Помпею было поручено набирать войска в Италии. Антоний и Кассий бежали к Цезарю в Равенну[56]. Когда Цезарь узнал от них о том, что произошло в Риме, он с тринадцатью легионами и вспомогательными войсками перешёл Рубикон – границу его провинций и Италии. Стремительно двигаясь на Рим, он занимал один за другим города Умбрии и Этрурии. В столице о выступлении Цезаря узнали 14 января[57], поскольку правительство не было готово, Помпей и оба консула бежали из Рима, не успев вывезти казну (эрарий), а лишь запечатав её. За ними последовало большинство сената[58]. Помпей бежал на Балканский полуостров, намереваясь оттуда двинуться на Италию. Цезарь не последовал за ним: он не хотел переносить войну в Грецию[59], так как если бы он оставил Италию, она стала бы беззащитной против испанских войск, поэтому, прежде всего, надо было занять Испанию.
Цезарь на несколько дней задержался в Риме, главным образом, для того, чтобы распечатать эрарий. Он вёл себя с побеждёнными чрезвычайно мягко: пленники были отпущены без всяких условий, солдаты Цезаря вели себя в занятых городах безукоризненно, вообще ожидаемых оппозицией ужасов не произошло. Действия Цезаря, таким образом, отличались от поведения Мария, Суллы и самих помпеянцев. С самого начала Цезарь провозгласил своим лозунгом политику милосердия (clementia), которая содействовала привлечению общественного мнения на его сторону. Деловая жизнь в городе быстро восстанавливалась, вернулась часть сенаторов, и хотя официальной санкции на переворот Цезарь пока не получил, но, во всяком случае, правительственные учреждения начали функционировать. Временное управление столицей он передал претору Марку Эмилию Лепиду,[60] а контроль над Италией был поручен Марку Антонию. В Сицилию был послан Курион, а в Сардинию – Кв. Валерий Орка, которые без труда заняли острова. Главные силы Цезаря двинулись в Испанию[61].
Вся кампания на Пиренейском полуострове, начиная с прибытия Цезаря, длилась 40 дней (июль – август 49 г.). Войска Помпея частью были распущены, частью оставались в Испании на службе Цезаря[62].
Цезарь вернулся в Рим в ноябре 49 г. Ещё до прибытия Лепид провёл закон о назначении его диктатором. Эта первая диктатура была традиционной, и её целью являлось проведение выборов. Сложно сказать, что это были выборы консула или выбор между республикой и монархией, скорее, между диктатурой Помпея и диктатурой Цезаря. Консулами на 48 год были избраны Цезарь и его сторонник Сервилий Ватия. Выборы Цезаря консулом на 48 год имели в некотором смысле символический характер: ими он хотел подчеркнуть законность своей власти (на основе лукского соглашения)[63].
Был устранён долговой кризис, проведена раздача хлеба и отменены законы Суллы об ограничении прав детей проскрибированных. Начали возвращаться изгнанники, высланные во время консульства Помпея[64].
В 48 г. главным театром военных действий стала Греция. 9 августа 48 г. при Фарсале произошло генеральное сражение, армия Цезаря наголову разбила вдвое превосходящее её войско Помпея. Битва стала переломным пунктом войны[65]. После неё Помпей бежал в Египет, рассчитывая на гостеприимство египетского царя, по приказанию которого он был убит, когда высаживался на берег[66]. Смерть Помпея не означала конца войны. Цезарю предстояла ещё опасная Александрийская война со сторонниками Помпея в Африке в 46 г. и в Испании в 45 г. Лишь после битвы при Мунде (17 марта 45 г.) противники его были побеждены.
Борьба с противником была осложнена восстаниями в Италии и провинциях, волнениями в войсках, недовольством в столице. Война влекла за собой обострение социальной борьбы, упадок хозяйственной жизни и разорение населения. Социально-политический кризис привёл к обострению социальной борьбы и поставил перед господствующими классами вопрос о военной диктатуре[67].
Глава III. Характер власти Цезаря
Проблема власти Цезаря явилась предметом дискуссии, и достаточно перечислить те точки зрения, которые отражают диапазон этих оценок. Т. Моммзен, например, выдвинул идею демократической монархии, другие исследователи видят в его деятельности стремление установить в Риме монархию эллинистического типа или даже восточный вариант монархии, третьи – специфически римский вариант абсолютной монархии.[68] С.Л. Утченко говорил, что Цезарь в значительной степени действовал в духе традиции, и его монархия имела чисто римские корни, и Цезарь не столько вёл за собой общество, сколько шёл за политической ситуацией.[69] Скорее, стоит согласиться с С.Л. Утченко, что власть Цезаря имела чисто римские корни и была построена на комбинации римских магистратур, почётных функций и концепции власти, а идеи об эллинистической или восточной монархиях вряд ли можно считать правомерными.
С другой стороны, власть Цезаря, хотя и основывалась на римской магистратской власти, всё же имела ряд новых черт: фиксация пожизненности, кумуляция различных магистратур в одном лице, дополнительные почётные права, элементы культа[70]. Таким образом, диктатура Цезаря носила чисто римский характер, вытекала из предыдущего развития элементов авторитарной власти, и, развив эту тенденцию, создала качественный перелом в сторону монархии, но монархии специфически римской, сохраняющей элемент дуализма.
Диктатура была основой власти Цезаря, но вовсе не единственной его властью. В первый раз Цезарь был провозглашён диктатором ещё в ноябре 49 г. Но тогда эта диктатура носила временный, старый республиканский характер. Она была нужна Цезарю для проведения консульских выборов в 48 г., так как оба консула 49 г. отсутствовали. Второй раз он получил диктатуру на неопределённое время в конце 48 г., после битвы при Форсале. С этого момента его диктатура фактически стала непрерывной.[71] Сенат предоставил Цезарю право на 5 лет занимать одновременно и должность консула, таким образом, с 48 по 44 год Цезарь являлся консулом, хотя от предложенного ему пожизненного консульства и отказался[72]. В последние годы консульство для Цезаря было показателем не столько власти, сколько статуса. В 48 г. Цезарь также получил пожизненную трибунскую власть (tribuniciaprotestas)[73], а вместе с ней и трибунскую неприкосновенность (sacrosanctitas), а также полномочия цензора и praefecturamorum. Эти полномочия давали ему дополнительные возможности контролировать все важнейшие магистратские коллегии[74]. В 46 г., после битвы при Тапсе, диктатура была сделана годовой магистратурой, и Цезарь получил её вперёд на 10 лет, а в 45 г. – пожизненно (dictatorperpetuus)[75].
Диктатор получил огромное количество почётных прав и титулов. Среди них был титул imperator. Первоначально титул imperator был республиканским и давался войском полководцу, одержавшему победу. То, как его взял Цезарь, символизировало и постоянное командование войсками, и непобедимость Цезаря[76]. Но для Цезаря титул imperator стал его личным именем – его преноменом: imperatorCaiusJuliusCaesar. Но это было не только именем: и сам Цезарь, и современники, и потомство стали вкладывать в термин «император» понятие носителя высшей, в частности, военной власти. Как император, Цезарь стал носителем «империя»[77]. С этим значением термин перешёл к преемникам и послужил основой для образования понятия империи в смысле военной монархии.
Кроме того, Цезарь получил почётный республиканский титул отец отечества (paterpatriae). После Мунды он получил особое позолоченное кресло, право сидеть между двумя консулами, в честь диктатора устраивались молебствия, назначались игры, приносились жертвы. После Испанской войны у Цезаря появилась почётная стража из сенаторов и всадников. Клятва его именем получила юридическую силу; на праздниках Цезарь находился в триумфальном облачении.[78]
Наконец, немалую роль играла и религиозная власть Цезаря и создававшиеся вокруг него элементы культа. Великим понтификом (pontifexmaximus) он был с 63 г., а став правителем Рима, Цезарь реально становится главой религии. В его честь строились храмы, его изображение ставится среди изображений богов. Кроме того, родословная связывает диктатора с Венерой, Энеем, Ромулом и Марсом[79]. Уже в самом начале своей политической деятельности Цезарь говорил, что род Юлиев восходит к самой богине Венере. Цезарь использовал распространённую в то время легенду о том, что основателем могущества в Лапиуме был сын богини Эней, прибывший из горящей Трои. Сын же Энея – Юл считался родоначальником рода Юлиев. Венера была одной из популярнейших в Риме богинь. Образ её соединялся с различными эллинистическими божествами. Цезарь построил и с большим торжеством посвятил в 46 г. храм Венере Прародительнице, которой воздавались особенные почести.[80] Итак, божественное происхождение рода, его благочестие, жреческое свое достоинство – вот черты, которые Цезарь стремится подчеркнуть наряду с указанием на свои военные заслуги. Но чисто внешне были признаки и характеризующие монархизм Цезаря. После триумфов он появляется в пурпурной одежде, которую, по традиции, носили римские цари. Статуя Цезаря была помещена в храме Квирина (имя Ромула после обожествления) на Палатине. Его статуя стояла рядом со статуями семи легендарных римских царей; над его домом был сделан свод, как над храмом[81]. Таким образом, ещё при жизни Юлий Цезарь считался обожествлённым. Аппиан рассказывает, что, когда в 44 г. Цезарю была предоставлена пожизненная диктатура и присуждены другие почести, сенат во главе с консулом Марком Антонием пришёл к нему, чтобы его поздравить, Цезарь принял их сидя.[82] Это было не в римской традиции. 15 февраля во время празднования Луперкалий Марк Антоний всенародно предложил Цезарю корону, обвитую лавровым венком, но диктатор отказался от неё, что вызвало бурные аплодисменты присутствовавших.[83] Этот факт, несомненно, свидетельствует об антимонархических устремлениях римского плебса, но провозглашение его царём было ближайшим будущим.