Смекни!
smekni.com

Теоретико-правовые аспекты науки конституционного права на современном этапе (стр. 1 из 4)

Оглавление:

Введение 3

Основная часть

1. Понятие, предмет, система науки конституционного права 4

2. Развитие науки конституционного права России на современном этапе 18

Заключение 22

Список использованной литературы 23


Введение

Наука конституционного права особенно актуальна на современном этапе развития.

Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Наука конституционного права признает приоритет общечеловеческих ценностей, необходимость создания гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны.

Конституционно-правовая наука изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки, источники отрасли конституционного права, а также конституционно-правовые отношения, как результат урегулирования общественных отношений и эффективности воздействия правовых норм, а изучение места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчающей правоприменительную деятельность.

В этой работе мы рассмотрим понятие, предмет, система науки конституционного права, развитие науки конституционного права России на современном этапе.


Основная часть

1. Понятие, предмет, система науки конституционного права

Конституционное право как наука – это система знаний о конституционном праве как отрасли права[1].

Но есть и другие подходы к более глубокому пониманию науки конституционного права. Каждая отрасль науки, по мнению академика РАН B.C. Нерсесянца, - это определенный спо­соб производства и организации знаний о тех объектах, изучением ко­торых она занимается[2]. Следовательно, российская юридическая на­ука является определенным способом производства и организации зна­ний о праве России. А конституционное право России – это отрасль, составная часть российского права. Из сказанного можно сделать вы­вод: наука конституционного права – это способ производства и орга­низации знаний о конституционном праве Российской Федерации.

Такое новое понимание науки конституционного права не опро­вергает, а лишь развивает ранее сложившееся понятие науки конституционного права как совокупности систематизированных знаний (идей, понятий, суждений) о конституционном праве как отрасли права. Дело в том, что эти знания, особенно новые, не появляются сами по себе, не даруются обществу в готовом и завершенном виде. Они – результат творческой деятельности ученых, владеющих определенными способами исследования, в результате которого к уже имеющимся знаниям прирастают новые, чем и обеспечивается поступательное развитие науки конституционного права.

Как правило, объект и предмет науки конституционного права (как и других отраслей права) в юридической литературе не различаются. Под предметом науки конституционного права чаще всего понимается одноименная отрасль права[3].

Между тем в последние годы некоторые ученые стали не только различать объект и предмет науки, но и вкладывать в эти понятия разные содержания. И объясняется это тем, что один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиции своих особых предмета и метода. Например, право может изучаться не только правовыми науками, но философией, психологией, криминологией и многими другими отраслями науки. Если это положение относится к праву в целом, то оно полностью распространяется и на одну из его отраслей – конституционное право. Нормы конституционного права и, прежде всего его основного источника – Конституции РФ, представляют большой интерес не только для теории государства и права и отраслевых правовых наук, но и для таких наук, как политология, философия, экономика.

Вот почему важно различать объект и предмет каждой науки, втом числе и науки конституционного права.

По мнению B. C. Нерсесянца, объект – это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. В процессе научного изучении исходные эмпирические знания об объекте дополняют теоретическими знаниями, т.е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характере исследуемого объекта, о закономерностях его возникновения, функционирования и развития. Эти сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и являются предметом соответствующей науки. В весьма упрошенном виде можно сказать, что объект науки это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – то, что мы знаем после научного познания.

Аналогичное понимание объекта и предмета науки применительно теории государства и права высказал и профессор В. М. Сырых[4]. Он считает, что объект, являясь объективной реальностью, выступает началом научного познания, а выявленные в процессе изучения закономерности функционирования и развития исследуемою объекта являются предметом науки. Таким образом, заключает В. М Сырых, понятие объекта и предмета науки характеризуют качественно разные состояния в позна­нии, каким являются начальный и конечный пункты научного исследо­вания, и определяют совокупность методов, приемов, способных обеспечить успешное восхождение от объекта к предмету науки.

Следуя концепции B.C. Нерсесянца и В. М. Сырых, можно определить объект и предмет науки конституционного права.

Под объектом науки конституционного права необходимо понимать конституционное право как отрасль права со всеми его источ­никами – нормативными актами, содержащими конституционно-правовые нормы.

Предметом же науки конституционного права является поня­тие (т.е. теоретическая концепция, теория) конституционного пра­ва (а не, скажем, само позитивное конституционное право, не сами
по себе соответствующие нормативно-правовые акты и т.п., кото­рые относятся к объекту данной науки).

У конституционного права России как отрасли права своя история. За годы этой истории конституционное право было и остается сейчас
объектом научного исследования. В результате этих исследований накоплены немалые знания о конституционном праве, о егосвойствах, закономерностях его развития, о структуре конституционно-правовых норм, об институтах конституционного права и т.д.

При этом накопленные знания представляют собой не разрозненную сумму результатов отдельных научных исследований, а совокупность знаний, определенным образом систематизированных, что помогает не только их усвоению последующими поколениями, но и использова­нию их при решении практических задач по конституционно-правово­му регулированию современных общественных отношений.

Таким образом, как отмечает Н. А. Богданова, объект и предмет изучения наукой конституционного права – разнопорядковые яв­ления. Если первое из них (объект) относится к конституционному праву и объективизируется в конституционно-правовых отношениях и нормах, то второе (предмет) – к научному знанию о таких нормах и отношениях, оформляемому в научных источниках.

Объекты изучения конституционного права охватываются бо­лее общим понятием - «конституционно-правовая действительность». Это познаваемая наукой область правовой действительности, которая складывается в сфере действия норм конституционно­го права и исследуется одноименной наукой посредством различных
методологических приемов.

К объектам науки конституционного права относятся нормы конституционного права, формализованные в различных источниках, конституционно-правовые отношения, а также само конституционно-правовое знание как результат изучения названных объектов. Исследова­ние различных проявлений объектов науки конституционного права способствует всестороннему постижению ее предмета. Поэтому мож­но утверждать, что объект заключен в предмете науки, а предмет рас­крывается через познание объекта. Данный тезис подтверждается со­отношением предмета науки и предмета отрасли.

Взаимосвязь предмета науки и предмета отрасли конституционно­го права естественна и очевидна, как очевидно и их несовпадение. Они существуют в неразрывной связи и во взаимном влиянии. С одной сто­роны, нормы и институты конституционного права, взятые в отдель­ности или определенным образом систематизированные, будучи объек­том познания науки, задают темы и направления исследования, спо­собствуя постижению ее предмета. С другой стороны, наука, критически оценивая право, решает задачу его совершенствования и таким образом влияет на предмет отрасли[5].

Наука конституционного права изучает соответствующую от­расль права как объект познания и со стороны формы, и со стороны содержания.

Наука конституционного права России – это не просто совокупность, сумма знаний о предмете ее изучения, а определенная система этих знаний.

Поэтому анализ системы науки конституционного права предполагает выделение составляющих ее компонентов или подсистем и раскрытие их внутренних и внешних связей и отношений, а также методологических блоков конституционно-правовых знаний.

Проблема системы науки в современной отечественной конституционно-правовой литературе не получила должного раскрытия, и предлагает в зависимости от критерия классификации три варианта системы конституционного права.

Первый вариант, или первая модель системы науки конституцион­ного права, исходит из традиционного членения науки по предметно- тематическому признаку, которая наиболее близка к системе учебной дисциплины. Данная модель системы науки конституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи с тематичес­кой конкретизацией предмета изучения науки и выделением конститу­ционно-правовой характеристики познаваемых объектов: