Смекни!
smekni.com

Испанское рыцарство («Песнь о Сиде») (стр. 6 из 9)

И представители высшей знати, и инфансоны могли расторгнуть свою вассальную связь с королем и по собственной воле удалиться из королевства. Так, граф Раймунд Беренгер, игнорируя тот факт, что Сид был изгнан из Кастилии, называет его «вышедшим» (salido) , т. е. покинувшим королевство по собственному желанию. Гильос Гарсиас — «вышел» (fo) из Арагона . Епископ Жероли угрожая Сиду «покинуть» его (quitar), если тот не исполнит его просьбы . Наконец, некоторые рыцари «покидали» войско Сида:

1207. Mas le vienen al mio Cid, sabet, que nos le van.

Однако разрывать вассальные связи было необязательно, если вассалы хотели лишь на время покинуть сеньора. Тогда он мог у него отпроситься или «попрощаться» (despedirse) .

Разрыв вассальных связей влек за собой утрату вассалом всего имущества, полученного от сеньора; у Сида король отобрал все его honores, как и у всех остальных своих вассалов, ушедших с Сидом . Так же и Сид приказад отбирать у решивших покинуть его войско рыцарей нажитое ими имущество и раздавать его тем, кто оставался в Валенсии .

Если рыцарь не разрывал официально вассальные связи с сеньором, а бежал тайно, стремясь сохранить все полученные от сеньора дары, он считался предателем. Сид велел отлавливать таких беглецов и сажать их на кол .

Интересно, что это распоряжение Сида трактуется в поэме как весьма полезное и своевременное. Очевидно, эта мера могла найти поддержку среди профессиональных рыцарей, ориентировавшихся на долговременное сотрудничество с Кампеадором и плохо относившимся к всевозможным бродягам, желавшим урвать пучок добычи и скрыться, не соблюдая воинских обычаев.

Таким образом, поэма отражает воззрения довольно-таки сознательной и дисциплинированной части мелкого рыцарства, высоко ставившей понятия долга и честности.

Установление вассалитета обязывало сеньора защищать честь и жизнь своих вассалов. Сид, например, требует от короля как своего сеньора, чтобы он разделил его обиду на инфантов, оскорбивших сидовых дочерей .

Обязанность сеньора защищать вассала особенно четко изображена в том эпизоде «Песни о Сиде», в котором Кампеадор передает в руки короля трех своих воинов, перелагая на него и долг защищать их .

Вассальные отношения накладывали определенные обязательства и на вассала, обычно выражавшиеся формулой auxilium et consilium .

Под auxilium понималось служение вассала сеньору, прежде всего — на войне. Сеньор как военачальник имел право отдавать своим вассалам приказы, которые те должны были выполнять , причем делать это с готоdностью, «от всего сердца» и «по своей охоте»:

1430. Vassallos tan buenos por corazon le han

Mandado de so senor todo lo han a far.

Иногда вассал мог отказаться выполнять приказ своего сеньора, или считал его унижающим свое достоинство: так, Педро Бермудес отказался опекать карррионских инфантов во время боя . Очевидно, в таких случаях сеньор соглашался со своим вассалом и отменял приказ. Однако сеньор мог настоять на своем, и тогда вассалу приходилось подчиняться:

2766. Mandaronle ir adelante, mas de so grado non fo.

Долгом вассала было защитить сеньора от всех врагов , доносить ему обо всех готовящихся против него злодеяниях. Наконец, вассалы были «должны» сражаться за честь сеньора на судебном поединке:

3535. Cumplir quieren el debdo que les mando so senor...

Сеньор мог поручить управление частью своего войска своим вассалам, и тогда рядовые воины должны были беспрекословно выполнять их распоряжения, как если бы они исходили от самого сеньора .

Нравственным долгом вассалов было сопереживать сеньору в горе и радости:

2628. El padre con las fijas lloran de corazon,

Assi tazian los cavalleros del Campeador.

Идеалом отношений между вассалами одного сеньора было доброе согласие между ними:

3551. Todos tres se acuerdan, ca son de un senor.

Consilium обозначало обязанность вассала помогать своему сеньору советом, участвовать в созывавшихся им сходках и советах, исполнять должности судей в суде .

Несколько раз по ходу повествования Сид собирает всех своих вассалов, чтобы их пересчитать или сообщить им свое решение по какому-либо вопросу:

1263. Mandalos venir a la corth e a todos los juntos.

Иногда, особенно в критических ситуациях, Сид созывает всех вассалов, чтобы посоветоваться с ними . Но гораздо чаще Кампеадор с совещается не со всеми вассалами, а лишь с наиболее близкими из них:

2511. Ellos con los otros vinieron a la cort

Aqui esta con mio Cid el obuspo don Jerone;

El bueno de Albar Fanez, caballero Lidiador,

E otra muchos que crio el Campeador.

Таким образом, и совет дружины « в малом составе», и сбор всех воинов называются в поэме «cort». Также «Песня» называет и все окружение Сида вообще, употребляя его двору (cort) короля или барселонского графа .

2835. Peso a mio Cid e a toda so cort.

Нередко Сид обращается за советом и к какому-либо одному из своих вассалов. Например, обмануть евреев ростовщиков Сиду посоветовал Мартини Антоминес . Особенно большое доверие Сид оказывал своему племяннику Альвару Фаньесу Минате, которого он называет своей «правой» или «лучшей» рукой («el mio brazo mejor») . Именно ему Сид доверяет ответственное задание — отвезти королю подарки и просить его о возвращении «милости»; на него возлагает подсчет добычи и найм рыцарей в Кастилии . Наконец, именно Минате Сид поручает перевезти дочерей и жену в Валенсию .

С Минатей, который, словами поэта, «всегда был у его руки«', Сид советовался чаще, чем с кем-либо ещё из своего окружения . Весьма показательно, что Фернандо Гонсалес просит разрешения увезти дочерей Сида в Каррион не только у Сида и Хименны, но и у Минаты .

Таким образом, согласно поэме, Минайя был кем-то наподобие первого советника или майордома при дворе Сида в Валенсии.

В «Песне» не содержится ясного ответа на вопрос о том, как должен был вести себя вассал, если король изгонял его сеньора из королевства. Судя по тому, что какая-то часть дружины Сида осталась в Кастилии (982. Saludes de primos e de hermanos e de sus companos, aquellas que avien dexado), можно заключить, что вассал не был обязан следовать в изгнание за своим сеньором. Однако этот вывод противоречит сообщениям других источников, однозначно указывавшим на то, что вассалы были обязаны сопровождать своего сеньора в изгнание . Как бы то ни было, поэма считает безукоризненно правильным поведение тех вассалов Сида, которые не раздумывая решили поддержать своего сеньора в трудную минуту и удалиться с ним в изгнание теряя при этом свои вотчины и бенефиции, оставляя в Кастилии свои земли и семьи .

Таким образом, в поэме возвеличивается идея беззаветной преданности вассала, способности пожертвовать всем — вотчинами, даже семьей — ради выполнения своего долга.

Главный герой поэмы сохраняет верность, даже тогда, когда сеньор отвернулся и оттолкнул его от себя, несправедливо обвинив в государственном преступлении. Закон предоставляет изгнаннику право вести военные действия против короля , но Сид отбрасывает эту мысль, считая своим долгом по-прежнему сохранять верность своему законному сеньору:

548. Con Alfons mio senor non querria lidiar.

Решение Сида находит поддержку у его воинов, что свидетельствует о том, что идеи преданности королю как главе государства имела распространение среди широких слоев населения.

Итак, Сид отказывается от сулящего ему ратные подвиги мятежа против своего законного сеньора, отдавая тем самым предпочтение интересам общественных и политических институтов, которые правят изгнавшим его королевством, свято соблюдая долг вассальной преданности.

Вассальные отношения накладывали определенные обязательство как на сеньора, так и на вассала. Сеньор должен был защищать своего вассала, но самое главное — оказывать ему материальную поддержку, которая могла выражаться либо в земельных пожалованиях, либо в денежных выплатах. Земельные пожалования получали, в основном, ближайшие вассалы того или иного сеньора, составлявшие малую дружину, большая часть членов которой была представлена родственниками сеньора и его «вассалами по воспитанию». Малая дружина составляла малый совет сеньора, помогавший ему в принятии важных решений. Иногда сеньор обращался ко всем своим вассалам, в том числе и к «платным», т. е. получавшим денежное довольствие. Обязанности вассала выражались в подчинении приказам сеньора, защитить его и его семью от врагов, участии в созываемых сеньором собраниях и т. д.

Оформление вассальных связей осуществлялось при помощи церемонии оммажа. Расторгнуть вассальные отношения могли обе стороны.

Взглядам мелкого испанского рыцарства на вассальные отношения был присущ ряд особенностей. Прежде всего, в основном получавшие денежное жалование вассалы, выступали за справедливую оценку их ратного труда и требовали увеличения выплат. Далее, мелкое рыцарство с неприязнью относилось к «случайным людям» в войске своего сеньора, видя в них предателей и обманщиков; сами они ориентировались на долговременную службу одному сеньору. Наконец, кодекс чести рыцарей требовал от вассалов полной преданности сеньору, которая, в конечном счете, ставилась выше личных благ, гражданской преданности королю и, возможно, семейных интересов.

Вассалы короля.

Королевская власть включает в себя, с одной стороны, полномочия монарха, как главы государства, и, с другой сторой, его права как сеньора собственника вассалов . Подобная двойственность королевской власти находит отражение в титулатуре короля:

2109. ! Mucho voslo gradesco commo el rey e a senor!

1952. Por darle grand ondra commo a rey e senor .

Границы между этими двумя составляющими королевской власти размыты — никогда просто невозможно определить, в какой из двух ипостасей — монарха или сеньора — предстает король в том или ином случае.

2936. ! Merced, rey, de largos reynos a vos dizen senor!

Очевидно, в данном отрывке слово «сеньор» обозначает короля скорее как верховного правителя страны, олицетворение государственной власти, а не как покровителя каких-то конкретных вассалов, связанных с ним узами оммажа. Часто для обозначения короля именно как повелителя всех подданных употребляется термин: «senor natural» .