Смекни!
smekni.com

Особенности культуры жизнеобеспечения немцев в условиях иноэтничного окружения (Верхнее Приобье, первая треть XX в.) (стр. 2 из 2)

Система питания немцев складывалась на основе хозяйства, которое они вели в условиях Верхнего Приобья. Основой рациона служили зерновые. Сеяли рожь, пшеницу. Домашними жерновами или на мельнице перемалывали зерно в муку, из которой в каждой семье пекли хлеб. Хлебные изделия были самые разнообразные. Кроме обычных ржаных и пшеничных булок, выпекали простые и фигурные булочки, булочки с вареньем, шаньги, разнообразное печенье, торты (штрудели). И в будни, и ко всякому значительному событию всегда пекли много блинов. Варили клецки. Из круп (пшена, гречки) готовили каши. Из семени подсолнечника, конопли, льна давили масло.

В огороде и на полях выращивали обычные для климатических условий Верхнего Приобья овощи: свеклу, брюкву, капусту, турнепс, морковь, лук, огурцы, пробовали садить помидоры. Картофель был непременным блюдом каждый день. Его пекли, варили, жарили, добавляли в супы, борщи. Часто готовили картофельные драники. Капусту кочанами и рубленую солили на зиму, свежую и кислую тушили, брюкву парили. Резаную брюкву варили с мясом. Рацион разнообразили горошницами, бобовницами, фасольницами. Часто готовили суп из фасоли.

У хозяев с достатком ежедневно на столе были мясные блюда из свинины, баранины, курятины. Говядины же было мало, особенно летом. Для праздничных трапез запекали уток или гусей. Мясо варили, тушили в печи, делали рубленые котлеты. Колбасы удивляли своим разнообразием — и кровяная, и ливерная, и мясная. Солили и вялили окорока. Дойных коров было много, поэтому к столу всегда подавали молоко, простоквашу, сметану. Блюда сдабривали маслом. Яйца варили, добавляли в тесто для выпечки, жарили (делали глазунью). Летом и осенью в близлежащих лесах собирали грибы и ягоды, заготавливали их на зиму, сушили. Грибы солили, из ягод некоторые хозяева, в отличие от русских старожилов, варили варенье. Постоянно готовили такие напитки, как кисель, чай из огородной или полевой мяты, морковный кофе, делали морс из варенья.

Как правило, ели три раза в день. В немецких семьях долгое время сохранялись названия времени приема пищи — фриштек (завтрак), миттек (обед), амброут (ужин). В немецко-русских и немецко-эстонских перешли на русские названия — утренник, обед, ужин. Перед едой обязательно молились. Молитву читал кто-нибудь из старших, например, отец. В стандартный набор продуктов для будничного питания входили крупы, картофель, хлеб, мясо, творог, яйца. На праздники готовили обильно и разнообразно. Зимой в дорогу брали котлеты, самодельную колбасу, яйца. При использовании одинаковых продуктов в немецких и старожильческих семьях, рецептура некоторых блюд отличалась определенными особенностями, принципы же приготовления эстонской и немецкой кухни были очень близки. Немцы готовили и кушанья, неизвестные прочим этническим группам (штрудель, котлеты, варенье и пр.). В их меню пришли некоторые блюда из старожильческой кухни, например, пельмени, но не во всех семьях они стали обычным кушаньем. В немецких семьях готовили в основном блюда, считавшиеся традиционно немецкими, а в смешанных семьях особенности питания в большой степени зависели от привычек и правил супруги.

Таким образом, благодаря особенностям социальной и демографической ситуации в первой трети XX в., сложившейся в селах Верхнего Приобья, немцы испытывали постоянное информационное воздействие иноэтничных культур, проходившее на различных уровнях, включая и внутрисемейный. Неизбежны были в таких условиях и культурные утраты, и приобретения. К первым можно отнести потерю возможности общения и получения образования на родном языке, а также некоторое размывание границ религиозной определенности. Вместе с тем, национальное самосознание не было утрачено, люди хорошо помнили, кто были их предки и кем являются они сами. Немцы сохраняли свои традиции в таких важных областях культуры, как домостроение и питание, одновременно приобретая дополнительные рациональные навыки, умения, знания, помогавшие адаптироваться в новых условиях, чему в большой степени способствовала толерантность в общении с соседствующими народами.

Список литературы

1. РГНФ, 1999–2000, 99–01–00058, «Малочисленные этнические группы некоренных народов Сибири: проблемы развития культуры жизнеобеспечения (на примере греков, эстонцев, белорусов)». В работе использованы материалы Западносибирского этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН 1997–1999.

2. ГАИ, ф. 37, оп. 1, ед.хр.3.

3. ГАИ, ф. 37, оп.1, ед.хр.6.