Прежде чем обратиться к современным методам познания, понимания, изучения права, необходимо рассмотреть уже имеющиеся в теории методы.
Единый подход к методам определяется распределением их на общие и частно-научные, способами познания изучаемых явлений. Общий метод включает в себя наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Традиционно общим методом признается метод материалистической диалектики. Выбор данного метода был обусловлен тем, что право существует как социальное явление и нет никакого принципиального различия между юридическими и общественными науками. Он соответствует методу “Капитала”. Работа метода материалистической диалектики осуществляется в праве, как и в других социальных и философских науках, в нескольких направлениях: от явлений, находящихся в непосредственном опыте, к их сущности, от сущности явлений к конкретному многообразию, в котором они представлены.
Метод материалистической диалектики исходит от природы человека, социально-экономических, политических и иных условий жизни общества. Право постоянно развивается, и каждый новый этап в движении общества - это новая ступень в развитии права. Этот метод использует основные категории, например, общее и особенное, форма и содержание, явление и сущность. Следует отметить, что ведущей категорией является форма и содержание. Форма представляется обоснованным и опосредованным бытием, существенной определенностью предмета, тем, что отличает одно явление от другого. Содержание самоформируется по закону сущности. Содержание определяет форму, а форма опосредует содержание, т.к оно не может формироваться произвольно. Форма существует в политических, юридических и других отношениях. Право как разновидность формы превращает общественные отношения в правовые.
Значимость диалектики определяется не только категориями. Кроме названных, в нем используются следующие: явление - сущность, количество - качество, причина - следствие, а направленность познания - не просто от незнания к знанию, а от абстракции к конкретным проявлениям того или иного явления в действительности. В этом смысле существует два основных этапа: во-первых, путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их сущности, во-вторых, путь от сущности явлений к тому конкретному многообразию этих явлений, с которых был начат научный анализ.
Универсальность и специфичность диалектического метода определил К. Маркс. Он проследил логику движения от абстрактной всеобщности и действительности, обнаружил всеобщность - понятие “товар” - в самой действительности. Использование диалектического метода ограничивается предметом, который должен сформироваться объективно и уже существовать. Эффективность исследования зависит от правильного выделения такого предмета. Маркс проследил, как из товарного обмена выросла универсальная форма товарного производства. Таким образом, были очерчены границы предмета, выделена точка анализа. И то и другое происходило из самой действительности и раскрывалось в генезисе.
Генезис и становление целого в рамках диалектического метода является воспроизводством ретроспективного, существующего в действительности отношения. Сам метод начинает работать только с уже сформировавшимися категориями и понятиями, а те понятия, которые находятся в стадии формирования, данному методу познания недоступны.
Обращаясь к отечественной теории права, попытаемся понять, как осуществляется работа диалектического метода.
Теория права продолжает развиваться в рамках нормативной концепции. Право воспринимается как система формально определенных общеобязательных норм, которые гарантированы государством и обеспечены его принудительной силой. Естественным следствием такой трактовки права является, во-первых, примат нормы над правоотношением, которое воспринимается как вторичное и производное. Во-вторых, в гносеологическом плане такое восприятие права привело к тому, что право перестало восприниматься как чувственная человеческая деятельность, как практика, а было перенесено в более “высокую” область духовной жизни.
Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осуществляется процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности. Несформированная абстракция является предметностью, не достигшей целого. Диалектическому методу исследования такая абстракция недоступна. Применительно к теории права сам метод рассматривается как восхождение от абстрактного к конкретному. “Правильность его выбора подтверждала способность абстракции, приближенной к истине, быть развернутой в теории, адекватно воспроизводящей реальность”.
Однако это положение является небесспорным, т.к абстрактность должна выделяться из действительности, иначе говоря, сконструированная абстракция воспроизводится перспективно либо ретроспективно, реальному бытию права она только навязывается. А диалектический метод должен применяться в качестве завершенного и сформировавшегося. Следовательно, реальное существование права ученые с помощью используемого метода не пытаются описать. В этом смысле они работают лишь с определенным понятием права, хотя диалектический метод применим только после выделения основного понятия из действительности.
Изучение права должно быть построено по принципу гуманитарного знания, которое выявляет и фиксирует разнообразные формы эмпирического материала и выстраивает в соответствии с ним науку. Обращение к нему основано на исследовании права действительности, постижении сущности и смысла права, заложенных в нем начал и принципов. Изучение права определяется уже не рамками юридического знания, а переходит в философию права.
Во-первых, философский подход рассматривает понятие права и переводит его по уровню абстрагирования в философскую категорию, во-вторых, он позволяет проникнуть в глубинные пласты сущности и смысла права, в-третьих, расширяет концепции и подходы к праву.
Ведущими параметрами в анализе такого права в рамках философского знания является онтология и гносеология. Основу той или иной науки.
Сравнительный метод предполагает сопоставление юридических понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние правовой системы в целом либо отдельных правовых институтов и норм.
Широкое применение сравнительного метода в правоведении привело к формированию в юридической науке самостоятельного направления - юридической компаративистики.
Социологический метод. С его помощью выясняется состояние общественных отношений.
Систему юридических наук следует подразделить на группы:
а) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);
б) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.);
в) прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная статистика); особое место занимает наука международного права.
Историко-правовые науки связаны с теорией государства и права. Они изучают государство и право в целом, генезис политической и правовой мысли. В рамках данных наук исследуется и освещается история возникновения и развития теоретических знаний и представлений о государстве и праве, политике, законодательстве, обращается внимание на фактическую сторону, конкретный материал.
Теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как основу.
Большую группу представляют отраслевые юридические науки, в которых происходят наиболее существенные изменения. Теория государства и права по отношению к ним выступает как синтезирующая и обобщающая наука. Она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет отраслевой науки определяется общественными отношениями. Теория исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (понятия права, нормы права, правоотношения, правонарушения). Она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.
Взаимосвязь теории государства и права с прикладными науками обуславливается тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, а включают в себя содержание естественных, технических и других наук.
Задачей любой науки является всестороннее изучение предмета и выражение его в понятиях и категориях. Правовые понятия – это понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика. Они отражают и закрепляют наиболее существенные признаки предметов и явлений. Такими понятиями являются “государство”, “справедливость” и т.д.
Возникнув, понятия не остаются неизменными, они постоянно развиваются, наполняются новым содержанием. Многие юридические понятия закрепляются в законодательстве. По сфере действия и значимости правовые понятия делятся на общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства (“государство”, “право”, “законность”), межотраслевые, имеющие значение для нескольких отраслей права и наук («проступок”, “материальная ответственность”), отраслевые, пределы действия которых определяются границами той или иной отрасли (“трудовое соглашение”, “обвиняемый”).