Обобщая большой конкретно-исторический материал, К.И.Петров пишет: "Кыргызы междуречья Енисея - Оби конца I тыс. н.э. представляли собой конгломерат племен, отдельные группы которых существенно отличались друг от друга. Среди них имелись, в частности, две: группа собственно приенисейско-минусинских кыргыз и отдельная приобская группа кимакско-кыргызских племен, из которой выделилось основное ядро современной кыргызской народности. Передвижения племен этой группы на Тянь-Шань не было до монгольского завоевания" [21].
В.П.Мокрынин и В.М.Плоских уточняют, что один из шести кыргызских субэтносов образовался на Алтае и в Джунгарии в IX-X вв. Здесь енисейские кыргызы в результате длительных взаимосвязей с численно преобладающими местными народами, входившими в кимако-кипчакское объединение, приобрели новое этническое лицо (включая язык), но сохранили этноним "кыргыз" [22].
А.М.Мокеев доказывает, что часть енисейских кыргызов в результате расширения территории своего каганата во второй половине IX - начале X в. расселилась на Алтае и в Прииртышье, а затем в течение двух-трех столетий здесь шел процесс взаимовлияния и интеграции кимакско-кипчакского и тогуз-огузского населения в переселившимися сюда племенами енисейских кыргызов. В ходе этого процесса кыргызы полностью адаптировались в новой среде. Прежнее местное население Алтая и Прииртышья восприняло самоназвание господствующей племенной группы, т.е. кыргызов. Предки современного кыргызского народа генетически связаны прежде всего с теми кыргызскими племенами, которые, как особая этническая общность, сформировались в X - XI вв. в обширном регионе Алтая и Прииртышья в результате смешения пришлых кыргызских племен с тюркоязячным населением этих областей [23]. Эти кыргызы под нарастающим давлением калмаков с востока уже в первой половине XV в. стали передвигаться в южные и западные районы Моголистана. Во второй половине XV в. основная масса кыргызских племен окончательно покинула Алтай и Прииртышье ради богатых пастбищ Центрального Тянь-Шаня [24].
Следовательно, алтайские кыргызы, сформировавшиеся в X-XII вв. в особую этническую общность, составили последний весомый компонент в образовании современного кыргызского народа.
Подведем некоторые итоги. В этногенезе современного кыргызского народа приняли непосредственное участие три большие группы кыргызских кочевых племен, различающиеся друг от друга уровнем развития производительных сил, разными политическими условиями, этническим составом, обстоятельствами и факторами. Эти группы кыргызских племен:
I. Древние и раннесредневековые кыргызы Притяньшанья, Памиро-Алая и Восточного Туркестана.
II. Енисейские кыргызы.
III. Алтайские кыргызы.
В результате смешения и ассимиляции эти три этнические группы племен составили основное ядро в формировании кыргызского народа, образовали новый этнос. Кроме них, в сложении современного кыргызского народа приняли участие другие местные племена Кыргызстана домонгольского нашествия и многие племена центрально-азиатского происхождения.
В начале I тыс. до н.э. на основе конгломерата племен эпохи бронзы возникла новая этническая общность - саки. Она сопровождалась появлением кочевого скотоводства - нового способа производства материальных благ. Многие ученые относят саков к североиранским (восточноиранским) племенам. Это было собирательное имя многих кочевых племен. На сегодня нет конкретно-исторического материала для определения этнических особенностей отдельных племен. По свидетельству Геродота, кроме общего имени у каждого племени было свое особое имя.
Сакский племенной союз (VIII-III вв. до н.э.) осваивал все ландшафтные районы, пригодные для кочевого хозяйства. Усуньский племенной союз (III-I вв. до н.э.), сменивший саков, занял господствующее положение в Кыргызстане. В его состав вошли местные племена саков, а также юэчжи. Это свидетельствует о том, что в это время Семиречья и Тянь-Шаня состояло из племен разного этнического происхождения. Многократные вторжения извне - усуней, хуннов, юэчжей, хионитов, кидаритов, эфталитов и других - сдерживали этническое сплоченние местных племен. В целом до VI в. н.э. в Средней Азии, в том числе ее северо-восточной части, исключительное большинство составляло ираноязычное кочевое население. Положение коренным образом изменилось в период политического господства раннефеодальных тюркских каганатов (VI-X в.в.). В результате продолжительного смешения местных и пришлых (тюргешских, карлукских и других) племен местные кочевники были тюркизированы. В Кыргызстане, как и по всей Средней Азии, сформировалось тюркоязычное население. Остается фактом, что в VI-X в.в., т.е. в период возникновения и развития тюркских каганатов сложилось ядро современных тюркоязычных народов Средней Азии, в том числе и кыргызского.
Монголоязычные племена (баргуты, ойрот-монголы и другие), жившие в Приенисейскои районе и на Алтайско-Хангайском нагорье, а также кидане, баарины, баруласы, дуглаты, джалаиры, найманы, кераиты, меркиты и другие монгольские племена, переселившиеся в больших размерах в период каракитайского вторжения (конец первой трети XII в.) и нашествия полчищ Чингиз-хана и господства его потомков (чингизидов) в Средней и Центральной Азии (XIII в.), постепенно вошли в состав кыргызского народа.
Нашествие татаро-монгольских орд в XIII в. разрушило земледельческую жизнь и города тогдашнего Кыргызстана, разорило местные скотоводческие хозяйства, привело в упадок самобытную культуру, губительно отразилось на судьбе населения Тянь-Шаня. В первой половине XIII в. на Восточный Тянь-Шань и Притяньшанье переселилось до 200 тыс. монголов. В 50-е гг. XIII в. произошло еще одно переселение монголов и групп енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Захватывая лучшие пастбища, монголы вытесняли местные скотоводческие племена с Тянь-Шаня на Памиро-Алай, в Восточный Туркестан. Многие поселения и стойбища были ими разрушены. В то время в Кыргызстане не было центральной власти, способной организовать население на борьбу с монголами. В XIII-XIV вв. тянь-шаньские монголы составляли значительную часть правящей верхушки. Эти монголы впоследствии вошли в состав кыргызского народа.
Кыргызы были одним из многих племен, входивших в состав государства Моголистан. Это время характеризуется постоянной борьбой кыргызов за независимость. Кыргызы лавируют между казахскими ханами и узбеками-шейбанидами, пытаясь сохранить самостоятельность, активно участвуют в политических событиях во владениях соседних правителей, во внутриполитической борьбе государства Моголистан.
Государство моголов, приходившее в упадок по мере нарастания феодальной раздробленности, было окончательно подорвано погромами войск Тимура (Тимур-Ленга). Кыргызские племена пострадали в меньшей степени, так как они находились в большом удалении от владений Тимура. В конце XV - начале XVI в. окончательно распалось государственное объединение тимуридов на территории Кыргызстана и сопредельных странах. Во второй половине XV в. создаются благоприятные политические условия для дальнейшей консолидации притяньшаньских кыргызов.
В последней четверти XV в. на Тянь-Шане и Прииссыккулье образовалось кыргызское ханство во главе с Мухаммедом-кыргызом (он умер после 1533 г.). Он является той же личностью, которая известна в кыргызских исторических преданиях под именем Тагай-бия [25]. Им велась упорная борьба с могольскими ханами за независимость. С конца XV - начала XVI вв. кыргызские феодалы вышли на широкую политическую арену на Тянь-Шане после вытеснения отсюда в Кашгар большинства могольских феодалов. В первой четверти XVI в. кыргызы заняли Чуйскую и Таласскую долины, Центральный Тянь-Шань и Памиро-Алай.
Процесс формирования кыргызского народа шел с III в. до н. э. и завершился к XVI в. н.э. В этом процессе приняли участие местные, автохтонные (в том числе древние кыргызы Восточного Туркестана, Притяньшанья и тюркизированные ираноязычные) и переселившиеся с Саяно-Алтая (Енисея) и Центральной Азии этносы. Заключительным этапом явилось образование дуальной этнополитической организации правого (онг) и левого (сол) крыла с примкнувшей к ней группой ичкилик [26].
Считаем своим долгом обратить внимание читателя на некоторые недостатки специальной литературы. В книге "Кыргызы и их предки" (Бишкек, 1994) в разделе "предки кыргызов" имеются подтемы: первобытный человек, народ саки, усуни, страна небесных скакунов, владение древних киргизов (с, 14-19). И все. Разве они являются предками современных кыргызов? Никоим образом. Причем, владение древних кыргызов отнесено к Западной Монголии (район оз.Кыргыз-Нур). В данном случае район обитания кыргызов находился севернее хребта Боро-Хоро и западнее пустыни Дзосотын-Элисун, т.е. в Восточном Туркестане. Авторы этого раздела известные историки В.П.Мокрынин и В.М. Плоских. В целом содержание книги не соответствует ее названию. Эти же авторы пишут о царях саков, о государстве усуней [27]. Они утверждают: саки сумели создать самые первые раннегосударственные образования на территории Кыргызстана[28], вопреки историческим фактам, что существовали союзы племен саков, их сменили союзы племен усуней.
Молодой историк Т.К.Чороев пишет: "Древние кыргызы восстановили свою государственность на новой территории - на Енисее (VI-XIII вв.). Их миграция с северо-востока Тенгир-Тоо (Притяньшанья) на Енисей относится к V в. н.э." [29] Во-первых, древние кыргызы-цзяньгуни Восточного Туркестана и Притяньшанья переселились на Енисей (конечно, не все) в VI в. н.э. Во-вторых, они не восстановили свою государственность на Енисее. Здесь создали свою государственность енисейские кыргызы, сформированные в первой половине I тыс. н.э. в результате смешения местных (динлины) и пришлых (кыргызы и др.) племен. Это совершенно новая этническая общность. Она резко отличается от древних кыргызов-цзяньгуней Восточного Туркестана и Притяньшанья. Далее: "С середины IX в. до середины XIII в. большая часть кыргызов Енисея, Северо-Запдной Монголии и Алтая тремя основными волнами мигрировала обратно в Тенгир-Тоо..." [30] Речь здесь должна идти о енисейских кыргызах как о новой этнической общности, а не о древних кыргызах Притяньшанья. Наконец, Т.К.Чороев утверждает, что в горной системе Тенгир-Тоо "проходил заключительный этап сложения современной кыргызской нации в XIII-XV вв." [31]. Во-первых, такой поспешный вывод не соответствует исторической действительности. Тогда еще не сложились условия для формирования кыргызской нации. Нация - это продукт капитализма. Во-вторых, современная кыргызская нация сформировалась за годы Советской власти, которую часто критикует автор.