Смекни!
smekni.com

Миф о князе Рюрике в свете западно-славянского происхождения приильменских славян (стр. 4 из 4)

В Лаврентьевской летописи смерть Гостомысла отмечена 861 годом.

«(6369) 861 Быша варяги из замория и не даша им дани. Тогда же умре словенский князь Гостомысл, и почаша людие сами в себе владети, и не бе в них правды, и восташа род на род, и быша в них усобицы, воевати сами на ся. И реша: «Поищем себе князя. Иже бы владел и рядил нами по ряду и по праву.»

Произведем нехитрые рассчеты:

Итак Гостомысл умер в 860-861 гг. и согласно Степенной Новгородской книге глубоким стариком («и сей, долго в спокойности правя, на старость видя себя ослабевша»)... Положим, что ему было 70 лет, но скорее всего меньше, поскольку в средние века среднестатистический человек жил не столь долго, как сейчас. Значит, родился он в 790 году. Женился по обычаю в 16-18 лет. Пусть в год у него рождается по ребенку. Умила - шестая по счету. Т.е. она родилась не раньше, когда Гостомыслу было 24 года - это 814 год.

Прибавим 16 лет ее взросления и получим 830 год.

В этом году Гостомыслу было 40 лет. Годославу, зятю Гостомысла могло быть лет уже даже больше, чем самому Гостомыслу, по крайней мере он мертв на момент «призвания варягов» (призвали-то действующего князя!). Так что, скорее всего Годослав был убит в 830 -х годах, не воспитав детей, мы ничего больше о нем не знаем, кроме того, что он возможный муж Умилы.

Пусть Рюрик (старший из трех мнимых братьев), родился в год замужества Умилы за Годославом в том же 830 году.

Таким образом Рюрику пришел в 862 году (видимо, уже вторично) на Русь в возрасте 32 лет, а умер в 879 году в возрасте 49 лет.

О смерти же Рюрика в сообщается под 6387 годом (879).

«Умершу Рюрикови, княжив лет 17, предаде княжение свое Ольгови, от рода ему суща, вдав ему на руце сына своего Игоря, бе бо вельми мал детск.».

При рождении же в 808 году (в год смерти его мнимого отца, убитого при взятии Рерика данами), этому князу было бы на момент призвания - далеко за 50, на момент зачатия Ингваря Старого 69 лет и по смерти 72 года. Возраст во всех случаях почтенный. Поэтому не мог Готелайб быть Годлавом-Годославом, зятем Гостомысла, и не мог сын его Рюрик в 862 году быть сравнимым по возрасту со своим дедом Гостомыслом.

В этой связи становятся еще более нелепыми все попытки связать датского Рюрика из клана Скьелдунгов c нашим Рюриком Бодрическим (Г.В.Вернадский, Древняя Русь. История России, -М.: ЛЕАН, 1996). Отец первого был изгнан из Ютландии в 782 году и получил от Карла Великого в ленное владение Фрисланд. В 800 году у него родился сын Рюрик. У Рюрика был старший брат Харальд, который около 826 года сумел вернуть себе земли в Ютландии, но не надолго. Он был вторично выбит из Ютландии и принял покровительство Людовика Благочестивого. Затем Харальд крестился в Ингельхейме близ Майнца. Харальд (а отец Рюрика Скьельдунга к тому времени почил) прибыл креститься вместе со всем своим кланом, и Рюрик принял крещение вслед за братом. После крещения Рюрика и Харальда Людовик даровал им в ленное владение область Рустриген во Фрисланде. Рюрик имел в ней свою долю и после смерти своего брата стал его наследником. Но с приходом к власти императора Лотаря по Верденскому договору 843 года Фрисланд был отобран у Рюрика и включен в состав империи франков. Рюрик покинул Рустриген и стал вести жизнь викинга, участвуя в набегах на континент и Англию. Он вернулся к язычеству и стал известен как «язва христианства». В 845 году его корабли грабили верховья Эльбы, а год спустя он совершил набег на Францию. В 850 году Рюрик Ютландский на 350 кораблях напал на побережье Англии, а с 851-854 года пытался вернуть себе Фрисланд, что ему возможно удалось на какое-то время, однако он был вынужден заключить договор с императором Лотарем и, в конечном счете, потерял отчие земли.

Как нам известно, данов никогда не называли русью. Русь на побережье Балтики только одна - ругии, а они - славяне согласно самим же германцам. Русь летописная, как мы цитировали, делится на две части, та, что уже была в Новгородских землях и участвовала в призвании той руси заморской, т.е. Рюрика с его «варягами». Русь заморская поклонялась тем же богам, что и словене (иначе мы обнаружили следы поклонения асам), говорила на том же языке, что и словене (всех норманнских слов в древнерусском штук десять, если не меньше). Так что, не надо представлять предков такими идиотами, что были способны пригласить к себе инородца и иноверца. Военная же операция, экспансия на восток данов, кажется абсолютно смехотворной, если учесть, каких людских и прочих ресурсов она бы потребовала.

В последнее время появились некоторые публикации свейской поздней версии о Рорике Скильвинге, конунге с Гаутланда (видимо, Готланда), прямом потомке конунга Альдейгьюборга некоего Арнвида и «владельцев Восточных путей» (см. «Сага о конунге Рорике и его потомках», М., РАЕН, 1995). Поскольку я не знаком с первоисточником этих сведений, а лишь пересказом Д.М.Михайловича, то не могу оценить насколько вообще правдоподобно существование такой раннесредневековой свейской саги. Замечу лишь, справедливости ради, что интерпретация энтузиастами Альдейгьюборга как Альденбурга неправомочна. В «Саге об Олаве сыне Трюгви» под Алдейгьюборгом (Альдейгье) подразумевается Старая Ладога согласно переводу М.И.Стеблин-Каменского и О.Смирницкой. И я не вижу основания не доверять мнению таких специалистов, а значит, нет причин в некой другой более чем сомнительной саге трактовать это название как Старгород.

В то же время еще Татищев справедливо задался вопросом, что ежели Новгород - Новый город, то где же город старый? Согласно Татищеву - это и в самом деле Альденбург (Ольденбург), а по-русски Старград. Впрочем, еще Гельмолд в «Славянской хронике» сообщал:

«Ольденбург, тот, что на славянском языке зовется Старигард, то есть «старый город», расположен в земле вагров, на заподной стороне Балтийского моря и является пределом Славии... Город же этот... населяли населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями данов и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя.»

Археологические раскопки последнего времени на Рюриковом городище IX века свидетельствуют о скандинавском князе, сидевшем там в это самое время "призвания варягов" со скандинавской же дружиной. Почему-то наши доблестные историки приписывают такой факт на актив норманнистов, тогда как это лишь подтверждает существование летописного Вещего Олега, наследовавшего Рюрику. Там в самом деле мог "сидеть в это время" родич Рюрика, норманн Одр, и жена Рюрика Ефанда, сестра того же норманна - хелги Одра. Как жена Ярослава Мудрого, свейка, имела нордманнскую дружину и получила в вено Ладогу, так и жена Рюрика, не говоря уж о ее брате наверняка имели дружину из свеев или мурманнов.

Помимо явных летописных указаний на западно-славянские культурные связи приильменских славян, есть ряд свидетельств такого порядка:

"В Устюге Великом и на всем Архангельском Севере, где преобладала новгородская колонизация, прежде были широко распространены вотивные приношения: больные делали из металла или дерева изображения больных частей тела или всего больного человека и подвешивали их на икону в храме... В старых церквах Новгорода были вотивные приношения, а южнее Новгорода на Руси вотивы не были известны великорусам. Вряд ли может быть сомнение в том, что обычай вотивных приношений был занесен в старый Новгород из Западной Европы, где был широко распространен. Мы склонны думать, что тут главную роль сыграли переселенцы из балтийских славян... " - пишет Д.К. Зеленин.

Далее в качестве примеров автором называется почитание "громовой" железной стрелы в селениях бассейна реки Вятка, которую носили вместе с иконами во время крестного хода. Аналогичное почитание железного копья отмечено у балтийских славян в г.Волин (Волынь). Есть свидетельство и Адама Бременского, что «русские язычники ездили в Курляндию и Самогитию для поклонения кумирам» (Д.К. Зеленин, О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода// Институт Языкознания: доклады и сообщения, VI. М., 1954)

Два века назад на основании недоступных нам источников сочинитель Григорий Глинка ("Мифология славян", 1804) сообщил о почитании Свентовита в Холмограде (то бишь Новгороде) по типу Арконского культа ( Г.Глинка. Древняя религия славян / Мифы древних славян. -Саратов: ”Надежда”,1993.-320 с.)

В.Н. Татищев в сороковой главе своей «Истории Российской» сообщил со ссылкой на германский средневековый источник, что "новгородцы древле герб имели воловою голову, как и мекленбургский... идола Мокоса имели с воловьею головою". Разумеется, речь идет не о женском божестве Макощи, а о Велесе-Мокосе, чей культ преобладал на Севере Руси. Кстати, западно-славянские Волин, Волигощ, Велиград - уж не города ли это с кумирнями Велеса? Впрочем, одного фонемологического сходства мало.

К этому можно приобщить локализацию Буяна-Руяна-Рюгена, священного острова из наших сказок и заговоров, где растет мировое дерево славян и лежит алатырь-камень - белые известняковые утесы Рюгена.

Согласно археологическим данным, в ряде городов Северо-Западной Руси обнаружена керамика с Балтийского Поморья, торновского типа (Торнов - культовый центр западных славян) и фельдбергерского типа междуречья нижней Эльбы и Вислы.(Седов В.В. Лепная керамика Изборского городища// Краткие сообщения института археологии, вып 155. М., 1978, см. также из последних данных - Седов В.В. Древнерусская народность, -М.: Институт археологии РАН, 1999.) Анализируя результаты раскопок на Перыне экспедицией А.В.Арциховского, которыми руководил тогда В.В.Седов, академик Б.А.Рыбаков указывает на «польский» след. Речь идет о том, что согласно археологическим данным «капищу Перуна 980-988 гг. предшествовали три святилища, построенные в одной системе... В том или ином виде святилище уже существовало не менее двух столетий» до того момента, как Добрыня Малкович вознес там идол Громовика. Рыбаков приводит убедительные доказательства связи перынского архаичного комплекса с культом рожаниц (Лады и Лели) и Ящера (Волхва, Волхова). Между тем этот «новгородский пантеон повторяет польскую схему, известную по материалам 1420-х годов, связанным с огромным языческим святилищем в сакральном до сих пор Ченстоховском округе. Это не должно нас удивлять, так как происхождение новгородских словен, согласно исследованию Седова В.В. связано с какими-то северо-восточными областями лехитских племен». (Б.А.Рыбаков, Язычество Древней Руси, -М.: Наука, 1987, стр 257-255). Польский «триглав» упомянут в церковных запрещениях языческих обрядов, относящиеся к первой четверти XV века как Issaya (Iassa), Lado, Hely(Ilely), и в так называемой «Ченстоховской рукописи Яна из Михочина» (1423 г.). В «Повести о построении бенедиктинского монастыря на Лысой горе» близ г.Келец (снова Польши) (XII век, записана в XVI веке) называются Лада, Бода и Леля. (Б.А.Рыбаков, Язычество древних славян, -М.: Русское Слово, 1997, стр. 534-537). К слову, божество Вода известно у лютичей, его изображение было найдено в Прильвице (Андрей Кайсаров, "Славянская и Российская мифология", 1803). С этим связана особая история, но она для отдельной интересной статьи.

Подведем итоги:

1. Cходство в деталях строительства.

2. Сходство в керамике

3. Антропологическое сходство.

4. Языковая близость.

5. Идентичность в верованиях.

6. Летописные данные.

7. Данные западных первоисточников.

- позволяют утверждать о западно-славянском происхождении приильменских славян, что нашло отражение в легенде о роде и призвании Рюрика с Южного берега Балтийского моря.