После Мухаммеда II Жирного (Семиз), учредившего звание нуреддына, как бы второго наследника ханства и Ислама II, приказавшего в угоду туркам, произносить на хутьбе (пятничном молении) свое имя после имени султана, чего раньше не было и чем унижено было достоинство хана из следующих ханов выделялся Гази II, по прозвищу Бора (Буря) (1588 - 1608) человек умный, талантливый, поэт и музыкант. От него осталось собрание стихотворений "Гель-ве-бюль-бюль" (Роза и соловей). Воспевал он в стихах также вино и кофе. Но все это не мешало ему быть человеком очень жестоким, что сказалось в убийстве хана Фетх-Гирея и истреблении всей его семьи. И он пытался поддержать независимость ханства введением прямого престолонаследия, на что не согласилась Порта и учредил должность баш-аги, вроде великого визиря или ближнего боярина.
В начале XVII в. бесцветно и печально было царствование Джаныбека (1610-22, 27-35), человека способного, но ленивого, всецело преданного воле Турции и покорного исполнителя желаний карачеев. Все оно прошло в войнах с Россией и казаками, которые опустошили Крым под руководством гетмана Сагайдачного. Соперником его был Муххамед II (1577-84), этот хан возвел в нуреддыны Чобан-Гирея, сына Фетх-Гирея от пленной польки будто бы Потоцкой, но не признанной ею за своего сына. От него произошла линия Чобан-Гиреев или Гиреев-пастухов, один из представителей которых Аадиль был на ханском престоле (1665-70).
В половине XVII ст. у Крымцев были большие затруднения и борьба с ногайцами, предводитель которых Кантемир добивался усиления своего влияния в Крыму и не подчинялся хану. Из ханов в это время выделялся Ислям III (1644 - 1654), правление которого было одним из лучших. Он держал себя самостоятельно по отношению к Турции, во внешней политике был решителен и настойчив. Но и этот хан следовал принципу "давать народу средства насчет неверных".
В это время во всей силе выдвинулся малороссийский вопрос. Богдан Хмельницкий до присоединения Малороссии к Московскому государству обращался за помощью против поляков к Крымскому хану и Оттоманской Порте, был с сыном Тимофеем в Бахчисарае и на аудиенции у хана, произнес по-татарски речь, в которой обещал союз и дружбу казаков за помощь против Польши. Ислям согласился на эту помощь, но дружба с Богданом была непродолжительна; татары совершали набеги на московские украины, причем доставалось и казакам, а казаки, донские и запорожские, спускались в море и опустошали татарские и турецкие земли. Наконец хан собрался в поход на Польшу. Турция была слаба, и султан не мог воспретить хану совершать походы на Польшу, с которой был в союзе. Война с Польшей сначала была счастливая, а потом несчастная для Богдана Хмельницкого, заставила его обратиться к Москве. Татары, помогая ему производили в Польше и Малороссии большие опустошения, а Ислям в интересах Крыма соблюдал политическое равновесие и не давал усилиться ни полякам, ни русским. После присоединения Малороссии к Московскому государству он сделался союзником Польши, равно как и преемник его Мухаммед IV (1642-44, 54-65), грубо относившийся к России и причинивший ей много бед. Это враждебное отношение к России объясняется (в значительной степени) и лукавой политикой Хмельницкого, и нападениями на Крым казаков, и борьбой между Москвой и Польшей.
Преемник Хмельницкого Выговский был сторонником Польши и завел с ханом сношения, направленные против Москвы и окончившиеся открытой изменой его и Юрия Хмельницкого, сына Богдана. В сражениях под Конотопом и Чудновом произошло ужасное поражение русских. Воевода В.Б. Шереметьев был взят в плен татарами, в котором находился 20 лет, томясь в Чуфут-Кале. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие на 13,5 лет. В 1675 г. атаман Серко произвел нападение на Крым и вывел из него 7000 христиан.
В последующее время большой интерес вызывает четырехкратное царствование в Крыму хана Селима I (1670-77, 84-98, 1702, 1703-4). Это был самый замечательный из Крымских ханов, умный правитель, хороший, не властолюбивый, снисходительный и практичный человек. В 1677 г. началась война России с Турцией, славная для России и очень смутившая Селима, боявшегося ее могущества. Гетман Дорошенко, несмотря на помощь Турции и Крыма был разбит и сдал крепость Чигирин, но преемник Селима, хан Мурад (1677-83) уведомил Порту, что русские замышляют новую войну, которая и началась в 1682 г. и привела к поражению турок под Веной польским королем Яном Собесским. Виновником этого поражения признали хана Мурада, и он был свергнут. Это был хороший хан, не любивший военного дела и много занимавшийся внутренними делами ханства, между прочим развитием в Крыму земледелия. Он поддерживал мирные отношения с Россией и держал себя самостоятельно по отношению к Турции.
На ханский престол вторично сел Селим. Наступило для Крыма трудное время. Россия становилась все сильнее и в ней усиливалось чувство национального достоинства и чести. Западная Европа подбивала ее отнять у Порты Крым, ее правую руку и Селим сообщил в Турцию, что Россия стремится в Крым Ян Собесский уступил ей Киев, но выговорил за это союз в войне против турок и татар, в исполнение которого состоялось два похода на Крым кн. В.В. Голицына, в 1687 и 1689 г.г. Оба они были неудачны, но отвлекли татар от помощи туркам в Венгрии. Только счастливо отделавшись от русских и получив оставленную ими у Перекопа хорошую добычу, Селим пошел на помощь туркам, одержал победу над австрийцами, взял много добычи и пленных, за что удостоился больших почестей от Порты и был на высоте своей славы. Татары требовали его возвращения в Крым для защиты от русских и поляков, но Селим просил Порту избавить его от престола ввиду его старости. Просьба его была уважена, но не надолго. Побывав во время второго перерыва своего правления в Мекке и получив прозвище Эльхадж, он снова сел на престол в 1692 г., но не был прельщен этой честью, хорошо зная положение Турции, которая сама нуждалась в поддержке Крыма. Приняв участие в войне с Австрией, Селим приехал в Крым, но получил приказ снова отправляться на театр военных действий. Крымцы запротестовали против отъезда хана, боясь нового нападения русских, и послали только десятитысячный вспомогательный отряд.
Между тем в начале 1695 г. Петр Великий двинулся на Азов; на Азовском море появились русские корабли, и татары боялись вторжения русских в Крым. Началась осада Азова русскими, а крымцы стали укреплять Перекоп. Все население Крыма встало на ноги. По требованию крымцев Селим вернулся из турецкого театра военных действий, а в турецкий лагерь отправил своих сыновей, вернувшихся из-под Азова, в защите которого татары принимали участие. Татары умоляли о помощи Порту, просили ее и в Персии. Наконец Азов пал, хан с сыновьями вернулся в Крым, на который в это время стали нападать калмыки и ногайцы. Война с Турцией окончилась миром в Карловицах в 1698 г., при заключении которого русские, уже переставшие платить хану поминки, требовали, чтобы татары обязались прекратить набеги на русские земли, за что сами обязались не восстановлять крепости Азова (потерянного Россией после неудачного Прутского похода Петра В.) и не сооружать близ него новых крепостей. Но татары не соблюдали договора, почему и русские сочли себя в праве укрепить Азов и завели здесь флот, что было большим ударом турецкому господству на Черном море. Селим просил отставки и получил ее. Но сейчас же после этого начались междоусобья между его сыновьями и после непродолжительного царствования одного из них (Девлета II) Селим в 1703 г. сел в четвертый раз на престол и при помощи турок построил крепость Еникале для защиты Керченского пролива. Это было последним его делом для Крыма. В 1704 г. он умер 73 лет от роду.
Крым в XVIII столетии. Присоединение Крыма к России
Со смертью Селима закончился 200-летний период жизни Крыма, прошедший, как говорит В.Д. Смирнов, в беспрерывных войнах ради Турции и набегах для себя, но без пользы для культурного развития страны. Забвение политики Менгли Гирея и дружба с Польшей, политическая жизнь которой клонилась к упадку, не принесли выгод Крымскому ханству. А когда все более усиливавшаяся Россия достигла степени могущества, ни Польша, ни Крым не были в состоянии противостоять ей. Материальное положение Крыма тоже было весьма убого. Гиреи в этом отношении так же ничего не сделали для своей страны. Господствующее население не расположено было к мирной жизни, а отсутствие его единения с Ногайцами ослабляло его силы и значение. Личные свойства почти всех представителей династии Гиреев были ничтожны.