Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с ароматом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «гавайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле африканского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т.д.
Дух наживы привлек в индустрию развлечений новинки технической мысли и прогресса: электричество, кинематограф. В Париже «выставка как таковая... отступила на второй план перед зрелищами».
Мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» в Америке родилась в середине XX века после того, как Диснею, художнику-мультипликатору и бизнесмену, попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».
Максим Горький, посетив нижегородскую ярмарку 1896 года, с большим сарказмом писал: «Синематограф Люмьера, раньше чем послужить науке и помочь совершенствованию людей, послужит нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата... Удивляюсь, как это ярмарка недосмотрела и почему это до сей поры Омон-Тулон-Ломач и К° не утилизируют, в виде увеселения и развлечения, рентгеновских лучей? Это недостаток и очень крупный». В индустрии выставочных развлечений широко использовались «оптические дворцы» с лабиринтами зеркал (превратившиеся позднее в комнаты смеха), мареорамы, изображавшие кругосветное путешествие – (движущаяся панорама), мизансцены со статистами в национальных костюмах разных стран, глобусы Галерона (гигантская вращающаяся модель небосвода с волшебным фонарем-стереоскопом). На чикагской выставке огромная толпа глазеет на целлулоидные шарики, чудесным образом держащиеся в воздухе (их поддерживает струя воздуха из пневмотормозов фирмы «Вестингауз»), на фонтан из зерна, приводимый в движение электромотором, мы видим первые примеры динамического показа промышленного изделия. Все эти научно-технические изобретения впоследствии расширили диапазон выразительных средств рекламы. Рекламного, торгового плаката в конце XIX века еще не было, а необходимость рекламной кампании была очевидна. Мы давно привыкли к бесплатной раздаче на выставках всяких рекламных мелочей, а ведь этому рекламному трюку тоже уже более ста лет. Раздавали веера со сведениями о фирме, всякие забавные картонные коробочки, «шутихи», в Париже женщинам бесплатно раздавали цветы (ландыши и фиалки) и все это под грохот оркестров, фейерверков и на фоне карнавалов цветов, шествий ряженых и циркачей.
Требования рекламы, конкуренция делали показы изделий более изобретательными. Вот как решили свои экспозиции две конкурирующие фирмы-производители шоколада на чикагской выставке 1893 года. Производитель шоколада, некий Менье, выставил массив из шоколада весом в 50 тыс. кг (вся дневная продукция фирмы), а его конкурент – Блокерс показал интерьер жилища, в гостиной беседуют дама и девочка в изящных туалетах (восковые манекены), а время от времени входит живая горничная с чашками горячего шоколада, ставит чашки перед манекенами, а заодно и угощает посетителей, которые тут же могут присесть за свободный столик.
Устроители первых выставок рассчитывали на посетителей определенного класса – буржуа среднего и высокого достатка. Каково же было их удивление, когда на выставки, несмотря на высокие цены входных билетов, «повалил» рабочий люд. Шли, как правило, небольшими группами, организованно, со своим, выделявшимся своей решимостью, лидером. Люди в рабочих блузах очень внимательно и сосредоточенно осматривали экспонаты, щупали руками материи, гладили металл промышленных изделий, совещались, оценивали качество работы. Рабочие люди почти не принимали участие в увеселениях (во-первых, не было денег, а во-вторых, не затем приехали, а чтобы посмотреть на плоды своей работы и оценить качество работы чужой).
Впоследствии оказалось, что рабочие предприятий-участников тайком от хозяина выбирали делегатов для поездки на выставку, собирали им деньги на дорогу. Делегаты брали «отпуск за свой счет». Так родился принцип ОБМЕНА ОПЫТОМ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС посетителей выставок. Умные предприниматели уже сами стали брать с собой на выставки квалифицированных рабочих за свой счет, а устроители выставок – предусматривать и дешевые развлечения специально для малоимущих.
В начале XX века наравне с всемирными промышленными многоотраслевыми выставками стали устраивать и специализированные выставки. С появлением нового архитектурного стиля модерн и в связи с этим – развитием ремесел, новых строительных технологий, во всех странах стали открываться выставки ремесел, архитектуры, конструкций, строительных материалов в русле достижений нового стиля. Все знаменитые архитекторы и строители этого периода прошли через «горнило» первых промышленных выставок, где могли дать свободу своей фантазии, попробовать новые технологии, смело экспериментировать в проектировании выставочных павильонов. Всемирные промышленные выставки стали своеобразной творческой лабораторией, способствовали дальнейшему прогрессу строительной техники. Многие выставочные сооружения и павильоны принадлежат к лучшим образцам новаторской архитектуры.
Хрустальный дворец Джозефа Пэкстона в Лондоне и Эйфелева башня инженера Александра Гюстава Эйфеля в Париже, построенная для Всемирной выставки 1889 года (высотой 123 метра) стали символами всемирных выставок, символами достижений техники конца XIX – начала XX века.
Россия экспозиционная
«Если кому-нибудь нужны эти выставки, как призывы к пробуждению, к мысли, то именно нам. У нас слишком много даровитости, чтобы всемирные выставки не повлияли на нас...»
В.В. Стасов
Россия, объявившая себя «третьим Римом» после второго – Константинополя (Москва – третий Рим, четвертому не бывать), разрабатывая свой великодержавный архитектурный стиль, назвала его русско-византийским. Добавка «византийский» понадобилась для утверждения имперских претензий. Закономерно, что этот стиль стал доминирующим в русских павильонах всех всемирных выставок.
Первыми выставочными архитекторами и дизайнерами русских павильонов стали В.А.Гартман и И.П.Ропет, работавшие в «русском стиле». В.А.Гартман создал великолепные интерьеры для Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге и военного отдела на Политехнической выставке 1872 года в Москве. Гартман украсил павильоны ажурным декором резьбы по дереву, которая больше гармонировала с новыми железно-стеклянными конструкциями, чем тяжеловесные, помпезные формы ренессанса-барокко. Посетители отмечали, что на выставке охватывает «небывалое впечатление света, широко развернувшихся пространств и красоты».
К открытию Политехнической выставки по проекту Гартмана был построен сборно-разборный Народный театр для передвижных гастролей, где был использован опыт народных балаганов. И внешний вид, и интерьеры выглядели необычно, были украшены деревянной порезкой с орнаментами вологодских кружев и красно-белой гаммы драпировками с вкраплениями синего цвета (цвета национального флага России). Холщовые драпировки ослепительно сияли на кумачовом фоне. Пространственная организация театра была демократичной – амфитеатром, традиционные ложи сословной иерархии здесь отсутствовали.
Из-за общего упадка зодчества в эпоху, отличавшуюся неархитектурным пониманием архитектуры, и ввиду ранней смерти, талант Гартмана, его дар изысканного декоратора не смог развернуться в полную силу.
Архитектор И.П.Ропет (Петров) – автор Главного павильона России на Парижской выставке 1878 года, создал сложный конгломерат башен и башенок, крылец и галерей, щедро изузоренный и пестро раскрашенный по правилам «русского стиля». Основной объем представлял собой бревенчатый цветной дом с высокой кровлею с резным «князьком» и заостренным «кокошником». По сторонам центрального здания – целый маленький городок из разных построек: башни, крытые переходы, лестницы, разнообразные окна. Ничто не повторяется, но весь ансамбль в целом полон изящной красоты и стройности.
Фронтон украшен чернильницей с воткнутыми в нее тремя гусиными перьями, клеймами-печатями, диковинными птицами и вязью орнамента-плетенки. В этой композиции использованы «говорящие», иносказательные мотивы древней языческой Руси: плетенка – древние миниатюры в летописях, диковинные птицы – тайны человеческой истории, чернильница и перья – древние орудия средств массовой информации прошлого.
Заметными вехами русской выставочной архитектуры стали павильон русского прикладного искусства на Всемирной выставке в Париже 1900 года (художник К.А.Коровин и архитектор И.Е.Бондаренко) и павильон русского отдела на Всемирной выставке в Глазго (1901) архитектора Ф.О.Шехтеля.
В России и в Украине крупные промышленные и сельскохозяйственные выставки регулярно проводились со второй половины XIX века. Несмотря на то, что они назывались всероссийскими, в них постоянно принимали участие западные страны: Германия, Австрия, Бельгия, Франция и другие страны российские инвесторы. Первая выставка прошла в Одессе в 1820 году. Подобные выставки проходили в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Херсоне, Екатеринославе, Казани и др. городах. Особой популярностью пользовалась Нижегородская ежегодная ярмарка, на территории которой устраивалась и промышленно-художественная выставка. В Нижнем Новгороде, Петербурге и Киеве с 1902 по 1913гг. с развитием архитектурного стиля модерн регулярно устраивались всероссийские кустарные выставки, в экспозициях которых демонстрировалось и украинское народное искусство: ткачество, вышивка, резьба по дереву, керамика.
В 1898 году состоялась «Киевская сельскохозяйственная выставка». Ее еще называли выставкой достижений юго-западного края. Разместилась она на Троицкой площади (ныне центральный стадион), рядом с Большой Васильковской улицей, и имела очень живописный вид. Павильоны были построены в стиле древнерусских теремов. Экспозиция выставки состояла из четырех отделов: сельскохозяйственный, промышленный, кустарно-промышленный и научный. В разных районах Киева в рамках выставки проводились заседания акционерных обществ по всем отраслям. Выставка занимала площадь 3000 кв. сажен (более 13 тыс. кв. м) и располагалась в разных уровнях, вписываясь в рельеф местности. В экспозиции участвовало более 1700 экспонентов.