Виды правосознания: 1. По субъектам: а) индивидуальное. б) групповое. в) общественное. Индивидуальное и групповое правовое сознание носит общественный (социальный) характер. Общественное и групповое правосознание не существует вне индивидуального. Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. 2. В зависимости от своего уровня (глубины отражения правовой деятельности): а) Обыденное (эмпирическое) - массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Правосознание складывается стихийно под влиянием конкретных условий жизни людей, личного жизненного опыта и конкретных фактов; б) Научное (теоретическое) - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В отличие от обыденного формируется на базе глубоких исследований социальной действительности и широких правовых обобщений; в) Профессиональное правосознание - это понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в сфере профессионалов- юристов. Оно характеризуется тем, что идеологические и психологические элементы гармонически сочетаются в нем с умением и навыками познавать право и применять его при анализе и решении конкретных юридических вопросов.
Правовая культура и ее значение в жизни общества. Виды правовой культуры
Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося, в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и; правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание: права, осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.
В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно выделяют следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: а) право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; б) правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными нравами обязанностями; в) правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; г) правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль» реализацию права; д) правовое поведение, деятельность.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д.
Значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или, противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.
Правовой нигилизм: понятие, источники, причины и пути его преодоления
Правовой нигилизм - разновидность соц-го нигилизма, сущность которого закл-ся в негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку; в юр. невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Причины: 1. Надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, соц-ых чувств, привычек. 2. Незнание права. 3. Индифферентное (безразличное, отстраненное) отношение к праву. 4. Кризисное состояние рос-го общества, соц-ая напряженность, экон-ие неурядицы, морально-психологическая неустойчивость общества. 5. Политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. 6. Неудовлетворенность субъекта своим социально-правовым статусом. 7. Изъяны в следственно-прокурорской и судебной практике. На личностном уровне пр. нигилизм выступает в двух качествах: 1. Как состояние умов, чувств, настроений. 2. Образ действий, линия поведения.
Формы выражения (источники) правового нигилизма: 1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных норм.-пр. актов. 2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юр. предписаний (субъекты не соотносят свое поведение с требованиями пр. норм, а стремятся жить и действовать по своим правилам. 3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже вз\исключающих правовых актов как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. 4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общ-ых групп и сил на не правовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок конституции. 5. Нарушения прав человека, особенно таких как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.
Характерные черты правового нигилизма: 1. Подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность. 2. Глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных гос-ых структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти. 3. Многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от «верхушечных» до бытовых. 4. Особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм. 5. Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;
Основные пути преодоления правового нигилизма - это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и другие. Все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса - социального, экономического, политического, духовного, нравственного.
Понятие и признаки гос-ва. Современный подход к понятию гос-ва
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); 2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Подходы к сущности государства: 1. Классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план). 2. Общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. (Здесь государство уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)