СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1 Внутренняя и внешняя формы права
1.2 Виды форм (источников) права
2 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ФОРМА И ИСТОЧНИК
ПРАВА
2.1 Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология
2.2 Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц
3 ПРАВОТВОРЧЕСТВО И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ
3.1 Правообразование и правотворчество
3.2 Законотворческий процесс
3.3 Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Позитивное право, состоящее из установленных и санкционированных государством норм, всегда так или иначе выражено вовне и имеет различные формы подобного выражения. Это внешние формы позитивного права, которые принято также называть его источниками. Об этих формах (источниках) права и пойдет речь курсовой работе. Вместе с тем наряду с традиционно освещаемыми в данной теме вопросами, мы остановимся и на некоторых других, связанных, в частности, с таким источником права, как нормативный правовой акт.
Задачами курсовой работы является изучение таких вопросов как:
1. Понятие формы и источника права.
2. Нормативный правовой акт как форма и источник права.
3. Законы и подзаконные нормативные акты.
Понятие «источник права» относится к разряду важнейших, ключевых понятий в юридической науке. Оно остается предметом самого пристального внимания как общей теории права, так и отраслевых юридических дисциплин.
Источник права как понятие несет несколько значений.
Во-первых, гносеологическое – источник права определяется как источник познания, т.е. то, откуда люди черпают свои знания о праве.[1] Это могут быть юридические памятники, подобные Законам царя Хаммурапи в Вавилоне и «Русской правде» на Руси.
Во вторых, материальные условия жизни общества, которые обуславливают содержание правовых норм. В целом, это общественные отношения.
В-третьих, идеальное значение – имеется ввиду совокупность правовых идей, правовое сознание, обусловливающих содержание норм права.[2]
В-четвертых, юридическое значение – речь идет о том, чем конкретно люди руководствуются в решении юридических дел. Именно в юридическом смысле и используется чаще всего понятие «источник права».[3]
В Российской Федерации нормативно-правовой акт является наиболее характерным и важным источником права.
Правотворчество является важным признаком любого государства, формой государственного руководства обществом, поскольку общество нуждается в четких правилах взаимоотношений между людьми.
Смысл и назначение правотворческой деятельности государства состоит в выработке таких правил поведения и общения, которые соответствовали бы интересам и потребностям общества и способствовали его процветанию и развитию.
1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1 Внутренняя и внешняя формы права
В отечественной теории государства и права понятие формы права (так же, кстати, как и понятие формы государства) принято раскрывать, опираясь на философское учение о форме как внутренней организации содержания и его внешнего выражения.
Исходя из этого, различают внутреннюю и внешнюю форму права. Внутренняя форма права — это его структура, т.е. внутреннее строение, внутренняя организация его структурных элементов и прежде всего норм права. Внешняя же форма права — это его проявление вовне, которое характеризуется формами внешнего выражения юридических норм.[4]
Внешне юридические нормы могут быть выражены в различных формах. Они могут быть выражены в форме обычаев, санкционированных государственной властью в качестве общеобязательных правил поведения, в форме правил, установленных государственными или негосударственными органами и организациями, в форме положений, сформулированных учеными-юристами и признанных государством в качестве норм права, и т.д.
Формы внешнего выражения юридических норм в юриспруденции именуют также источниками права, понимая под ними не вообще источники права, а источники права в формальном, юридическом смысле. Дело в том, что понятие «источник права» не имеет однозначного толкования и может употребляться в гносеологическом, материальном, идеологическом, политическом, формальном и некоторых других смыслах. В частности, под источником права в гносеологическом смысле понимают источник познания права, т.е. то, из чего люди получают знания, сведения как о действующем праве, так и о праве прошлых времен. Источниками права в этом смысле могут выступать и действующие нормативно-правовые акты (конституции, кодексы и т.д.), и акты, утратившие силу и прекратившие свое действие (например, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.), и исторические памятники права (например, законы Ману, законы Хаммурапи, Русская Правда).
Под источником права в материальном смысле обычно понимают материальные условия жизни общества (способ производства материальных благ, уровень развития экономики, формы собственности и т.д.), в которых, как принято считать, коренится позитивное право и которые составляют его социальную основу. Иногда под источником права в материальном смысле понимают сами общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании.
Источник права в идеологическом (по-другому — в идеальном) смысле — это правосознание, точнее правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды на право, представления о праве, играющие немаловажную роль в процессе формирования позитивного права.
Под источником права в политическом смысле понимается государство, поскольку нормы позитивного права либо устанавливаются, либо санкционируются государством и в связи с этим без государства, без его воли вообще не могут появиться на свет.
Наконец, источник права в формальном (или юридическом) смысле — это способы (формы) внешнего выражения и закрепления юридических норм, т.е. то, что фактически выступает в качестве внешних форм позитивного права.
Таким образом, внешние формы позитивного права, они же формы внешнего выражения юридических норм, есть не что иное, как источники права в формальном, юридическом смысле. Вследствие этого их часто обозначают термином «формы (источники) права», имея в виду, что речь идет именно о внешних формах позитивного права и одновременно его источниках в формальном, юридическом смысле. Отсюда формы (источники) права можно определить как способы внешнего выражения и закрепления норм позитивного права.А это значит, что формы (источники) права показывают, каким образом нормы позитивного права выражены вовне, каковы способы их внешнего существования, бытия и в каких юридических источниках они закреплены.
В различных государствах, а также в каждом отдельно взятом государстве, позитивное право может приобретать самые разные формы своего внешнего выражения. Следовательно, могут существовать и разные юридические источники права. Ими могут быть санкционированные государственной властью обычаи, юридические (судебные или административные) прецеденты, правовая доктрина, нормативные договоры, нормативные правовые акты и т.д. Наиболее распространенными, начиная с древнейших времен, являются санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты. Это дает отдельным авторам основание рассматривать данные формы и источники права в качестве основных, что, на наш взгляд, является не совсем правильным. Санкционированные обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры и нормативные правовые акты можно рассматривать в качестве основных форм и источников права лишь в сопоставлении с другими формами (источниками) права и безотносительно к конкретным государствам. Что же касается конкретных государств, то в них существуют свои основные и неосновные формы (источники) права. Причем к неосновным могут относиться и те, которые причисляются к разряду основных. Например, в нашей стране основными формами (источниками) права являются только нормативные правовые акты. Санкционированные же обычаи и нормативные договоры считаются уже неосновными формами (источниками) права, а юридические прецеденты в их классическом виде отсутствуют вообще.
1.2 Виды форм (источников) права
В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права в специальном юридическом смысле (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Виды источников права
Исторически первым видом был правовой обычай - обычай, санкционированный государством. Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-юридической реализации: если в процессе его нормальной реализации не срабатывает сила привычки к делу подключается государство.
Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:
а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылка к обычаю);
б) использование обычая в качестве нормативной основы судебного решения.
В том же случае, если правила обычая полностью воспроизведены в тексте нормативно-правового акта или положены в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права обычай не обретает: норма обычая начинает существовать в форме нормативно-правового акта или судебного прецедента.
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота».