Смекни!
smekni.com

Планы сторон и начало русско-японской войны (стр. 3 из 3)

Апрель-май 1904 г. ПЛАНЫ И ДИСПОЗИЦИЯ РУССКИХ. Генерал от инфантерии и генерал-адъютант Алексей Николаевич Куропаткин, бывший российским военным министром в 1898-1904 годах и принявший командование сухопутными силами на Дальнем Востоке с февраля 1904 года, осознавал неготовность России к войне. Он знал, что японцы надеются на быструю победу. Все имеющиеся в его распоряжении силы он начал сосредоточивать тремя группами к югу от Мукдена (маньчжурское название совр. города Шэньян в Китае). Севернее Порт-Артура в районе Хайчэна располагался 35-тысячный 1-й Восточно-Сибирский корпус под командованием генерал-лейтенанта барона Г.К. Штакельберга. Имевший под командованием 30 тысяч человек генерал граф Келлер охранял проходы западнее реки Ялу, переправы через нее прикрывались войсками под командованием генерала Засулича (7 тысяч человек). Сам генерал Куропаткин с 40-тысячным резервом находился в Ляояне. Дополнительные силы в составе почти 40 тысяч человек под командованием начальника Квантунского укрепленного района генерал-лейтенанта Анатолия Михайловича Стесселя представлял собой гарнизон мощной крепости Порт-Артур (совр. Люйшунь). Осознавая исходное численное превосходство японцев, генерал Куропаткин планировал позволить им на некоторое время осадить Порт-Артур, который по его мнению, вполне мог продержаться несколько месяцев, в то время как он сам медленно отходил бы к Харбину, задерживая в Маньчжурии наступление японцев до прибытия подкреплений из России. Он рассчитывал, что Транссибирская железная дорога сможет доставлять около 40 тысяч человек в месяц. Таким образом, он полагал, что к концу лета будет достаточно силен, чтобы возвратиться на юг, снять осаду с Порт-Артура и выгнать японцев из Маньчжурии. Однако малокомпетентный адмирал и генерал-адъютант Евгений Иванович Алексеев (внебрачный сын императора Александра II), царский наместник и главнокомандующий сухопутными и военно-морскими силами на Дальнем Востоке, настоял на безотлагательном наступлении, тем самым заставив генерала Куропаткина отказаться от первоначального и весьма разумного плана активной обороны.

Стратегические планы сторон на суше всецело определялись обстановкой на море. Захватив господство на море, японцы получили возможность высадить войска в Корее и на Ляодунском полуострове. Поскольку русский флот не был в состоянии покинуть Порт-Артур, крепость притягивала к себе и русские и японские войска, причем вся русская ляодунская группировка подвергалась действию блокады. Прорвать блокаду можно было только извне - для чего в Маньчжурии сосредоточивалась армия генерала Куропаткина.

Содержание войны, таким образом, образует борьба за крепость Порт-Артур. Японцам нужно, не ослабляя блокады флота (поскольку нарушение коммуникаций экспедиционных сил русскими кораблями для них смертельно), взять Порт-Артур раньше, чем он будет деблокирован с моря, если русская балтийская эскадра подойдет к театру военных действий, или с суши, если русская армия успеет развернуть в Маньчжурии подавляющие силы. Таким образом, исход войны определялся тем, будут ли японцы действовать достаточно быстро.

26 апреля-7 мая 1904 г.СРАЖЕНИЕ НА РЕКЕ ЯЛУ. Выйдя к реке Ялу в районе Тюренчэна, 34-тысячная японская 1-я армия под командованием фельдмаршала Тамесады Курски была встречена Восточным отрядом русской армии под командованием генерала М.И. Засулича (около 19 тысяч человек). После четырехдневных боев японцы форсировали реку (30 апреля) и на следующий день атаковали укрепленные русские позиции близ Тюренчэна, выбив оттуда обороняющихся, которые потеряли 2 тысячи 200 человек (совокупно убитыми и ранеными), 530 человек пленными и 21 полевое орудие. Японцы потеряли 898 человек (совокупно убитыми и ранеными). Русские отступили (причем отступление это чрезвычайно напоминало паническое бегство), а фельдмаршал Курски продвинулся в Маньчжурию.

Стратегические последствия сражения, как первого сражения войны, были весьма значительны: подорвано моральное состояние русских войск, побережье Ляодунского полуострова открывалось для беспрепятственной высадки японских армий.

Поражение на Ялу произвело тяжелое впечатление на русскую армию, Куропаткин вновь требует от войск "всеми мерами избегать решительного боя" до отхода "на главные силы нашей армии". Царю Куропаткин доложил, что "бой у Ялу явился случайным, как для начальников, так и для войск". С поражением отряда Засулича обстановка на театре войны улучшается для противника. По сути дела, японцы завладели стратегической инициативой.

5-19 мая 1904 г. ЯПОНСКАЯ ВЫСАДКА НА ЛЯОДУНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ. 2-я японская армия, численностью около 35 тысяч человек при 216 орудиях под командованием генерал-лейтенанта барона Ясукаты Оку приступила к высадке в Бицзыво, всего лишь в 65 км к северо-востоку от Порт-Артура. Продвигаясь на юг, она, практически не встретив сопротивления, перерезала ведущую к Порт-Артуру железную дорогу, но затем была ненадолго остановлена русским оборонительным рубежом под Цзиньчжоу. В это же самое время западнее реки Ялу в Такушане (или, иначе, Дагушане) началась высадка 4-й японской армии (около 26 тысяч человек) под командованием генерала Митицуры Ноцу (или, иначе, Нодзу). Почувствовав, что японская сеть все туже стягивается вокруг Порт-Артура, адмирал Алексеев бежал на север, в расположенный в Ляояне штаб генерала Куропаткина.

Примечания

+1 Эта дословная фраза взята из японского журнала "The Russo-Japanese War. Fully illustrated journal." Kinkodo Co. Tokyo.1904. N1.

+2 Все даты без особых указаний даются по новому стилю.

+3 Всетотже "The Russo-Japanese War. Fully illustrated journal." N 1.