Артюшин С.М.
В общественных науках теория рационального выбора длительное время не пользовалась успехом, поскольку все внимание уделялось разработке таких методологических ориентаций, как институционализм, бихевиоризм, структурный функционализм и марксизм. Только их критика способствовала более пристальному взгляду со стороны ученых на теорию рационального выбора. В отличие от вышеназванных, теория рационального выбора позволяла посмотреть на поведение человека "изнутри", а также учитывать характер человеческих предпочтений. Она ориентировалась на активную роль человека при его столкновении с нормами, его склонность не платить за пользование общественными благами. Главная посылка теории состоит в том, что человек всегда действует рационально, т.е. при всех возможных обстоятельствах он пытается максимизировать свою выгоду (Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики, 1997, N 7). Несмотря на критику, состоящую в том, что значительная часть теоретических разработок сторонников концепции рациональности не имеет эмпирического подтверждения, никто не станет опровергать то, что именно теория рационального выбора позволила повысить прикладное значение политической науки, а такие разделы, как политические игры, коалиционная борьба, избирательные стратегии и ведение переговоров стали действенным инструментом политического консультирования (Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб, 1999 г.).
Теория коалиций и коалиционного объединения политических сил является одной из наиболее разработанных областей политической науки, связанных с теорией рационального выбора. Вся политическая деятельность может быть представлена в виде непрерывного процесса создания и распада различного рода коалиций. Это чрезвычайно сложный процесс в политическом и организационном плане, который предполагает наличие в обществе согласия по основным целям социального развития. Однако, в условиях неопределенности и роста нестабильности возможности создания коалиций, в особенности долговременных сводятся к минимуму. Формирование коалиций предполагает наличие в обществе специальных знаний, закрепленных практикой политического развития. Как известно, в политической науке используются два основных методологических подхода к теоретическим построениям: индуктивный и дедуктивный. Это относится и к исследованиям в области коалиционных процессов. При первом - концепции разрабатываются исходя из событий реальной политики, обобщенных и проанализированных. Второй - дедуктивный подход - основан на аналитических методах, которые реальные политические процессы рассматривают лишь как информационный источник.
Необходимым условием образования коалиций выступает осознание несколькими субъектами политической жизни недостатка собственных ресурсов для достижения поставленной цели, что стимулирует их активность в направлении поиска дополнительных ресурсов. В качестве одного из способов увеличения собственных ресурсов политическими акторами можно рассматривать работу по формированию коалиций. Рациональный характер поведения игроков определяет и их основные задачи. При поиске новых ресурсов каждый участник пытается насколько возможно уменьшить "цену" их получения и увеличить прибыль, которая появляется по достижению цели. Именно в результате поиска новых ресурсов влияния оформляется некоторая коалиция, которая состоит из нескольких рационально ориентированных участников. Участники коалиций становятся таковыми, если они: 1) согласны вместе двигаться к общей, четко обозначенной цели; 2) задействуют значительные ресурсы для ее достижения; 3) сознательно обмениваются информацией, способствующей целедостижению, и необходимыми для этого средствами; 4) достигли согласия по поводу распределения выгоды, полученной по достижению заявленной цели (Шмачкова Т. В. Теории коалиций и становление российской многопартийности / Полис, 1996, N 5).
В политике основными участниками коалиций традиционно выступают политические партии. Главными целями деятельности партий, направленными на формирование коалиций, являются вхождение в правительство и реализация своей политической программы, причем вторая цель должна доминировать над первой. Утверждается, что коалиционная политика возможна только тогда, когда система голосования построена на принципах мажоритарной системы с определением побеждающей альтернативы во втором туре или на принципах пропорциональной системы (Елисеев С. М. Рациональный выбор: политические партии, власть и коалиции / Рациональный выбор в политике и управлении. СПб, 1998 г.). В зависимости от распределения депутатских мандатов могут быть сформированы коалиции: а) с одной доминирующей партией; б) с двумя мажоритарными; в) состоящей исключительно из миноритарных партий. На практике чаще всего встречается коалиция с одной доминирующей партией, которая определяет базовые программные установки.
На сегодняшний момент вопрос о существовании политических коалиций в России остается открытым. Исходя из посылок теории рационального выбора, которые касаются образования коалиций, я пришел к выводу, что в нашей стране ни одно из так называемых "содружеств" назвать коалициями в полной мере нельзя. Возьмем, что называется "свежий" пример - образование в апреле 2001 года в Государственной Думе России "Союза четырех". Фракции "Единство" и "Отечество-Вся Россия", депутатские группы "Народный депутат" и "Российские регионы" объявили о создании Координационного совета по взаимодействию в области законотворчества, а также о возможном объединении в одну фракцию в будущем. Мне этот союз кажется сомнительным и недолговечным.
Во-первых, объединение на основе программных установок невозможно, поскольку у "Единства" и "ОВР" еще есть подобие идеологических установок, собранных из набора патриотических и ритуально-риторических фраз, то у депутатских групп и этого не наблюдается, поскольку в них собраны практически исключительно "одномандатники".
Во-вторых, цели такого объединения совершенно не ясны, т.е. они, возможно, ясны для политтехнологов, тех, кто все это придумал, а для самих объединений смысл не понятен. Например, "Единство" как может, пропагандирует укрепление вертикали власти, а "Российские регионы" должны, по идее, отстаивать интересы субъектов Федерации перед центром.
В-третьих, главная цель образования политических коалиций - это реализация своей программы посредством контроля над парламентом, своего Кабинета министров. В России дело обстоит, мягко говоря, несколько иначе: Президент и Правительство контролируют возникновение коалиций, необходимых им для реализации своей программы действий.
Таким образом, если теоретические модели коалиционного взаимодействия предполагают, что партии (акторы) образуют коалицию для увеличения собственных ресурсов для достижения заявленных целей, у нас пока лишь исполнительная власть стимулирует создание подобия коалиций, или лучше сказать - псевдокоалиций, для увеличения собственных ресурсов, а отнюдь не партийных.