Смекни!
smekni.com

Миф о князе Рюрике в свете западно-славянского происхождения приильменских славян (стр. 3 из 4)

Сомнительно, чтобы в первом тысячелетии н.э. славяне пользовались летоисчислением, подобным греческому или римскому. Гораздо более вероятно, что предки наши, как и германцы, опирались на генеалогию. Сказать, при каком вожде происходили события - и означало определить их во времени. Генеалогия Рюрика и сына его Игоря выглядит так.

Автор не претендует на истину в последней инстанции, но предлагает всем читателям, всерьез интересующимся русской историей, обратиться к указанным первоисточникам.

ЛЕГЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ ПРАОТЦОВ:

- Сварог-Феост (Ипат. Лет. 1114 г, ПСРЛ т.2, М.,1998);

- сын Сварога - Даждьбог-Сварожич (Ипат. Лет. 1114 г, ПСРЛ т.2. М.,1998) он же Аполлон Таргелий, Геракл и Таргитай Геродота согласно версии академика Б.А.Рыбакова;

- Афет-Япет, от коего согласно Ветхому Завету в итоге произошли славяне;

ЛЕГЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ ОТЦОВ

- Скиф - один из сыновей Геракла по «Истории» Геродота;

- Скиф и Зардан правнуки Афетовы-Япетовы (Степенная Новгородская книга по Татищеву, Собр. Соч. т.4. гл 30) - «В мале времени по разделении детей Ноевых, правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братии и рода своего от стран западных, вселишася на полдень во Ексипонте и живяху тамо многие лета. От сих породишася сынове и внуцы, и умножишася зело, и прозвашася по имяни прадеда их Скифа Скифия Великая...» ;

И в самом деле «правнуки». Япет - из поколения титанов, предшествующих Зевсу, отцу Геракла. Т.е. Скиф по Геродоту мог быть «хронологически» его правнуком.

- Славен, Рус, Болгор, Коман, Истер - правнуки Скифа и Зардана (Степенная Новгородская книга по Татищеву, Собр. Соч. т.4. гл.30, -М.: НИЦ Ладомир, 1995) - «Тогда владеяху пять братов, их же имяна Славен, Рус, Болгор, Коман, Истер... В лето от сотворения мира 3099-го (что по потопе по греческому счислению 1531 лето) Словен и Рус с роды своими отлучишася от братии своея и хождаху по странам вселенныя 14 лет, даже пришед ко озеру Илмер и по волхованию поставиша град на реке Волхове, его же по имяни князя своего Славенск именоваша. И от того времени начаша скифы имяноватися славяне...»;

- Славен Старый и Скиф (Иоакимовская летопись, В.Н.Татищев. Собр Соч. т.2, т.4. М., 1995) - «Славен з братом Скифом, имея войны мнигие на востоце идоша к западу, многи земли о Черном мори и на Дунае себе покориша... И от старшего брата прозвашася славяне... Славен князь... иде к полуносчи и град великий созда, во свое имя Словенск нарече. А Скиф остася у Понта и Меотиса в пустынех обитати, питаяся от скот и грабительства и прозвася страна та Скифиа Великая...» ;

- Словен Старый и Рус и сестра их Ирмера (Мазуринский летописец, ПСРЛ т.31, Л., 1968) - «Лета 3099. Словен и Рус с роды своими отлучашася от Ексинопонта и от роду своего и от братии и хождаху по странам вселенныя... 14 лет пустыя места и страны обхождаху, дондеже дошедша езера некоего великого, Моиска зовомаго, последи Ирмер проименовася во имя сестры их Ирмеры. Тогда волхование повеле им наследником места того быти. И старейший Словен с родом своим и со всем, иже под рукою его, седе на реце, зовомой тогда Мутная, последи же Волхов проименовасе во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома... Лета 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград... И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словяня...»;

- Славян Новгородский - «До Рождества Христова 551 лето. По смерти царя Россолама преемником был ему старший сын его, по имени Славян, который более всего прославился построением крепкого города Кунигардии, основанного на берегу реки Мутной при истоке ее из озера Ильменя. Он был мудрый законодатель, храбрый и счастливый полководец...» («Книга о славяно-русском народе, о великих князьях русских и ростовских, отколе корень их произыде на Руси от Ноя-праотца до великаго князя Рюрика» в пересказе. А.Артынова. 1842 г.).;

ПОЛУЛЕГЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ СЫНОВЕЙ:

- Волхов - старший сын Словена (Мазуринский летописец, ПСРЛ т.31, 1968);

- Вандал (Венд), Волхов, Волховец, Рудоток - сыновья Словена Старого (Новгородские летописи, ПСРЛ. Т.III CПб, 1841 г., Новгородская первая летопись старшего и младшего изодов. НIЛ. М.-Л. 1950);

«По устроении Великого града умре Славен князь, а по владаху сынове его и внуци много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий...». Сопоставим это сообщение с ранее цитируемым Стрыковским и получим любопытную преемственность в традиции. Да Татищев цитирует средневекового ганзейского историка шестнадцатого века, Альберта Кранца в 40-ой главе: «Венды с князем их Винулем ходили на восток морем и многие места пруские, курляндские и естляндские повоевали»

- Вандал Новгородский - «До Р.Х. 490 лето. По смерти царя Славяна стал царствовать в построенном отцем его городе Кунигардии сын его царь Вандал. Он был во всем подобен отцу своему: мудрый законодатель и счастливый полководец. К нему присоединялися многие соседние с ним народы, для которых он на другом берегу реки Мутной построил крепкий город, назвал его Новым городом, а Кунигардию назвал Великим Словенском...» («Книга о славяно-русском народе, о великих князьях русских и ростовских, отколе корень их произыде на Руси от Ноя-праотца до великаго князя Рюрика» в пересказе. А.Артынова. 1842 г.).;

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ВНУКОВ ДАЖДЬБОЖИХ:

- Избор, Владимир Древний, Столпосвет - сыновья Вандала (Иоакимовская летопись. Татищев т.2, Ист. М., 1995 и Новгородская первая летопись старшего и младшего изодов. НIЛ. М.-Л. 1950) - IV. Век н.э.

«Царь Вандал, сын Славяна, имел у себя трех сыновей, по именам: Избора, Столпосвета и Владимира. По смерти царя Вандала стал править всем его царством старший сын его Избор. Он был мудрый и справедливый царь, любимый своими подданными и уважаемый соседями. Второй сын Вандалов Столпосвет не пошел дорогой отца своего и старшего брата, а пошел своей: стал брать, где не клал, и жать, где не сеял, т.е. стал промышлять разбоем на реке Мутной до моря Невы. И по своей непобедимой удали он известен был более под именем Волхва или "Морскаго Шуда". Для поддержания молвы о Морском чуде он сделал себе длинное остроконечное судно с палубой. И являлся он там, где его никто не ожидал, и устрашал всех. По этому Волхву-Шуду названа была Мутная река "Волховом". Младший сын Вандала Владимир по предсказанию жрецов оставил свое родительское наследство братьям своим и пошел с избранными им охотниками отыскивать себе другого царства "на всток солнца", пока, наконец, по долгом странствовании не пришел к городу Россову стану» («Книга о славяно-русском народе, о великих князьях русских и ростовских, отколе корень их произыде на Руси от Ноя-праотца до великаго князя Рюрика» в пересказе. А.Артынова. 1842 г.).;

- Буривой - новгородский князь, потомок Владимира Древнего в девятом колене (Иоакимовская летопись. Татищев т.2, Ист. М., 1995), прадед Рюрика, согласно Новгородской первой летописи вел долгую борьбу с иноземными варягами, потерпел поражение на реке Кюмене, что на границе с Финляндией, и вынужден был бежать в свои окраинные владения. Новгородцы подпали под власть варягов, тогда они и выпросили себе сына Буривого Гостомысла;

- Гостомысл - сын Буривого, (конец 8 века - ум. ок. 860-863) (Воскресенская летопись. ПСРЛ, т.7, -Спб, 1856 г.; Иоакимовская летопись. В.Н.Татищев, Собр. Соч. т.2, М., 1995);

- Умила - (род. не позднее 815 года) средняя дочь Гостомысла (Иоакимовская летопись. В.Н.Татищев, Собр. Соч. т.2, М., 1995) замужем за князем бодричей Годлавом-Годославом-Годелайбом);

- Годелайб, он же Годлав, называется сыном ободеритского князя Витислава, он потомок Пруса (Прус, Радим и Вятко - согласно «Степенной Новгородской книге»). По одной из ошибочных версий он был убит конунгом данов Годофридом в 808 году. И в этом случае рождение Рюрика самое позднее могло быть в том же году. Дата «выскочила» из факта, что некий вождь Годофрид в самом деле сжег Рерик, о чем мы читаем в «Аналлах» Эйнхарда (Einhardi. Annales, ed. G.H.Pertz, Hannoveral, 1854, р. 51-56, 77).

Годлава производят также по датской линии (Ивар Многославный (уб. 720 г.) - Рюрик Метатель Колец (сын Ивара) - Геральд Боевой Клык (сын Рюрика Метателя Колец, уб. 750 г.) - Гальфдак (сын Геральда) - Годослав (Годлав) сын Гальфдака и ободеритской княжны). Это не подтверждено отечественными источниками, и хотя первые три конунга названы в «Старшей Эдде», мы не видим достаточных оснований для таких построений. Некоторые датские корни Рюрика, однако, у нас не вызывают сомнения - этому подтверждением география расселения ободеритов рарогов, а также именование его порой на германский манер Эриком;

- Рюрик-Рорик-Эрик - ум.879 (Лаврентьевская летопись, ПСРЛ. Т.1., М., 1998), сын Умилы и Годослава, потомка Пруса. «А от Пруса четвертое на десять колено Рюрикъ» (Воскресенская летопись, ПСРЛ, т.7, -Спб, 1856 г.);

Почему ошибочна паралель между Годелайбом, повешенном в 808 году датским конунгом Годфридом, после взятия Рерика князем ободеритов Годославом (Годлавом), предполагаемым отцом нашего Рюрика.

Согласно Иоакимовской летописи, которая видимо опиралась на какую-то начальную Новгородскую летопись, Гостомыслу был сон о том, что из чрева средней дочери его Умилы выросло дерево. «Вещуны же реша: от сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его».У Гостомысла было четыре сына и три дочери (при многоженстве - вещь обычная). Cколько лет могло быть Умиле, когда ее выдали замуж за упомянутого Годослава (Годлава)? Вероятно, от 14 до 18 лет. Вторая дата точнее, поскольку она средняя сестра и не могла по обычаю выйти замуж раньше сестры старшей. Пусть будет 16 лет, возраст для деторождения уже не столь опасный..

У Татищева читаем также: «Гостомысл, по Несторову сказанию, князь, избранный от народа словенского, пришедших из Вандалии. Что имя его значит, когда же, по ком он на престол избран, того по гистории не явно. Токмо что умре 860-го году. Его престол был в Великом Граде, сарматскии Гардорики, где ныне Старая Ладога.»