Признаки социальных норм:
1) Это правила поведения (стандарты, образцы, эталоны, модели), действующие в обществе, между людьми.
2) Это правила поведения общего характера т.е. относятся не к конкретному лицу, а к неопределенному кругу лиц, обезличены и не персонифицированы, относятся не к конкретному (разовому) случаю, а рассчитаны на неоднократное применение.
Социальные нормы отличаются большим разнообразием. По существу каждая большая или малая социальная группа вырабатывает свои нормы, предназначенные для оформления и стабилизации данного коллектива, определения ролевых функций его членов. Социальные нормы обеспечивают социальную ориентацию людей, способствуют внедрению в их сознание соответствующих представлений о государстве, праве. Социальные нормы можно различать по различным основаниям, так по сферам регулируемых ими общественных отношений выделяются политические, правовые, моральные, эстетические, этические, технические и иные нормы. В юридической литературе выделяют различные подходы к классификации социальных норм, однако мы вынуждены остановиться на их следующей классификации.
По сфере регулируемых отношений: 1) Нормы нравственности (морали). Они формируются в обществе (исходят от самих членов общества, а не от государства) стихийно, они определяют, что по мнению людей есть зло, а что есть добро, они указывают, что, по мнению людей, является справедливым, честным, благородным а что оным не является.
Моральные нормы обеспечиваются (охраняется) силой общественного мнением и человеческим сознанием (совестью) и выражаются в форме общественного осуждения и порицания. У различных социальных групп существуют свои моральные нормы, которые не поддаются систематизации.
2) Обычаи (нравы, привычки, обыкновения). Они складываются в результате многократного повторения, общественных отношений и представляют собой стереотипные действия, воспроизводящиеся в неизменном виде в течении длительного исторического периода. Обычаи показывают, что следует и чего не следует делать при возникновении данной ситуации. Они направлены на формирование определенного автоматизма в поведении человека: встретившись со знакомой ситуацией, он должен поступать так, как поступали в аналогичных ситуациях другие. Как правило, обычаи воспринимаются без достаточного обдумывания, а всякие новшества при их реализации отвергаются.
3) Нормы традиций (от лат. traditio - передача, повествование). Этим нормам не свойственна детальная регламентация поведения человека, она указывает лишь общие направления его деятельности. Соблюдение традиции в отличие от обычая прочно связано с определенным духовным складом личности, его мировозрением. Уничтожение, искоренение традиций возможно только путем идеологического (идейного) воздействия на людей. Напротив обычай может быть вытеснен только другим обычаем. Традиции, как правило, предъявляют к лицу более сложные требования, чем обычаи. Но несмотря на это, они все же воспринимаются как единые, неразложимые на составные части образцы действий, которые осуществляются по привычке.
4) Нормы обрядов. Символической формой усвоения (интернализации) отдельными лицами обычаев и традиций являются обряды. В основном они связаны со знаменательными моментами в жизни человека (посвящение в студенты, вступление в брак). Обрядная форма, насыщенная эмоциями, вырабатывает у человека чувство общности с соответствующим коллективом людей, приверженность его идеалам и ценностям.
Обычаи и традиции являются средством отбора и сохранения духовных ценностей и передачи их новым поколениям. Как и любые иные социальные нормы, они возникают, развиваются и исчезают под воздействием соответствующих экономических отношений. Но в тоже время именно обычаи и традиции представляют собой наиболее устойчивую часть нормативной системы общества и подчас надолго переживают те условия и конкретные исторические обстоятельства, которые их вызвали к жизни.
Следует подчеркнуть, что в обычаи и традиции могут внедряться любые социальные нормы постольку, поскольку их исполнение становиться привычным и отпадает необходимость в социальном контроле за соответствующими действиями людей. Право определяет пределы действия обычаев. Оно поощряет или, напротив, ограничивает их распространение. В некоторых случаях сохранение старых обычаев диктовалось невозможностью немедленного отказа от них. Обычаи выступающие в роли юридических норм, именуются правовыми обычаями. В отличие от правовых норм, условия их применения либо их санкции недостаточно определены. Особо следует остановиться на деловых обыкновениях. Они складываются в практической деятельности органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, где они фиксируют заведенный порядок ведения дел и имеют локальный характер.
5) Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) имеют следующие признаки:
а) это правила поведения, устанавливающиеся в общественных (негосударственных) организациях;
б) они касаются только членов этих организаций;
в) их выполнение обеспечивается мерами ответственности, установленными в организациях, где они действуют.
6) Религиозные нормы. Исходят от религиозных сообществ, их аппаратов управления. Охраняются специальными средствами, имеющимися в этих сообществах - отлучение от церкви, запрет причащения, наложение послушания и т.д.
5) Юридические нормы (позитивное право) - это правила поведения:
а) исходящие от государства;
б) охраняемые государством (см.: тема № 8).
Соотношение права и морали.
Мораль (нравственность, этические нормы) - это нормы, формирующиеся в обществе (исходящие от самих членов общества) и указывающие, что по мнению людей является справедливым, честным, благородным и правильным, а что нет.
Мораль изучается наукой этикой.
Отличия позитивного права и морали сегодня:
1) позитивное право исходит от государство и им охраняется (находит опору в силе государства);
Мораль формируется в обществе, обеспечивается общественным мнением.
2) позитивное право представляет слаженную систему норм;
Мораль такой системы норм, как правило, не представляет.
3) позитивное право едино в рамках одного государства.
Мораль у различных групп общества различна.
4) позитивное право, как правило, формализовано на бумаге. Для морали это как правило, не свойственно.
Взаимодействие позитивного права и морали.
Они выделяются постепенно из мононорм первобытного общества. Вначале существуют нераздельно. Постепенно, по мере усиления государства, позитивное право отделяется от морали и даже вступает с ней в противоречие.
В любом обществе существует взаимопроникновение норм морали и позитивного права.
Технические нормы указывают, как следует обращаться с орудиями труда, техникой, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Социальные нормы регулируют отношения только между людьми. Технические нормы основаны на познании законов природы и поэтому могут быть установлены (открыты) в принципе любым человеком. Социальные нормы учитывают интересы различных групп общества и могут создаваться только заинтересованной в них социальной группой. Соблюдение технических норм обеспечивается ответной реакцией сил природы на конкретные действия человека. Например, нарушение агротехнических правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных структур.
Несоблюдение отдельными лицами технических норм (например, правил эксплуатации автотранспорта) может отрицательно сказаться на интересах других людей С целью недопущения таких последствий компетентные государственные органы могут создавать особые нормы, обязывающие граждан соблюдать соответствующие технические правила. Подобные нормы принято именовать технико-социальными. Они регулируют отношения между людьми по поводу исполнения или неисполнения ими технических правил. С углублением НТР число технико-социальных норм непрерывно возрастает. Именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано дальнейшее повышение ответственности человека перед обществом.
Ни одно явление, в том числе и мораль, не оказывает воздействия на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание - это своеобразный фильтр, через который пропускаются факторы, влияющие на право.
Правосознание - совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов в которых выражено отношение к действующем, желаемому и создаваемому праву.
Будучи одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, моралью), правосознание подчиняется тем же закономерностям, что и общественное сознание в целом, и определяется в конечном счете материальными условиями жизни общества. В тоже время оно характеризуется относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Во-вторых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и тоже явление, например с нравственным сознанием оценивая право с точки зрения добра и зла. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки.