Смекни!
smekni.com

С нами Бог и андреевский флаг! (стр. 1 из 2)

В.Дыгало

Флаг как символ играл огромную роль в истории религии. Давид в одном из своих псалмов говорит: “...и во имя Господа нашего водрузим знамена наши...”. Известно фанатичное усердие крестоносцев, вдохновляемых крестом на безжалостную борьбу с мусульманским полумесяцем. По мнению историков, упорство и жестокость, с которыми они действовали против “неверных” (мусульман) за освобождение “Гроба Господня” и “Святой земли” (Палестины), никем и никогда не были превзойдены.

Доказано фактами, что крест святого Георгия был дан крестоносцам королем Англии Ричардом Львиное Сердце. Семисотлетняя борьба с маврами* (Реконкиста) в Испании также шла под флагом борьбы креста с полумесяцем. Особенно тесное сплетение религии и флага произошло в средние века - века рыцарства. Многие знамена рыцарей почитались их последователями как нечто священное. Знамена, отбитые у врагов, хранились в церквах как символ славы и могущества предков. Это бы романтический, героический и глубоко религиозный период.

Когда-то и воспитанники Морского кадетского корпуса воспитывались на славном наследии героических дел своих предков. В столовом зале корпуса стояли взятые в бою флаги турецких судов. Раз в год, в день праздника Корпуса, с них снимались чехлы. Воспитанники с благоговением рассматривали их, читал надписи, когда и как эти знамена были взяты и кем. Нам следует возродить эту славную традицию!

Деяния крестоносцев сильно отразились на всей Европе сказались на архитектуре, культуре, письме и др. Крест и прежде венчал короны монархов, но после священных войн символ креста стал доминирующим повсюду. Тройной крест на флаг Великобритании, кресты на флагах Швейцарии, Норвегии, Дании, Швеции, Италии и других стран, а с конца XVIIв. и н корабельном флаге России несут с собою традицию поклонения символу креста до настоящих дней.

Мы глубоко убеждены, что император Петр Великий, давая новый флаг своему любимейшему детищу - флоту, следовал исторической традиции, созданной рыцарями-крестоносцами. Сказанное подтверждает сохранившаяся надпись Петра на оригинале - рисунке флага: “Зане (ибо.- В. Д.) св. апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил”.

Символика креста укрепилась и на гюйсе Российского флота на красном поле был тот же синий Андреевский крест на белой подкладке в комбинации с прямым белым греческим крестом.

Кресты на корабельных флагах русского императорского флота были той путеводной звездой, которая вела офицера и матросов через тяжкие испытания от победы к победе. Но не только крестовые флаги вдохновляли русских моряков на подвиги. В их душах и сердцах всегда находился один из сами почитаемых и любимых на Руси святых - Николай Чудотворец известный на флоте как Никола Морской, или Никола Мокрый.

Это реально существовавший в IIIв. человек, признание православной церковью святым. Его родиной была страна Ликия на юге Малой Азии. Поэтому он известен в истории как Архиепископ Мир Ликийских Чудотворец. По преданию, св.Николай сотворил великое множество чудес ради стариков, сирот, вдов невинно осужденных и оклеветанных.

Воистину неповторим великий чудотворец Николай! “От труса, глада и потопа” - от всего спасает он. Недаром же его как своего покровителя так чтят моряки. Говорят, суда, названные святым именем Николая, никогда не терпят крушений... 6декабря 1788г., в день святого Николая, русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Г.А.Потемкина взял мощную турецкую крепость Очаков. В память о победе правитель Новороссии повелел возведенную верфь на Ингуле именовать городом Николаевом, а первый построенный на этой верфи фрегат назвать “Св.Николай”. Первенец местных корабельных мастеров в составе эскадры адмирала Ф.Ф.Ушакова вместе с флагманским линейным кораблем Ушакова “Св.Павел” и другими кораблями, построенными в Николаеве, громил турецкий флот, штурмовал крепости на островах Видо и Корфу, действовал в других морских сражениях. Фрегат “Св.Николай” прожил славную и долгую боевую жизнь. После него еще несколько боевых кораблей и транспортов носили это славное название. Традиционно большинство русских моряков носили на шейной цепочке образок с изображением святого Николая. Перед боем на кораблях обязательно проводилось богослужение. В числе молитв моряки из поколения в поколение обязательно произносили и такую: “...Отче наш, святителю Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим”.

Эту молитву сотворяли наши моряки с самого зарождения флота Российского. Вот почему последними напутственными словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были: “С нами Бог и Андреевский флаг!”

Теперь, когда нашему флоту возвращена его историческая символика и вновь налажены “контакты” с Богом, не исключено, что в годину суровых испытаний по корабельной трансляции будет звучать властный голос командира корабля: - Матросы! Помните: с нами Бог и Авдреевский флаг! Сейчас рассматривается вопрос о введении в штаты кораблей я судов ВМФ корабельных священников. Вспомним организационную структуру православной церкви в Российском флоте, существовавшую до Октябрьского переворота 1917г.

Главным представителем Русской Православной церкви (РПЦ) в Вооруженных Силах России был так называемый протопресвитер армии и флота. Накануне Февральской революции эту должность занимал отец Георгий Шавельский. “Протопресвитер” переводится на русский язык как “главный священник”. Протопресвитер возглавлял также военный отдел в Святейшем Синоде - учреждении, которое осуществляло руководство всеми структурами РПЦ. Во главе Святейшего Синода стояло светское лицо - обер-прокурор, - которое назначалось царем, так как церковь в дореволюционной России не была отделена от государства, а патриаршество было отменено Петром1. Обер-прокурор святейшего Синода обладал правами министра и входил в состав Совета Министров России.

Протопресвитеру армии и флота подчинялись все корабельные священники, а также священники морских и военных церквей. В Синоде решались вопросы о назначении и перемещении священников, а также об установлении им должностных окладов, снабжении кораблей церковным имуществом. Корабельные священники по своему церковному положению были иеромонахами то есть священниками - монахами. Появление священнослужителей на кораблях имело свои исторические корни.

Религиозные верования и обряды отразились и на сами судах. Судам, как мы уже знаем, часто давали имена святых а носовые украшения с их изображениями, или, как они назывались, “галионные фигуры”, как правило, связывали с названием корабля.

Изображения святых помещались также под полуютом в особых нишах. Алтари** располагались в силу обычая там же, под полуютом, где раньше греки, римляне и карфагеняне устраивали свои божницы и помещали скульптурные изображения своих морских богов.

То, что у нас называется “ют”, у англичан зовется роор. Этот морской термин пришел к нам от латинского слова риpрis которым обозначалось место на древних судах, посвященное богам, то есть место, где хранились рирi, или изображения богов. С приходом христианства под полуютом помещали изображение Богоматери и других святых. Весьма возможно, что и у нас на первых судах времен Петра и даже Екатерины икона Николы Морского помещалась на верхней палубе при входе под полуют Поэтому корма вообще была и остается привилегированно частью судна.

На кораблях русского флота участок палубы от грот-мачты до бизань-мачты или до входа под полуют, где обычно на старых судах располагалось помещение командира корабля, называли шканцами. То, что у нас подразумевалось под шканцами, в английском флоте называется “квартердек” (quarter-deck; quarter - четверть, deck - палуба). Это приподнятая на 0,8-1м кормовая часть верхней палубы.

Пространство шканцев на корабле каждого типа определялось приказом по Морскому ведомству. Кроме того, с начала кампании русского военного корабля первым приказом командира был приказ, строго определяющий шканцы.

С удалением символа религии с верхней палубы почитание и уважение остались и перешли к кормовому флагу и шканцам. И это понятно. Флаг, в идее первоначального своего зарождения до некоторой степени был также символом религии страны, эмблемой правителя и имел в своем употреблении двойное значение. Не надо забывать также и то, что правители в течение столетий царствовали в силу права, данного Свыше, были помазанниками Божьими, а потому флаг самодержца был символом церкви и страны, центром внешнего уважения. Шканцы были, как мы уже говорили, священной частью корабля с первых дней мореплавания, и почитание их как символа, как наследие очень раннего морского обычая (оказания уважения и почтения к богам, а позже, с приходом христианства, символу креста . и изображениям святых - покровителей моряков) существовало всю историю парусного флота.

Капитан английского королевского флота В.Холл, давая описание жизни на море в его время, писал в 1931г.: “Каждое лицо, не исключая капитана, ступив на священное место, квартер-дек, притрагивается к головному убору. Ввиду того что отдание уважения относится к месту, все те, кто имеет честь быть на квартердеке в это время, обязаны ответить тем же. Таким образом, когда мидшипмен (мичман- В.Д.) приходит на квартердек и снимает свой головной убор, все офицеры на палубе, включая и адмирала, если он был тут же, отвечают на отданную честь”.

Этот обычай и его исполнение настолько входят в плоть и кровь служащих во флоте, что исполняются автоматически даже ночью и тогда, когда никого на шканцах нет. У нас, православных, был обычай снимать шапку и осенять себя крестным знамением, проходя храм Божий. Исполнение этого обычая наблюдается и сейчас в странах, где господствует католическая религия, как, например, в Италии и Испании. В других странах, например во Франции, в Англии, принято снимать шляпу как знак уважения при проходе могил Неизвестного солдата.