Смекни!
smekni.com

Богатые и бедные: взгляды сибирского крестьянства 1920-х гг. на социальные различия (стр. 4 из 4)

Немалое число фактов отрицательного отношения крестьян к раскулачиванию фиксируется в материалах карательных органов. Документы ОГПУ отмечают и факты прямого противодействия раскулачиванию, массовых выступлений в защиту депортируемых. В Бийском округе было даже отмечено нападение крестьян села Чемровка на железнодорожный эшелон с попыткой освободить своих односельчан[45].

Реакция крестьян на раскулачивание ярко отражена, например, в целой серии сообщений ОГПУ по ряду районов Новосибирского округа за первые месяцы 1930 г. Судя по этим материалам, бедняки и середняки так выражали свое отношение к раскулаченным: «Мученики вы за свой труд»; «какие они кулаки»; «сегодня отправляют их, а завтра отправят нас»[46].

Более того, в этом источнике приводились подробные данные о массовых протестах против раскулачивания, а затем против насильственного возвращения тех депортированных, кому удалось бежать из «спецпоселений». Так, лишь в сводке ОГПУ от 3 мая 1930 г. речь шла о пяти случаях «массовых выступлений в защиту сбежавших кулаков с требованиями восстановить в правах, вернуть имущество»[47].

Распространенность среди крестьян подобных настроений подтверждается и в докладе начальника Краевого административного управления, направленном в НКВД в июле 1930 г. В нем, в частности, сообщалось, что в Ачинском, Красноярском, Омском и других округах при арестах бежавших из ссылки «кулаков» были случаи организованного выступления крестьян с требованием оставить их на месте[48].

Конечно, переоценивать значение этих фактов как определенного выражения социальных взглядов крестьянства не стоит. Вряд ли можно однозначно согласиться с утверждениями некоторых эмигрантских публикаций о том, что в период коллективизации «в русской деревне отношение к зажиточным крестьянам изменилось к лучшему»[49].

Противодействие крестьян раскулачиванию диктовалось скорее естественным сочувствием к односельчанам, соседям, родичам, попавшим в беду, тем более что зачастую среди жертв коммунистического геноцида преобладали отнюдь не богачи и мироеды, а простые труженики. В то же время события «великого перелома» с очевидностью показали отсутствие у основной массы сибирского крестьянства какой-то особой враждебности к зажиточной части сельского населения.

При этом, однако, следует признать, что атмосфера «великого перелома» способствовала разнуздыванию худших качеств люмпенской части сельского населения — зависти, иждивенчества, рвачества.

Такого рода социально-психологические моменты отмечались уже некоторыми участниками совещания при крайкоме партии 23 января 1930 г. по вопросам коллективизации. Уполномоченный крайкома, побывавший в Иркутском округе, рассказывал: «Хотя бы эти бедняки и батраки молчали, а то рассчитывают только на всеобщее благо за счет середняка. Они говорят, иронизируя: „Вот поступите в колхоз,— мы оденемся, подкормимся“»[50].

Характеризуя отношение различных групп сельского населения к раскулачиванию, Р. И. Эйхе говорил на пленуме крайисполкома 14 марта 1930 г.: «Здоровая классовая ненависть к кулаку проявилась очень резко. В ряде районов малосознательные элементы из партизан, из бедноты выступали неоднократно с такими заявлениями: „Все это гады. Мы видели, как кулак занимался эксплуатацией и сомневались, правильно ли поступают партия и Советская власть. Теперь мы убедились, что Советская власть берется правильно за дело“»[51].

Оценки этой проблемы пришлось изменить после того, как сталинское руководство выступило с декларативным осуждением «перегибов» коллективизации, что потребовало найти приемлемых виновников произвола. Одна из подходящих для обанкротившегося краевого руководства версий о причинах «извращений» была предложена в итоговой докладной записке ОГПУ о раскулачивании в Сибирском крае (март 1930 г.). Там утверждалось, что «отсутствие руководства дало возможность элементам разложившимся, зараженным иждивенческими настроениями, рвачам и демагогическим крикунам, ничего общего с подлинными батраками и бедняками не имеющим, творить ряд безобразий»[52].

Еще более приемлемая для руководящих кругов версия была выдвинута на Пятой краевой партийной конференции в мае 1930 г., где Р. И. Эйхе утверждал: «То обстоятельство, что середняк был задет при раскулачивании, можно объяснить только антисередняцкими настроениями отдельных членов партии и отдельных групп бедняков»[53].

Эта версия была обстоятельно развита в одной из публикаций журнала «На ленинском пути», где речь шла о коллективизации в Крутинском районе Омского округа. Там отмечалось: «Допущенные извращения имели своим основанием не только почин со стороны низовых работников, но и сильнейшее давление нездоровых настроений со стороны некоторого слоя бедняцко-батрацких масс. Сюда относятся собесовские, потребительские, мародерскиенастроения»[54].

Конечно, такого рода объяснения следует воспринимать критически: основной импульс произвола несла все же официальная политика. Отнюдь не все представители неимущих слоев сельского населения поддержали раскулачивание. Те из них, кто, несмотря на бедность, не приобрел социально-психологический комплекс изгоев, маргиналов, руководствовались в этой ситуации общекрестьянскими социально-этическими представлениями.

Вместе с тем очевидно, что репрессивная политика в отношении крестьянства находила поддержку у части сельского населения, чему не в последнюю очередь способствовали и распространенные грубо-уравнительные настроения. Этот социально-психологический комплекс стал важной дополнительной предпосылкой для небывалого антикрестьянского произвола в ходе «великого перелома».

Список литературы

Булдаков В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М., 1997; Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945–1964. М., 1993; Она же. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945–1953. М., 1999; Кузнецов И. С. Советский тоталитаризм: очерк психоистории. Новосибирск, 1995; Он же. На пути к «великому перелому». Люди и нравы сибирской деревни 1920-х гг. (психоисторические очерки). Новосибирск, 2001; Поршнева О. С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период первой мировой войны (1914 — март 1918 г.). Екатеринбург, 2000; Сенявская Е. С. 1941–1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. М., 1995; Она же. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М., 1997; Она же. Психология войны в XX в. Исторический опыт России. М., 1999.

Павлова И. В. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск, 2001. С. 84–87; Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до великой победы. М., 2001.

Лацис М. О бедняке и лодыре. М., 1929. С. 17; Ангаров А. Классовая борьба и перевыборы сельсоветов. М., 1930. С. 24; Вахтманов И. Дискуссия о «лодырях» // Советская Сибирь. 1927. 27 января; Гендон А. О бедняке и лодырях // В помощь земледельцу. 1928. № 2. С. 11–13; Российский государственный архив социально-политической истории (далее — РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 67. Д. 697. Л. 4 (Справка информационного отдела ЦК ВКП(б) о «методах борьбы кулачества», апрель 1929 г.).

Куперт Ю. В. К вопросу об изучении истории крестьянства Сибири в годы коллективизации сельского хозяйства // Проблемы истории советского общества Сибири (материалы ноябрьского 1969 г. симпозиума по истории рабочего класса и крестьянства Сибири). Вып. 3. Новосибирск, 1970. С. 184.

ГАНО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1185. Л. 27.

Коваленко И. Некоторые политические итоги работы с беднотой // На ленинском пути. 1929. № 5–6. С. 77; ГАНО. Ф. 1084. Оп. 1. Д. 5. Л. 14, 30.

Месяцев П. А. Классовое направление аграрной политики и подъем производительных сил в сельском хозяйстве (к вопросу об объектах и методах работы в области агрономии и землеустройства) // Жизнь Сибири. 1925. № 5. С. 13; ГАНО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 623. Л. 13.

Месяцев П. А. Указ. соч. С. 13.

Феноменов М. Я. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования одной деревни (деревня Гадыши Валдайского уезда Новгородской губернии). М., 1925. С. 171, 173.

Johann A. 40 000 Kilometer. Berlin, 1929. S. 7 (Работа основана на впечатлениях о поездках по СССР).

Шмелев Г. И. Коллективизация: на крутом повороте истории // Истоки. Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 2. М.,1990. С. 95.

Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х томах. Т. 1. М., 1990. С. 353.

Советская Сибирь. 1924. 18 авг.

Материалы обследований сибирской деревни. Родинский район Славгородского округа. Новосибирск, 1927. С. 10.

Советская Сибирь. 1925. 4 февраля.

В помощь земледельцу. 1929. № 3. С. 8.

ГАНО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 623. Л. 23.

Советская Сибирь. 1927. 18 марта.

Воронежская деревня. Вып. 1. Слобода Ровеньки. Воронеж, 1926. С. 20–22.

Российский государственный архив экономики. Ф. 396. Оп. 3. Д. 91. Л. 20.

Козлов В. А. Культурная революция и крестьянство. 1921–1927 (по материалам Европейской части СССР). М., 1983. С. 148.

ГАНО. Ф. 47. Оп. 1. Д. 780. Л. 91 (отчет об избирательной кампании 1927 г. в Сибирском крае). См. также: Охлопков И. Члены ВЦИК среди крестьян. М.,1930. С. 45.

Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5466. Оп. 2. Д. 290. Л. об.

ГАНО. Ф. 518. Оп. 1. Д. 265-б. Л. 79.

Деревня при нэпе. Кого считать кулаком — кого тружеником. Что говорят об этом крестьяне. М., 1924. С. 6.

Крестьянский корреспондент. Его роль и работа. М.,1924. С. 184.

Деревня при нэпе… С. 7.

Деревня при нэпе… С. 83–85.

Советская Сибирь. 1925. 3 апреля. (Доклад И. Павлуновского на пленуме Сибкрайкома об итогах обследования деревни).

Партийная жизнь. 1990. № 21. С. 59.

ГАНО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1392. Л. 97.

Сельская правда. 1927. 27 марта, 6 июня.

ГАНО. Ф. П-2. Оп. 1. Д. 455. Л. 8.

Там же. Оп. 1. Д. 534. Л. 4.

См. например: Большевик (Новосибирск). 1927. № 2. С. 14.

Хрящева А. И. Указ. соч. С. 110.

Самохин Н. Рассказы о прежней жизни // Самохин Н. Толя, Коля и Володя здесь были. Две повести. Новосибирск, 1975. С. 29.

Ларин Ю. Современная деревня. М., 1925. С. 59.

Сталин И. В. Вопросы ленинизма. 11-е изд. М., 1945. С. 418.

Вопросы истории. 1990. № 1. С. 152.

Клямкин И. Какая улица ведет к храму // Новый мир. 1987. № 11. С. 181.

ГАНО. Ф. 47. Оп. 5. Д. 104. Л. 96.

На ленинском пути. 1930. № 6. С. 96.

Красная сибирячка. 1930. № 5. С. 4.

ГАНО. Ф. 47. Оп. 3. Д. 15. Л. 215.

ГАНО. Ф. 47. Оп. 3. Д. 17. Л. 318–319, 536–538, 674–675.

Там же. Оп. 5. Д. 103. Л. 30–63.

Там же. Ф. 20. Оп. 2. Д. 37. Л. 16.

Хозяин. 1930. № 27–28. С. 2.

ГАНО. Ф. П-2. Оп. 2. Д. 450. Л. 11.

На ленинском пути. 1930. № 6. С. 19.

ГАНО. Ф. 47. Оп. 5. Д. 103. Л. 55.

Стеногр. отчет работ V Сибирской краевой партийной конференции. Новосибирск, 1930. С. 184.

На ленинском пути. 1930. № 7. С. 33–34.