Смекни!
smekni.com

Кавказская война (стр. 2 из 2)

Если рассматривать периоды военных действий, то в Чечне войны велись преимущественно зимой (как и в нынешнюю кампанию), когда мелели реки и спадали листья с деревьев, служащих естественным прикрытием обороняющихся местных жителей. В Дагестане, наоборот, зимой горные перевалы были практически непроходимы для тяжелых обозов, весной же мешали вздувшиеся горные реки. Военные действия здесь начинались лишь летом с появлением достаточного подножного корма для лошадей. С первыми снегопадами воевать прекращали до наступления следующего лета.

Тактика и стратегия горцев была иной. Обладая ограниченностью ресурсов в живой силе и практически не имея артиллерии горцы прибегали к тактике внезапных набегов и партизанской войны. Широко использовался захват пленных и угон скота, что тоже являлось особенностью национального стиля ведения хозяйства. Горцы были превосходными войнами, так как культурная традиция поддерживала обязательную кровную месть. Из за этого любой горский мужчина воспитывался как будущий войн - защитник своей семьи и чести. К моменту зрелости мужчина как правило был искусным наездником, мастерски владел холодным оружием и метко стрелял. Горец не возил с собой обозов, все необходимое имел при себе и питался за счет подножного корма. К этому стоит добавить прекрасное знание местности и умение пользоваться методом маскировки, чтобы понять с каким противником приходилось иметь дело русской армии.

Но эти сильные стороны не были подкреплены дисциплиной и сплоченностью присущей русским войскам. Сказывалась этническая разобщенность. Поэтому в оборонительном бою горцы не справлялись с организованными порядками русских войск. И практически всегда не выдерживали штыковую атаку русской пехоты.

Дальность ружейного огня у горцев была выше, так как они применяли двойной заряд пороха (запрещаемый русскими военными уставами). При этом дальность ружейного огня достигала 60 метров, что позволяло вести прицельный огонь даже по орудийной прислуге. Показателен в этом отношении один тактический прием, применяемый чеченцами. Чеченцы в количестве 30-40 человек забирались на большое буковое дерево и при появлении русской военной колонны внезапно открывали ружейный огонь. Ответный залп даже целого батальона был мало эффективным, так как дальность ружейного огня была невелика примерно 300 шагов, да к тому же приходилось стрелять вверх по замаскировавшемуся противнику, что в свою очередь еще более уменьшало убойную силу огня. Да и русские солдаты, привыкшие активно действовать штыком не отличались меткостью стрельбы, присущей горцам. Приходилось подтягивать и разворачивать артиллерию и стрелять шрапнелью. Чеченцы к тому времени успевали уходить.

К концу военных действий на Кавказе стороны стали перенимать наиболее сильные методы ведения боевых действий друг у друга. Так у Шамиля появилась собственная артиллерия местного изготовления и турецкие военные инструкторы, научившие горцев методике ведения войны в правильном строе. Русские же войска стали формировать отряды пластунов, перенявших у горцев тактику партизанской войны и молниеносных набегов.

Для ведения войны сформировался особый Кавказский военный корпус.

Правление Николая I отразилось и на формирование Кавказского корпуса, получившего наименование "теплой Сибири". Сюда стали ссылать неугодных. После 1831 года на Кавказе практически прописались неблагонадежные поляки. Боевая подготовка в Кавказском корпусе из-за постоянно продолжавшейся войны была выше, чем в остальной сухопутной русской армии. Командиры часто проявляли инициативу и не издевались над солдатами (иначе просто не выжили бы). Это обстоятельство позволило России одерживать блистательные победы на Кавказе над армиями Персии и Османской Турции в ходе очередных возникающих войн.

Костяк этого корпуса (примерно 80-85 %) составляли регулярные армейские части укомплектованные солдатами срочной (25 летней) службы. Кроме того в состав корпуса входили линейные батальоны, охранявшие крепости, строевые казачьи части и местная милиция. Численность корпуса была разной от 30 тыс. в 1820 годы до 200 тыс. в 50 годы.

Местные формирования создавались как правило знатными князьями, ханами и беками для наведения порядка на соей же территории. В боевых действиях эти части не участвовали. Исключение составляет, пожалуй, грузинский пеший полк "Джар", созданный в 1831 году и через восемнадцать лет переформированный в пешую дружину. В 1899 дружина стал регулярной частью-5-м Кавказским стрелковым батальоном, получил за 60 с лишним лет существования четыре коллективные награды в основном "За отлично-усердную службу, оказываемую постоянно в делах с непокорными горцами" По традиции до самого 1917 года эта часть комплектуясь почти исключительно грузинами. Среди других местных соединений можно выделить сотню Гурийской пешей милиции, сформированную в 1851 году, на основе которой создавался 7-й Кавказский стрелковый полк, и Дагестанский конный полк, созданный в том же 1851 году как иррегулярный и получивший за боевые действия на Кавказе Георгиевские серебряные трубы и Георгиевское знамя.

Особой темой является Собственный Его Императорского Величества конвой. В 1828 году для эскортирования императора был сформирован взвод "из знатнейших кавказско-горских уроженцев", через два года развернутый в полуэскадрон. Имевшие экзотичный средневековый костюм - шлемы и кольчуги, горцы фактически были почетными заложниками, что подтверждается высочайшим распоряжением 6 октября 1837 года "через каждые два года присылать в Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон по 12-ти человек из знатнейших горских фамилий, преимущественно таких, которые имеют влияние на своих единоплеменников". На следующий год была сформирована команда лезгин, еще через год-команда мусульман, имевшие национальную одежду. На улицах Петербурга и Царского Села горцы в этих нарядах казались воинами из древности...

Этот эскадрон просуществовал до конца кавказской войны и в 1881 году был расформирован, выполнив свою задачу - гарантировать спокойствие на Кавказе.