеся Перевозской средней школы под руководством учителя географии Первушкиной Л.И. и научного работника ленинградской археологической комиссии академии наук СССР В.М. Гротеволя провели поверхностные (40 - 50 см) исследование территории бывшей стоянки древнего человека. В результате многодневных поисков экспедиция обнаружила узколезвенный железный нож, каменный скребок, заостренные кости животных, металлический ромбовидный наконечник копья, бусы, кочедык, точильный брусок, найдены следы огня, фрагменты глиняной посуды, граненные огненные кремни, которые, видимо, использовались как источник огня. Анализ археологических раскопок позволил получить ценную информацию, т.к. древние находки являются хронологическими индикаторами, т.к. они отражают род занятий людей и их уровень культуры. По заключению специалистов найденные предметы относятся к началу «железного периода» XII - XIII века.
Более сложные, чем изучение экспонатов оказались работы по уточнению цели и создания данного городка. Во время сбора информации мы столкнулись с некоторыми противоречиями. Необходимо было выяснить, либо это просто временное стойбище человека, либо место пограничных служб Нижегородского княжества.
В книге «Земля Перевозская-край заветный» написано: «В1357 г. в русских летописях появилось первое упоминание о наличие пограничной службы Нижегородского княжества. Как правило таковое располагалось на высотах господствующих над поймой реки Пианы».
Но учитывая, что границы Нижегородского княжества проходили на юго-востоке по левому берегу Пианы, можно сделать вывод, что Перкин городок, расположенный на правом берегу реки, не был пунктом пограничной службы Нижегородского княжества, а действительно представлял поселение древнего человека. Материалы об археологических находках перевозских школьников более широко представлены во Всесоюзном журнале «Пионер» за 1969 г. №9, а часть найденных экспонатов хранится в фондах районного краеведческого музея.
Из рассказа местного краеведа Солдатенковой Галины Осиповны (1940 года рождения): «Село Ревезень - древнейшее поселение Перевозского района. До XVIII века это село называли мордовским словом Вирезень, что означало «рядом с лесом». Раньше здесь проживала мордва. С 1799 года Ревезень стала принадлежать семье Романовых. Сначала люди стали поселятся на возвышенности, где теперь находится Перкин городок, в 2,5 км от Ревезени. Эту возвышенность в народе называли «Поле 19 га», здесь было древнейшее поселение I века нашей эры. В 1927 году горьковские археологи находили здесь посуду, каменные орудия труда, украшения и т.д. Это доказывает, что здесь когда-то была стоянка древних людей. В XIV - XVI здесь проходила граница русского государства по левому берегу Пьяны. Она охранялась. Сторожевые посты находились на самых высоких местах, где обзор виден на 20 - 25 км. Поэтому здесь тоже располагался сторожевой пост. И от каждых 5-10 дворов ближайших поселений присылался один сторожевой. Это место постепенно обживалось, люди знали его. Это место обладает хорошей аурой. И поэтому туда тянуло животный мир и людей. По неволе хочется приехать туда, посмотреть. Но злого человека никуда не тянет, т.к. психология не позволит.
До 1861 года положение крестьян было тяжелым, они бежали от своих хозяев. Поэтому образовывалось очень много ватаг, как по Волге, так и по большим дорогам, где проезжали купцы. Одна из ватаг поселилась на поляне среди дубового леса, где сегодня расположен Перкин городок. Эта ватага грабила людей, которые проезжали рядом по большой дороге, а повозки отдавали крестьянам или топили в озере, около поймы реки Пьяны. Главный разбойник Перька и его ватага были положительно расположены к крестьянам села Ревезень и часть награбленного раздавали им. Это место получило название Перькин городок, а позднее Перкин городок. Городок потому, что место было огорожено с одной стороны рвом, с другой валом. Вал не естественного, а искусственного происхождения. Об этом говорят раскопки- там смешанные породы: и глина, и плодородные почвы. В этом валу происходят какие-то провалы. В одном из таких провалов, где вал обрывается оврагом, мы с ребятами делали раскопки и обнаружили уголь очень твердого состояния, совсем не похожий на современный. Возможно он пролежал 100-150 лет. Предположительно здесь были землянки, в которых жили люди». Из данного рассказа мы видим, что существует вторая версия происхождения названия Перкина городка.
Легенда о Лысой горе
Восточнее по склону от Перкина городка располагается Лысая гора. Её глинистая поверхность практически никогда не зарастают. Существует легенда, в которой рассказывается о возникновение названия горы «Лысая». Эту легенду жители села Ревезень передают из поколения в поколение.
Раньше был один выступ, на котором располагались Перкин городок и Лысая гора. Это был высокий берег старого русла Пьяны. Выступ состоял из каменистых пород. Из известняка в 1 веке до н.э. вытесывали идолов, им поклонялись язычники. Они сохранились примерно до 1860 года. Когда появилось христианство, идолов разрушили. И это место, где стояли идолы, стали называть Каменная баба, т.к. они были похожи на баб.
Однажды осенью, один из селян шел с рыбалки. Вдруг, он услышал страшный грохот. Это был оползень. И большая волна сбила его с ног. О очень испугался. А когда огляделся вокруг, увидел, что гора сползла. Мужик прибежал в деревню (с. Ревезень) и говорит: «Там, там… гора лысая стала». Одни считали, что это божья кара, другие говорили, будто бы черти вылезли. С этих пор эту гору стали называть Лысой».
В настоящее время Лысая гора отделена от Перкина городка оврагом, склоны которого заросли дубами.
Рынькова Г.А. (1947 года рождения. Учитель истории ПСОШ) рассказала: «В VI веке через Перкин городок проходила граница государства Московская Русь, здесь был наблюдательный пункт. На вышках были сухие дрова, и при приближении опасности наблюдатели разжигали костер, чтобы с другой вышки было видно, те тоже зажигали и так информация доходила до самого Киева, до войска.
В 1996 г. мы ходили на экскурсию на Перкин городок с учениками 9 класса. На поле, которое прилегает вплотную к дубраве, ребята нашли старинные монеты (3 штуки: одна- 1700 года, две другие - старее) и собрана коллекция камней. В журнале «Пионер» была статья о краеведах нашей школы. На Перкином городке была еще большая пещера, где жили разбойники».
Юрицина З.В. (Учитель географии ПСОШ. 1936 года рождения) рассказала легенду об одном старце, который жил в пещере на территории Перкина городка. Он предсказывал судьбу и люди ходили к нему за помощью: «На улице Бобылка старого Перевоза жила монашка, которая провожала людей к этому старцу. Пока они шли, люди рассказывали ей о себе. Подой дя к пещере, она уходила вовнутрь и приглашала старца. Старец выходил из пещеры и пересказывал им их судьбу, говорил, что их ожидает. Так продолжалось какое то время, пока этого старца не разоблачил житель с. Чергать. Он заметил, что обувь на старце была так же запачкана глиной, как и у провожающей его женщины. Это был один и тот же человек».