От согдийцев тюрки заимствовали согдийскую письменность, которая использовалась при сооружении поминальных стел с описанием героических подвигов членов правящего каганского рода. Согдийским письмом написана основная надпись на Бугутской стеле, установленной в честь одного из правителей Первого Тюркского каганата. В погребении древнетюркского воина на памятнике Джолин в Горном Алтае найден палаш с согдийской надписью.
Помимо торгово-экономической деятельности, согдийцы играли важную роль в политической и идеологической сферах жизни тюркских каганатов. Согдийцы выполняли важные дипломатические поручения тюркских каганов, возглавляли посольства в Иран, ко двору иранских шахов, отстаивая не только интересы тюрок, но и свои собственные в деле торговли шелком. Согдийские проповедники занимались активной миссионерской деятельностью, распространением прозелитарных религий, манихейства, несторианства и буддизма среди кочевников.
В период существования Второго Восточного Тюркского каганата на базе согдийской письменности была создана древнетюркская руническая письменность, получившая широкое распространение среди тюркских кочевых народов в эпоху раннего средневековья.
После крушения тюркских каганатов согдийцы продолжали играть ведущую роль в торговле с кочевыми народами Центральной Азии. Торговые фактории согдийцев появились в районе расселения племен курыкан в Прибайкалье. Согдийские манихейские проповедники стали важной политической силой в Уйгурском каганате, после принятия уйгурами манихейства в качестве государственной религии. Влияние согдийской культуры на уйгуров отразилось в оборонном зодчестве при строительстве уйгурских крепостей, в производстве гончарной посуды и художественных изделий из металла. Под влиянием согдийцев в уйгурской торевтике приобрела популярность каноническая орнаментация с манихейской и буддийской символикой.
Контакты кыргызов, проживавших в эпоху раннего средневековья в Минусинской котловине, на землях к северу от Саянских гор, в первые столетия существования кыргызского государства с иранцами и согдийцами были ограничены. Кыргызские правители в VII – VIII вв. ориентировались на установление дипломатических и торговых контактов с империей Тан. Однако в ходе войн с восточными тюрками, а затем с уйгурами кыргызы смогли установить дружественные отношения с тюркскими племенами Семиречья, тюргешами, а затем карлуками и тибетцами, земли которых находились на "Великом Шелковом пути" или поблизости от него. Отражением этих контактов стало поступление на Енисей изделий импортного, китайского и согдийского производства, доставлявшихся из Семиречья по "кыргызскому пути", связывавшему Саяно-Алтай с "Великим Шелковым путем". В кыргызских курганах VI – VIII вв. встречаются изделия торевтов иранского и согдийского круга, дорогая, золотая и серебряная, богато орнаментированная пиршественная посуда, бронзовые рельефы со сценой охоты всадника на тигра. Типичный для сассанидского иранского искусства сюжет богатырской охоты, по-видимому, приобрел популярность в танском Китае, а уже оттуда по "Великому Шелковому пути" мог попасть через Восточный Туркестан на Енисей.
Победа кыргызов в длительной войне с уйгурами в IX в. открыла им дорогу к торгово-ремесленным центрам Семиречья и Восточного Туркестана. В кыргызских памятниках IX – X вв. количество импортных вещей значительно возросло. Помимо вещей китайского производства, увеличилось число изделий, привезенных из Средней Азии и Восточного Туркестана. Среди этих предметов важное место занимает дорогое, богато украшенное парадное клинковое оружие. Богато орнаментированный палаш из Сросткинского могильника на Алтае имел перекрестье, обоймы, петли и наконечник ножен, украшенные изображениями львов, характерными для искусства Ирана. Сабля из кургана Багыра в Туве имела чеканенную растительную орнаментацию вдоль клинка, арабскую надпись с изречением из Корана: "помощь от Аллаха и близкая победа" и фигурной орнаментированной гардой. Эта находка свидетельствует о торговле кыргызов с мусульманскими странами Среднего Востока. В земли кыргызов в Саяно-Алтае завозилась драгоценная пиршественная посуда, украшения из драгоценных камней, бадахшанского лазурита, индийского сердолика, хотанского нефрита, а также стекла, перламутра и раковин каури. В кыргызском кургане на юге Тувы найдены фрагменты берестяного предмета с надписями тибетским письмом, содержавшим текст религиозного содержания, относящийся к тибетской религии бон.
Значительную часть привозимых в кыргызские земли в Саяно-Алтае иноземными купцами составляли ткани, доставляемые из Средней Азии и Восточного Туркестана. По сообщению китайских источников, кыргызские женщины носили одежды, сшитые из плотных шерстяных тканей, полихромных, газовых и камчатных шелковых тканей, привезенных из Кучи, Бешбалыка и Ферганы. Согдийские и мусульманские купцы закупали у кыргызов в Саяно-Алтае меха пушных зверей, соболей и белок, мускус кабарги, дерево "худанг" и "рог хуту". Эти товары кыргызы получали с кыштымов в виде дани. Ввиду постоянной вражды с уйгурами, торговый путь из Тибета в кыргызские земли в Саяно-Алтае, в обход Уйгурского Турфанского княжества, через земли государства карлуков в Семиречье. Этот путь в значительной степени повторял прежний "кыргызский путь". Другая торговая трасса вела из Семиречья в Прииртышье, в Приобье и на Алтай, которые в IX – XII вв. находился под властью кыргызов. По этим путям осуществлялась торговля между кыргызами и странами Средней Азии. В эпоху "Кыргызского великодержавия" кыргызские каганы стремились строить в своем государстве города, поощряли развитие земледелия, пытались ввести денежное обращение в земли кыргызов в Саяно-Алтае проникли прозелитарные религии: буддизм, несторианство и манихейство. Влияние среднеазиатского зодчества прослеживается на некоторых архитектурных сооружениях, построенных из сырцовых кирпичей, исследованных в Минусинской котловине. По мнению Л.Р. Кызласова, архитектурные и строительные особенности раскопанного в котловине Сорга здания соответствуют канонам согдийской архитектурной школы. Согласно его предположению, манихейство было принято в Кыргызском каганате в качестве "государственной религии", для отправления культов которой согдийцами сооружались храмы.
Однако имеющиеся археологические материалы и сведения источников свидетельствуют, что кыргызская знать проявляла интерес не только к манихейству, но и буддизму. Представитель кыргызского княжеского дома занимался переводом буддийских текстов. Среди кыргызов приобрела распространение буддийская культовая символика. Поэтому нет достаточных оснований считать, что манихейство было принято в Кыргызском каганате в качестве "Государственной религии". В начале II тыс. н.э. торговля с кыргызами Саяно-Алтая перешла к мусульманским купцам Средней Азии.
Монгольские завоевания и подчинение значительной части территории Центральной, Средней и Передней Азии под властью монгольских ханов, потомков, основателя монгольской империи Чингиз-хана, изменили этнополитическую ситуацию во всей Евразии. Многие тюркские кочевые этносы и иранские оседло-земледельческие народы оказались в составе одних и тех же государств Чингизидов. В городские центры этих городов Ирана и Средней Азии, Китая, Руси. На базе этих городских центров возникла синкретичная культура древнемонгольских городов, в которой значительную роль играла культура мусульманского Востока. В столице мировой Монгольской империи Каракоруме найдены монеты с арабскими надписями золотоордынской чеканки. Мусульманские купцы оказали определенные услуги монголам в ходе завоеваний, поэтому они пользовались определенными привилегиями, что позволило расширить свои торговые операции в Монголии и Южной Сибири. В Монголии и Саяно-Алтае существовали торговые фактории мусульманских купцов. В Каракоруме и в Туве исследованы мусульманские могильники. Мусульманские купцы – "бухарцы" продолжали торговать и в эпоху позднего средневековья. Через посредство тюркских кочевых народов элементы культуры иранских этносов были восприняты и монголами. Поэтому многие элементы культуры кочевых народов Центральной Азии являются едиными для ираноязычных, тюркоязычных и монголоязычных этносов.
Список литературы
Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. М., 1994. С. 216-217
Худяков Ю.С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск, 1987. С. 159-160
Грязов М.П. Аржан царский курган раннескифского времени. Л., 1980. С. 51, 56, 57
Гумилев Л.Н. Хунну. СПб., 1993. С. 53
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967. С. 53-58
Худяков Ю.С. Хаславская Л.М. Иранские мотивы в средневековой торевтике Южной Сибири // Семантика древних образов. Новосибирск, 1990. С. 118
Маршак Б.И. Сокровища Приобья // Сокровища Приобья. СПб., 1996. С. 9
Маршак Б.И. Согдийское серебро. М., 1971. С. 51
Там же. С. 52
Кляшторный С.Г., Лившиц В.А. Согдийская надпись из Бугута // Страны и народы Востока. М., 1971. Вып. X. С. 143-144
Кубарев В.Д. Палаш с согдийской надписью из древнетюркского погребения на Алтае // Северная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1992. С. 33
Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. СПб., 1994. С. 21
Лифшиц В.А. О происхождении древнетюркской рунической письменности // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1980. С. 5-13
Окладников А.В. Новые данные по истории Прибайкалья в тюркское время // История и культура Бурятии. Улан-Удэ, 1976. С. 36-43
Худяков Ю.С.. Цэвээндорж Д. Керамика Орду-Балыка // Археология Северной Азии. Новосибирск, 1982. С. 93
Худяков Ю.С., Хаславская Л.М. О пламевидном орнаменте в южносибирской торевтике // Рериховские чтения 1984 г. Новосибирск, 1985. С. 245-249