Часть III. Центурии. Первый успех.
Но Нострадамус был убежден, что именно он может заглянуть в будущее и сообщить людям об увиденном. Однако, так как открывать будущее очень опасно (и для предсказателя тоже!), делать это надо в очень осторожной и завуалированной форме. Именно в это время Нострадамус засел за написание своих знаменитых "Пророчеств" или "Центурий" ("Столетия"), и в 1555 году опубликовал первую часть своих предсказаний. В полном виде книга состоит из десяти глав, в каждой из которых, кроме седьмой, находится сто катренов (четверостиший) с предсказаниями.
Все пророчества расположены в хаотическом беспорядке, изложены в очень туманном виде и не имеют практически никаких временных привязок. Во всех катренах обнаружено всего лишь около двух десятков указаний на даты, которые можно хоть как-то интерпретировать. В предисловии Нострадамус написал, что он сознательно избрал такую темную форму предсказаний, чтобы не раздражать современников, особенно высокопоставленных и церковников. Большая часть предсказаний, по его словам, относится к довольно близким временам, но пророчества простираются, якобы, до 3797 года, а то и до конца седьмого тысячелетия. Трудно сказать, насколько это верно. Ведь в конце жизни Нострадамус начал писать 11-ю и 12-ю центурии, но закончить свой труд он не успел. Возможно, он просто не успел рассказать нам, что ему открылось в столь удаленном будущем.
Для затруднения толкования своих предсказаний Нострадамус, помимо обычных анаграмм, использовал и более изощренные способы: удаление, прибавление или замену в словах отдельных букв и целых слогов, а также и другие способы зашифровки смысла. В сочетании с анаграммами это открывает широчайшее поле для толкования его предсказаний. Поэтому вас, уважаемые читатели, не должно удивлять огромное количество книг с толкованиями предсказаний Нострадамуса. Так как сам Нострадамус указывал, что большая часть его предсказаний относится к ближайшему будущему, а ни одна из расшифрованных дат в его предсказаниях не заходит в третье тысячелетие, то основная часть предсказаний должна бы уже исполниться. Но истолковать и привязать к реальным событиям удалось лишь меньшую часть предсказаний.
Тогда толкователи стали говорить, что Нострадамус писал еще и об альтернативной истории Земли. Странно! Сам предсказатель нигде не дает никаких намеков на такое толкование его предсказаний. С другой стороны, альтернативная история не требует такой зашифровки и туманности изложения, а в XVI веке, по-моему, еще даже и не было такого понятия.
Славы и богатства Нострадамусу выход в свет его "Предсказаний" не принес. Правда, королева Екатерина (Медичи) была большой любительницей астрологии, и по ее настоянию король Генрих II пригласил Нострадамуса в 1556 году в Париж. Король и королева приняли Нострадамуса, имели с ним беседу и наградили его кошельком со 130 экю. Но так как только дорога до Парижа обошлась Нострадамусу в 100 экю, то поездка оказалась даже убыточной. Нострадамус поспешил вернуться в Салон, а в 1558 году выпустил в свет вторую часть своих предсказаний.
Издание предваряло посвящение Генриху II, в котором Нострадамус излагал свой метод, а также давал еще ряд предсказаний. Здесь он утверждает, что все в мире, в том числе и пророчества, исходят от Бога и обозначаются по большей части движениями небесных тел. О своей способности видеть будущее он написал так:
"Это так, как будто смотришь в горящее зеркало с затуманенной поверхностью и видишь великие события, удивительные и бедственные события, которые обрушатся на главных служителей культа. Сначала на Божьи храмы, потом на тех, кто, кормясь от земли, приближал этот упадок. И еще тысяча других бедственных событий, которые произойдут в должное время".
После чего Нострадамус разразился дальнейшими предсказаниями. О своих же предсказаниях Нострадамус говорил, что
"Большинство из них рассчитано по годам, месяцам и неделям, по областям, странам и большей части городов и селений всей Европы, включая Африку и часть Азии, где произойдут будущие события".
Об Америке ни слова. Может быть, он считал ее частью Азии? Не знаю!
Это издание вначале не принесло Нострадамусу никаких успехов. Генрих II никак не отреагировал на посвящение и послание Нострадамуса. Что ж, опять неудача? Но через год о Нострадамусе и его предсказаниях заговорила вся Европа. Что же так поразило современников Нострадамуса, не избалованных точными предсказаниями? Внезапная смерть Генриха II и содержание катрена I,35 (I - номер центурии, а 35 - порядковый номер катрена в этой центурии). Вот этот катрен:
"Молодой лев одолеет старого
На поле битвы в единоборстве;
Он выколет его глаза в золотой клетке.
Два флота (две раны) - одно, затем умрет тяжелой смертью".
А внимание к этому катрену привлекла цепь следующих событий. 3 апреля 1559 года в Като-Камбрези был заключен мир между Испанией и Францией. Для укрепления мира решено было сыграть двойную свадьбу: дочь Генриха II Елизавета выходила замуж за короля Филиппа Испанского, а сестра Генриха Маргарита - за герцога Савойского. Были организованы пышные торжества, на которые были приглашено множество гостей, и собрались тысячи зевак со всей Франции. Украшением торжеств должен был стать рыцарский турнир, в котором был намерен участвовать и король Франции.
Этот вид спорта считался тогда вполне безопасным, так как заключался в том, чтобы широким и тупым (а не боевым) копьем выбить из седла соперника. Оба противника были одеты в полный комплект боевых лат, так что шанс получить тяжелое ранение был минимальным. На третий день турнира на поле выехал король. Его соперником был Габриель де Лорж, граф Монтгомери, капитан шотландских гвардейцев, который был моложе короля на шесть лет, а на трибунах сидели в отдельных ложах королева Екатерина и фаворитка короля Диана де Пуатье. В описаниях внешности героев этой драмы свидетели и историки несколько расходятся. Одни говорят, что король был в золоченых доспехах, а другие утверждают, что на нем был обычный боевой шлем без золоченых украшений. Одни пишут, что на щитах короля и графа были изображены львы, а другие отрицают такую возможность, логично утверждая, что в их гербах львов не было, а потому такое украшение щитов было неуместным.
Первое преломление копий завершилось вничью, и все решили, что поединок на этом закончится, но король на глазах у своей возлюбленной хотел быть победителем. Ему удалось уговорить графа продолжить поединок. Но и во второй раз соперники разошлись вничью. В третий раз - тот же исход, но теперь соперники стали разворачиваться в непосредственной близости друг от друга, а не в концах дорожки, причем Монтгомери еще держал в руке обломок копья. Одно неудачное движение, кого, так и не установлено, возможно, что оба качнулись одновременно, и острый обломок копья попал в забрало короля, проткнул ему глаз и попал в мозг. Из ран короля извлекли пять щепок, но крупных ран было две.
На десятый день король умер от заражения крови в страшных мучениях. Тут-то все и обратили внимание на предсказание Нострадамуса. Несмотря на туманный стиль предсказания, современники были поражены поразительным сходством реальной и предсказанной ситуаций. Слава Нострадамуса стала быстро расти! Не только во Франции, но и по всей Европе.
Часть IV. На вершине славы.
Вскоре после смерти Генриха II внимание общественности стал привлекать катрен X,39 который гласил:
"Первый сын, вдова, неудачный брак,
Без детей, два острова - в раздоре,
До восемнадцати лет, незрелый возраст,
Другой женится еще раньше".
Уже сразу внимание всех привлекла первая строка, из которой ясно следовало, что "вдова" - это королева Екатерина, "первый сын" (а их у нее было четверо) - новый король Франциск II, а "неудачный брак" и "без детей" относятся к бездетному пока браку Франциска II с шотландской принцессой Марией Стюарт. Когда же 17 ноября 1560 года король заболел лихорадкой, об этом предсказании стали говорить на всех углах. После смерти Франциска II комментаторы стали извлекать из этого предсказания все больше и больше смысла. После возвращения Марии Стюарт в Шотландию (без детей, вы помните?) началась ее борьба с Елизаветой за английскую корону. Начался "разлад" между Англией и Шотландией, и хотя эти два государства находятся на одном острове, фраза "два острова - в раздоре" произвела на современников очень сильное впечатление. Последнюю строчку относили к новому королю Карлу IX, который был обручен с Елизаветой Австрийской в возрасте еще одиннадцати лет. Третья строка удовлетворительного толкования так и не получила.
Но это все будет несколько позже. А пока Европа следила за болезнью Франциска II. 3 декабря 1560 года тосканский посол писал герцогу Козимо Медичи:
"Здоровье короля находится в очень неопределенном состоянии. В своих предсказаниях на декабрь (очевидно в своих ежегодных альманахах) Нострадамус говорит, что королевский дом потеряет от болезней двух молодых членов".
Действительно, 5 декабря умер Франциск II, а несколько дней спустя умер граф Рош сюр Жан, младший член младшей ветви королевской семьи.
Современники были поражены, но реакция их была различной. Если посол Испании считал, что Нострадамуса следует наказать, а такие предсказания - запретить, чтобы не распространять смуту и суеверия, то семейство Медичи занимало противоположную позицию. И все тут же принялись растолковывать предсказание Нострадамуса о том, что королева-мать увидит трех своих сыновей королями, т.е. они умрут без потомства мужского пола. Очевидно, что это предсказание было составлено уже после смерти Франциска II, так как в противном случае оно сбылось со стопроцентной точностью. После его смерти в живых оставались три его брата, королями же стали только двое из них - Карл IX и Генрих III, но комментаторы обошли эту трудность, посчитав, что речь идет о трех коронах, а ведь Генрих III был королем Польши и Франции. Слава Нострадамуса все укреплялась!