Смекни!
smekni.com

Теория государства и права (стр. 3 из 32)

Наиболее общие предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действительности, результат обобщения существующих юридических понятий.

Тема: 2 Происхождение государства и права

1. Общая характеристика происхождения государства и права

Общество возникло гораздо раньше государства (если первое - около 3-4,5 миллионов лет назад, то второе - всего лишь 5-6 тысяч лет назад).

Исторически первой формой организацией первобытного общества являлась родовая община, основанная на кровнородственных отношениях. Единственным способом реализации власти было общественное самоуправление, при котором не существовало профессиональных субъектов управления и принуждения.

Отношения в первобытном обществе регулировались социальными нормами в форме обычаев. Под обычаем понимается исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи первобытного общества носили характер нерасчлененных «мононорм» - были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Как и любые социальные нормы, мононормы были обеспечены определенным средством. Таким средством в первобытном обществе выступало табу (запрет).

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность и другие.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.

2. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда - каждый обязан подчиняться государю во всем.

Данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают свою теорию тем, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение в их рамках все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.

Отсюда следует, что - власть государя - продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, так как последние - его дети.

Представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в XVII-XVIII веках; в логически наиболее завершенном виде она представлена в трудах Гроция, Руссо, и др.

Согласно данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и - ответственность за невыполнение последних.

Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание: в ней обосновывается естественное право народа на свержение власти правителя, не выполняющего обязанности перед народом.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является весьма идеализированное представление и завышенная оценка первобытнообщинного общества, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Имеет место также и недооценка объективных (прежде всего экономических и военно-политических) факторов.

Теория насилия

Теория насилия в своем более или менее завершенном виде возникла в XIX веке и представлена в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности авторы видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной концепции, государство - естественно (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными.

Органическая теория происхождения государства

Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX века и изложена в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарные ее отрасли, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство - продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.

Представляется, что нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим, тем более в такой утрированной форме.

Материалистическая теория происхождения государства

К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупные разделения труда. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество окончательно раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Власть переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру - государство, которое прежде всего служит средством реализации воли имущих.

Таким образом, согласно данной теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других - подчинять, быть образцом для подражания.

Вместе с тем, всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания таких субъектов в устраиваемых общество рамках и возникает государство.

Бесспорно, психологические закономерности, которые влияют на процесс осуществления человеческой деятельности, - важный фактор, оказывающий воздействие на все социальные институты, и его нельзя ни в коем случае игнорировать. С другой стороны, роль в процессе происхождения государства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать.