Правовая культура личности выражается в трех состояниях — в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентации. Как степень особого развития индивида правовая культура человека проявляется, прежде всего, в его подготовленности к восприятию прогрессивных, цивилизованных правовых идей и законов в умениях и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права. С этих позиций культура личности характеризуется наличием правовых культурных ориентации. Далее, правовая культура — это определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки. Наконец, правовая культура выражается как результат творческой культурной деятельности в сфере права. Последний способ существования правовой культуры обозначается как ее внутренний потенциал.
Правовая культура является показателем социальной развитости человека, во-первых, со стороны ее уровня и, во-вторых, со стороны ее направленности (типа). С этих позиций структура правовой культуры личности выступает как бы в своем двуедином качестве — типе человеческой деятельности и ее ориентации на право, его отрасль, отдельный закон. Отсюда можно говорить о цивилистическои, криминалистической, административной и судебно-процессуалъной правовой культуре. Наблюдаются такие особенности и применительно к деятельности различных служб милиции. Поэтому и выделяются направления правовой культуры личности, ориентированные на гражданское, административное, уголовное право, на судебный процесс.
Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Обыденная правовая культура как бы останавливается на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки. С помощью такой культуры нельзя правильно осмыслить и оценить все стороны правовой практики. Однако будет ошибкой рассматривать ее как потенциально дефективную, второразрядную правовую культуру. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.
Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, у юристов. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Лицам, обладающим этой культурой, свойственна более высокая степень знания и понимания правовых явлений, а также профессионального поведения. Профессиональная правовая культура в этом случае представляется как определенный уровень правового сознания и юридической практики личности, способствующий более широкому применению форм и методов профессиональной деятельности, ориентированной на уважение достоинства личности, признание и соблюдение прав и свобод человека.
Основные черты профессиональной правовой культуры включают в себя следующие элементы: 1) воспитание у человека, профессионально занятого в сфере юридической деятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию; 2) формирование у него жизненных целей и моральных идеалов, лежащих в основе программы самосовершенствования и являющихся побудительными силами и мотивами правоохранительной деятельности; 3) привитие необходимых нравственных, правовых знаний, выработка практических умений и навыков; 4) воспитание самосознания и способности к объективной моральной оценке своей профессиональной деятельности; 5) развитие привычек волевого саморегулирования в психологически сложных ситуациях; 6) активное использование личного примера высоко этического, нравственного поведения юриста, что может выступать важнейшим побудительным мотивом профессионализации и гуманизации его служебной деятельности и одним из основных компонентов модели нравственно-правовой культуры личности.
Критерий включенности в систему общественного разделения труда и, соответственно, распределения, обмена и потребления лежит не только в основе дифференциации профессиональной и непрофессиональной деятельности, но и профессиональной правовой деятельности в широком и узком плане. В первом случае под профессиональной правовой деятельностью следует понимать любую профессиональную деятельность, регулируемую правом, то есть профессиональная деятельность в ее правовой форме, а во втором — только та профессиональная деятельность в правовой форме, которая характеризуется тем, что в систему общественного разделения труда она включена именно через профессиональное осуществление правового регулирования общественных отношений. Поэтому для юриста важным структурным элементом его правовой культуры является социально-правовая активность.
Выявление сущности и содержания правовых явлений под силу личности, обладающей такой правовой культурой, которая соответствует ее научно-теоретической деятельности. Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников и т. п. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права. Законотворчество, применение закона компетентными государственными органами предполагают достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры. Поэтому элементами теории правовой культуры обязательно должны обладать, лица, осуществляющие нормотворческую и правоприменительную деятельность.
Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры взаимодействуют.
Представить в полной мере сущность правовой культуры нельзя, не выделяя ее логическую структуру. В этой плоскости правовая культура представляет собой юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические правовые модальности. Правовые понятия и категории составляют рациональную сторону правовой культуры личности и выражают достигнутую ею степень знаний и понимания правовых явлений. Правовая культура с этих позиций является определенной суммой объективных по своему содержанию знаний. Правовые понятия как объективные по своему содержанию знания служат (хотя далеко и не всегда) основой формирования оценочной стороны правовой культуры личности. Оценочный момент, органически присущий правовой культуре, не только позволяет понять ее роль в правовом регулировании как фактора, обеспечивающего поддержание прогрессивных правовых норм, но и способствует отмене устаревших регуляторов, формированию новых, соответствующих высокому технико-юридическому и идейно-теоретическому уровню.
В правовой культуре индивида могут быть выделены также специальные элементы ее логической структуры — нормативные суждения или деонтические модальности, включающие такие модальные операторы, как "обязательно", "разрешено", "запрещено". Нормативные суждения складываются на основе правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности.
Исходя из содержания правовой культуры личности, можно выделить три группы элементов, которые следует рассматривать в неразрывном единстве: идейно-теоретические правовые представления, позитивные правовые чувства и творческая деятельность индивида в правовой сфере. Первые представляют собой систему взглядов на действующее или желаемое право и иные правовые явления, на правовую жизнь в целом. В теоретическом, системном выражении правовые представления составляют правовую теорию, которая является ведущей стороной правовой культуры. Позитивное эмоциональное отношение личности к праву и правовым явлениям представляет собой правовое чувство, которое вместе с настроением, психологическим складом, привычками и традициями в сфере действия права составляет социально-правовую психологию. Позитивное ее проявление и выступает элементом правовой культуры.
При наличии высокой правовой культуры гражданин в состоянии верно себя ориентировать, исходя из избранного поведения. Сейчас это особенно важно, поскольку, с одной стороны, еще существуют многие морально устаревшие, не отвечающие интересам правового государства и гражданского общества юридические правила, а с другой — появилась реальная угроза нарушения правового закона под прикрытием демагогических рассуждений о демократии.
95. Понятие и формы реализации права
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписании юридических норм в жизнь путем обеспечения правомерного поведения субъектов общественных отношений, а также осуществления мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
Реализация права — это процесс результативного воздействия права на общественные отношения. Результатом правового воздействия является как совершение лицом активных действий, направленных на удовлетворение позитивных интересов (активное правомерное поведение), так и сознательное несовершение действий, влекущих социально-вредные последствия и признанных в силу этого противоправными (пассивное правомерное поведение). При этом реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям.