Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства — это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.
Систему законодательства характеризуют следующие признаки.
Публичность — нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции субъекта правотворчества.
Формальность — законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов — законодательных актов. Обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия, органа, принявшего акт, и т. д.).
Иерархичность — нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.
Непосредственная связь с государством — законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.
Ограниченность пространственно-временными параметрами — в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и соответственно непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».
Внутренняя согласованность и взаимообусловленность материального и процессуального законодательства — предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т. д.
72. Структура системы законодательства
Структура системы законодательства предполагает вертикальное и зонтальное деление.
1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.
Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь, юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), таки от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).
В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта.
1. Федеральный уровень:
а) Конституция Российской Федерации — ядро национальной правовой системы и вместе с тем Основной закон государства;
б) международные договоры Российской Федерации;
в) законы Российской Федерации: федеральные конституционные законы; » федеральные законы;
г) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации: » указы Президента; » постановления Правительства;» нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.).
II. Уровень субъектов Российской Федерации:
а) конституции и уставы субъектов;
б) законы субъектов.
2. Подзаконные акты субъектов:
а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;
б) нормативно-правовые акты иных органов государственной власти субъектов.
2. Горизонтальное деление системы законодательства представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство.
Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельных отраслей (уголовно-правовое законодательство, гражданско-правовое законодательство, административно-правовое законодательство и т. д.).
Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие «на стыке» различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений, и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой общности законодательства.
Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство.
Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.
Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации.
73. Соотношение системы законодательства и системы права
Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные, но не тождественные явления. С определенной долей условности их соотношение может быть представлено как соотношение содержания и формы.
Система права соотносится с философской категорией «содержание» и представляет собой внутреннюю структуру права, соответствующую характеру регулируемых им общественных отношений.
Система законодательства соответствует категории «форма» и представляет собой совокупность формально-юридических источников, в рамках которых право получает свое внешнее выражение.
Система права характеризует внутреннее устройство права, воспринимаемого с точки зрения юридической абстракции (теоретической модели). Подобная оценка позволяет говорить о праве как о явлении, находящемся вне непосредственной пространственно-временной зависимости.
Система законодательства представляет собой совокупность действующих в пределах данного государства нормативно-правовых актов. В этом смысле законодательство субъективно, поскольку, возникая по воле государства в порядке предусмотренной государством процедуры, законодательные акты могут по воле того же государства изменяться и отменяться.
Первичным элементом системы права является норма права. Первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт.
Законодательство не может существовать вне права, хотя зачастую содержание законодательных актов может противоречить общеправовым принципам (законодательство тоталитарных государств). В свою очередь, право, получая формально-юридическое закрепление в действующем законодательстве, не может быть сведено только к формальным источникам. Дозволительный тип правового регулирования, в основу которого положены принципы «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Не является правонарушением деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом», предполагает, что законодательное регулирование является лишь частью механизма правового воздействия. Следовательно, право — более объемная по своему содержанию категория, нежели законодательство.
Если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и во многом зависит от воли законодателя, выражающей своего рода «социально-политический заказ».
74. Правотворчество: понятие, принципы, виды.
Давая общую характеристику формально-юридических источников прав мы отмечали, что они возникают в результате целенаправленной деятельности государства, которое в лице компетентных органов осуществляет разработку и принятие документов, содержащих в себе общезначимые правила поведения (нормы права), наделяет эти документы юридической силой и обеспечивает их доведение до сведения заинтересованных лиц. Таким образом, правотворчество — это целенаправленная деятельность по разработке, принятию, опубликованию формально-юридических источников права (правовых актов), осуществляемая от имени государства компетентными органами и обеспечиваемая системой государственных гарантий и санкций.
Целями правотворчества являются:
• создание новых правил поведения (норм права);
• конкретизация существующих правил поведения;
• совершенствование существующих правовых норм;
• устранение устаревших правил поведения, восполнение пробелов в праве, преодоление противоречий в нормативном материале.
Правотворчество осуществляется на основании определенных принципов, т. е. основополагающих начал правотворческой деятельности. К числу принципов правотворчества, прежде всего, следует отнести такие, как гласность, демократизм, профессионализм, законность, научность, связь с практикой, своевременность и др.
Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта.
Гласность правотворчества выражается в опубликовании проектов важнейших нормативно-правовых актов до их принятия, а также в возможности проследить волеизъявление депутатов представительных органов при поименном голосовании.