Обычно нормативно-правовые акты распространяют свое действие на все субъекты права (физические лица, юридические лица, государственные органы, общественные организации), находящиеся на данной территории. Однако сферы действия законов и подзаконных актов в пространстве и по кругу лиц могут и не совпадать. Так, нормы обязательного на всей территории России избирательного закона в части активного избирательного права не распространяются на несовершеннолетних, а также на психически больных, признанных судом недееспособными, и лиц, на день голосования отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда.
Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие лишь на работников определенной отрасли экономики. Известны, например, установленные законом льготы в пенсионном обеспечении для работников угольной и металлургической промышленности. Нормативно-правовые акты могут распространять свое действие не на всех граждан, а лишь на тех из них, которые занимают определенное должностное положение.
Общим принципом российского права является то, что под его действие подпадают все физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения. Во-первых, существуют также сферы правового регулирования, где субъектом правоотношения может выступать только гражданин России. Так, служба в Вооруженных Силах России — это обязанность исключительно ее граждан. Во-вторых, исключение делается для тех иностранных граждан, которые согласно действующим законам и международным договорам, заключенным Россией, пользуются дипломатическим иммунитетом, на таких лиц (а это — главы государств и правительств, послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала, и т.д.) в случае совершения ими правонарушений не распространяется Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях РФ.
К сказанному о пределах действия нормативно-правовых актов необходимо добавить, что нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие. на отношения, регулируемые нормами другой отрасли права. Так, акты, регулирующие имущественные отношения, не рассчитаны на регулирование отношений между органами государственного управления. Таково в целом действие права по предмету правового регулирования.
3 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
3.1 Правообразование и правотворчество
Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм.
Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых принципами правотворчества и определяющих существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм, означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа.
Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности принятия. актов.
В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.
В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых общественных отношений.
В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей грамотности при подготовке и принятии законопроектов.
В-шестых, исполнимость, или учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.
В-седьмых, планирование, т.е. четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени.
В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции, или правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.
Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в появлении права (правообразовании). О нем говорилось в третьей главе.
Во втором случае имеется в виду процесс развития уже существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется как правотворчество.
Таким образом, правотворчество — это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в обществе правил поведения.
Правотворчество может быть определенным образом типологизировано. Для этого выделяют несколько оснований.
По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъектным и полисубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой правления в государстве. При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковыми является работа парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке прецедентов. Для моносубъектного правотворчества характерен режим единоначалия. Например, издание президентом страны указов.
По характеру правотворческих полномочий правотворчество может быть непосредственным и делегированным.
Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, поскольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность — основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент, монарх, суды).
Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.
Императивное (повелевающее) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество, делегированное в императивном порядке, как правило, является моносубъектным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы, оставляя при этом свободу усмотрения) разрешение на правотворчество основано на принципе: «Все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».
Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления).
По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подзаконное нормотворчество.
Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированного правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фактически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативно-правовые акты министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают подменять собой законы. С этой проблемой сталкиваются многие страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки. Россия не является исключением.
Главная причина такого положения — падение регулирующего воздействия законов — заключается в возрастании роли органов исполнительной власти при разрешении общественных проблем, в снижении значения парламента и органов местного самоуправления на фоне растущей комфортабельности и цивилизованности жизни или, наоборот, на фоне нищеты и диктатуры бюрократического аппарата.
3.2 Законотворческий процесс
Законотворчество — это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона, т.е. нормативно-правового акта, призванного урегулировать наиболее значимые для существования государства и общества отношения свободных (а не состоящих в служебной зависимости друг от друга) лиц.
В республике и конституционной монархии правовые основы законодательного регулирования устанавливаются конституцией (Основным законом), которая может быть провозглашена при помощи единого, сводного документа, но может складываться и из различных, принятых в разное время документов (такая практика характерна для конституционных монархий, например Великобритании).
В классической (неконституционной) монархии (в современном мире это, например, Королевство Саудовская Аравия) правовой основой законодательного регулирования является сам монарх. Здесь важное значение имеют личные качества монарха и сложившийся правовой обычай, которые являются своего рода гарантией правового нормотворчества властвующей персоны.
Законотворческий процесс — основной, стержневой вид правотворчества, направленный на разработку и принятие законов.
Имеющие правовые основания начала и завершения этапов разработки, принятия и вступления в силу законов именуются стадиями законотворческого процесса.
В теории правотворчества обычно выделяют следующие стадии законотворческого процесса:
1) внесение проекта на рассмотрение органа, обладающего полномочиями по принятию законодательных актов, - законодательная инициатива;
2) рассмотрение проекта;
3) отклонение проекта либо принятие его за основу;
4) доработка проекта;
5) отклонение проекта или принятие закона;
6) введение в действие принятого законодательного акта.
В классической (неконституционной) монархии все стадии законотворческого процесса связаны с действиями одного лица — монарха. Теоретически монарх должен видеть цели государства в целом и в то же время обязан учитывать интересы каждого своего подданного.
В республике и конституционной монархии законодательство осуществляется коллегиально, круг субъектов законотворческого процесса расширяется, потому что расширяется круг лиц, участвующих в определении целей государства в целом и защите интересов, отдельных граждан.