Однако ничто не могло остановить надвигающуюся бурю. В 52 году до н. э. вспыхнуло Общегалльское восстание, во главе которого встал молодой вождь Вирцингеторикс. Цезарь оказался в очень сложном положении. У него было всего 60 тысяч человек (10 легионов), а у восставших - 250-300 тысяч. Галлы, потерпев ряд поражений в открытом бою, перешли к партизанским действиям. Все, что завоевал Цезарь, в результате этого восстания оказалось потерянным. Но в 51 году до н. э. под городом Алезия римлянам в трех сражениях с большим трудом удается разбить восставших. Вирцингеторикс попал в плен, многие вожди были убиты, ополчение галлов бежало, и восстание пошло на убыль. В 52-51 годах до н. э. Цезарю пришлось заново завоевывать Галлию. Цезаря опять ждали неприятности - на этот раз в Риме. В 53 году до н. э. в походе против парфян погиб Красс. Помпей, не видя после этого смысла в соблюдении прежних соглашений с Цезарем, начал укреплять свое положение и защищать только свои интересы.
Римская республика находилась на грани развала. Или Помпей (законным путем - он уже был назначен сенатом единственным консулом), или Цезарь (незаконным путем) легко могли воспользоваться ее слабостью. Все попытки Цезаря закончить дело полюбовно и найти взаимоприемлемое решение было однозначно отклонены сенатом и Помпеем. Попирая римские законы они собрали римские войска.
Цезарь в очередной раз оказался перед выбором: или подчиниться требованиям сената и навсегда распрощаться со своими честолюбивыми планами, или, нарушив законы, противостоять единовластию Помпея и, возможно, получить славу врага республики.
Все это прекрасно понимал и сам будущий диктатор, стоя 10 января 49 года до н.э. с одним легионом перед небольшой речкой Рубикон, которая отделяла его от исконных владений Рима. Как повествует римский историк Аппиан, Цезарь обратился к друзьям: "Если я не перейду эту реку, друзья мои, то это будет началом бедствий для меня, а если перейду, то это станет началом бедствий для всех людей". Сказав это, он стремительно, как бы по вдохновению свыше, перешел через Рубикон, добавив: Alea jacta est ("Да будет жребий брошен").
Цезарь двинулся на Рим. Сенат и Помпей были шокированы таким поворотом событий и быстротой действий Цезаря. Все приготовления к сопротивлению были оставлены. Италия оказалась брошенной на милость "нарушителя законов", и непобедимый Помпей Великий и с сенатом поспешно покинули страну. Цезарь стремительно продвигался к Риму, беря один город за другим и почти не проливая крови. Помимо того, что к нему из Галлии подошли подкрепления, все римские гарнизоны, первоначально подчинявшиеся Помпею, вливались в войско Цезаря.
1 апреля 49 года до н. э. Цезарь вошел в Рим. Все благие намерения Цезаря уладить дело миром рухнули из-за нежелания оставшихся сенаторов быть посредниками при переговорах с Помпеем. Началась вторая гражданская война.
Цезарь проводит ряд важных реформ. Он отменяет все еще действующие карательные законы Суллы и Помпея и дает жителям ряда провинций права римского гражданства. Чтобы привлечь на свою сторону плебс и всадников, Цезарь увеличил раздачи хлеба и частично отменил долги.
Уладив дела в Риме, Цезарь поспешил в Грецию, где находился Помпей. Первое, неудачное для Цезаря, сражение состоялось при Диррахии. Войска консула бежали. Сам Цезарь, пытаясь остановить удирающих солдат, едва не был убит знаменосцем, замахнувшимся на него древком. Положение было настолько критическим, что, как сказал Цезарь, "война могла бы быть сегодня окончена полной победой, если б враг имел во главе человека, умеющего побеждать". Увы, Помпей не был таким человеком не сумел воспользоваться своим преимуществом. За что ему и пришлось поплатиться в битве при Фарсале 9 августа 48 года до н. э., когда Цезарь с вдвое меньшей армией наголову разбил войска противника. Помпей пал духом настолько, что "походил на человека, лишенного рассудка» (Плутарх) и бежал в Египет. Цезарь же после победы начал подчинять себе Грецию и Малую Азию.
Победа Цезаря была уже настолько очевидна, что двум его легионам сдался без боя весь помпеянский флот под командованием Кассия. Установив свой порядок в Азии, Цезарь, наконец, обратил внимание на отсутствие Помпея и поспешил за ним в Египет. Однако коварные египтяне уже поняли на чьей стороне сила, и преподнесли Цезарю кровавый подарок - голову его врага.
Разгром Помпея при Фарсале, его бесславная смерть, а также буйство плебса на улицах Рима (толпа разбила статуи Суллы и Помпея) склонили наконец-то упрямый сенат на сторону Цезаря. Расщедрившиеся сенаторы провозгласили его бессрочным диктатором и дали ему права без ограничений распоряжаться судьбой римских граждан. Подумав, сенат даже даровав Цезарю право на будущий триумф в будущей войне против Нумидии.
Но Цезарь, вместо того чтобы спешить в столь благосклонно настроенный к нему Рим, застрял в Египте и занялся улаживанием дел о престолонаследии между красавицей Клеопатрой и ее братом Птолемеем. Это, по вполне законным причинам, вызвало недовольство египтян в Александрии, которое переросло в восстание против римлян. В возникшем пожаре сгорела знаменитая Александрийская библиотека. Цезарь был вынужден вплавь покинуть царский дворец. Римляне сидели в осаде до подхода подкреплений из Азии. Наконец все было улажено, и Клеопатра с помощью римских мечей заняла трон, однако Египет теперь находился под римским покровительством. Цезарь, очарованный Клеопатрой, пробыл в Александрии девять месяцев, бросив все государственные и военные дела.
Однако положение в Риме и провинциях заставило его вернуться к суровой действительности. Возникла угроза консолидации помпеянцев в Африке, Иллирике и Испании. Сын парфянского царя Митридата Фарнак отвоевал Понт и грозился отобрать у Рима Малую Азию. В Италии тоже было неспокойно - бунтовали даже ветераны Цезаря. Против Фарнака Цезарь выступил сам и 2 августа 47 года до н. э. разбил его, послав в Рим короткое сообщение о столь легкой победе: "Veni. Vidi. Vici." ("Пришел. Увидел. Победил.") В Испании же и Иллирике с успехом справились его легаты.
В сентябре 47 году до н. э. Цезарь, наконец, прибыл в Рим, где одним своим присутствием успокоил все волнения. Достаточно ему было обратиться к своим солдатам не "воины", а "граждане", чтобы они тут же просили простить их и взять с собой на войну.
Возвратившись в Рим, Цезарь, как бы наверстывая упущенное (ведь от триумфа в 60 году до н. э. он отказался), справил четверной триумф: Галльский, Фарнакский, Египетский и Нумидийский. Перед колесницей триумфатора шли его победоносные легионы, в цепях проходили знатные пленники: Вирцингеторикс - поверженный вождь галлов, Арсиноя - мятежная сестра Клеопатры, маленький сын царя Юбы. Несли захваченные знамена и военную добычу. Общая стоимость захваченных сокровищ равнялась 65 тыс. талантов. Среди них было 2822 золотых венка весом около 8 тонн, подаренных Цезарю различными правительствами и городами. А посередине всего этого великолепия четыре раза проехал сам триумфатор, высокий, с мужественным лицом, одетый в белую тунику, расшитую узором из пальмовых листьев, и пурпурную вышитую тогу. Его колесницу сопровождали ликторы, трубачи и сенаторы. И четыре раза раб держал над его головой высшую награду - золотой венок триумфатора (corona triumphalis).
При раздаче добычи не был забыт ни один житель Рима. 22тыс. столов с угощением ожидало граждан. Зрелища и игры, в которых участвовали пехота, конница и даже боевые слоны, потрясли римлян.
Казалось, ничего теперь не мешало Цезарю насладится полнотой власти. Он является пожизненным диктатором. К его имени прибавляется титул "император", который становится частью имени (Imperator Gaius Iulius Gaesar). Он получает почетное звание Отца Отечества (Parens Patriae) и Освободителя (Liberator). Цезаря регулярно избирают консулом. Ему оказывают почти царские почести. Его родовым именем называют месяц, в котором он родился - июль. В его честь строят храмы, его изображения ставят среди богов. Клятва именем Цезаря становится обязательной в судах.
Имея такие огромные полномочия, Цезарь проводит ряд важных реформ: расширяет сенат и увеличивает число магистратов за счет своих легионеров, тем самым, ослабляя власть и сената, и магистратур. Он проводит аграрную реформу и разрабатывает новый кодекс законов ("Lex Iulia de vi et de majestate").Цезарь реформирует календарь, чтобы прекратить политические махинации за счет споров об исчислении времени. Этот календарь с тех пор называется юлианским. У Цезаря огромные планы на будущее: построить новый театр, храм Марса, открыть греческие и римские библиотеки, усмирить даков и парфян. Однако этим планам не суждено было осуществиться.
Несмотря на политику clementia, которую неуклонно проводит Цезарь, против его власти зреет недовольство. Цезарь простил и вернул бывших помпеянцев. Еще после битвы при Фарсале он сжег всю корреспонденцию Помпея, демонстрируя, что его не интересует, кто поддерживал его противника, и объявил, что каждый обратившийся к нему получит прощение. Однако подобное милосердие окончилось для него плохо.
По Риму начали распространяться слухи о том, что Цезарь стремиться стать царем, что он скоро перенесет столицу из Рима в Малую Азию. Многие обойденные чинами и званиями, а также те, кто искренне опасался за Римскую республику, составили заговор, в котором было задействовано около 60 человек. Достигший вершины власти и могущества божественный Юлий вдруг оказался в политической изоляции.
15 марта (знаменитые "мартовские иды") 44 года до н. э. Цезарь в сенате был убит заговорщиками, которых возглавляли бывшие помпеянцы - Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин, а также бывший цезарианец Децим Юний Брут.23 раны были нанесены всесильному диктатору бросившимися к нему заговорщиками, которые в суете перекалечили друг друга. И лишь одна рана оказалась смертельной. Но Рим после устранения Цезаря не мог повернуть назад, и все усилия заговорщиков вернуть старую республику оказались напрасными.
Цезарь был одной из самых значительных фигур в истории Риа. Именно с него начинает свои первые шаги Римская империя, которая просуществовала еще пять веков.
Никто из последующих римских императоров не мог сравниться с яркой и удивительной личностью Гая Цезаря из рода Юлиев, который с удивительным легкомыслием совершал безрассудства, но с непостижимой твердостью шел к вершинам власти. Цезарь намного более человечен, чем все правители позднего Рима. Он был способен на любовь и искреннее милосердие. Именно таким, а не надменным каменным изваянием и воплощенным сводом законов, предстает перед нами Гай Юлий Цезарь - писатель и талантливый дипломат, гениальный полководец и всесильный диктатор Рима, так мало и так много сумевший сделать для того, чтобы его имя осталось в веках.