Сооружения береговой обороны Порт-Артура были готовы наполовину. Ее основу составляли береговые батареи, однако огневого взаимодействия с корабельной артиллерией эскадры она не имела, минного заграждения и другой защиты со стороны моря не было.
За оборону базы отвечал генерал Стессель, эскадрой в Порт-Артуре командовал контр-адмирал Витгефт, которые друг другу не подчинялись, следовательно единого, централизованного управления силами обороны создать не удалось.
Оборона Порт-Артура с моря фактически началась уже 27 января. Утратив возможность разгромить русскую эскадру внезапным нападением японцы приступили к ее блокаде, к так называемым "закупорным" операциям для чего: в непосредственной близости от базы (район ближней блокады) противник развернув блокадный дозор из миноносцев, производил минные постановки, затопление загруженных балластом судов (брандеров), артобстрелы. В 10-20 милях от базы (в зоне дальней блокады) располагался отряд поддержки дозора (Бр Кр). Основные силы флота управлялись по радио, находились в своих базах в готовности к немедленному выходу в море.
Это давало возможность японскому командованию своевременно развертывать свой флот в случае выхода русских кораблей.
Блокада противником Порт-Артура и его активные боевые действия требовали от русского командования адекватных мер. Для обстрела базы флота с моря японские корабли маневрировали на подходах к Порт-Артуру. Для борьбы с ними из состава эскадры были приспособлены эскадренные броненосцы для ответной, "перекидной" стрельбы через высоты. На них были созданы корректировочные и наблюдательные посты с картами, на которых подходы к базе с моря были разделены на квадраты. Такие же карты были на кораблях При появлении противника на заранее изготовленный корабль флажным семафором передавался номер квадрата и направление движения японских кораблей. По ним открывался артиллерийский огонь. Такой подход снизил до минимума эффективность японских артобстрелов. "Закупорить" Порт-Артур противнику тоже не удалось, хотя он пытался трижды (11 февраля, 14 нарта и 20 апреля 1904 года) провести операции по затоплению своих брандеров на фарватере главной базы флота. Эти и другие успешные боевые действия русского флота были связанны с адмиралом С. О. Макаровым, который был назначен вместо контр-адмирала Старка. С приходом С.О. Макарова был взят курс на подготовку флота к генеральному сражению.
Для этого адмиралом С. О. Макаровым была впервые в нашей истории введена систематическая (повседневная) боевая деятельность флота Она включала:
- интенсивные минные постановки и использование ОМАП (в ходе войны на русских минах японцы потеряли 12 боевых кораблей);
- боевую учебу кораблей и личного состава в базе и в море;
- организацию охраны базы с использованием береговой артиллерии, наблюдательных постов, боновых заграждений, затопленных судов и т.п.
- отработку взаимодействия корабельной и береговой артиллерии;
- использование отрядов наиболее подготовленных быстроходных
кораблей для уничтожения обнаруженного противника в море;
- постоянное траление подходов к базе; (где впервые в истории использовались суда-тральщики с тралами капитана 2 ранга Шульца);
- и, наконец, ведение постоянного дозора и разведки.
Именно при ведении разведки совершил свой подвиг 26.02.1904 года ЭМ "Стерегущий" под командованием лейтенанта Сергеева, принявший бой с превосходящими силами противника. Корабль, израсходовав свой боезапас, потеряв практически весь экипаж, затонул, до конца выполнив свой долг.
С обнаружением противника неоднократно в море выходил на различных кораблях и сам адмирал С.О. Макаров. В одном из выходов он погиб. Это произошло 31.03.1904 года, когда ЭБр "Петропавловск" подорвался на минах противника. Случилась трагедия для всего русского флота, которая повлекла за собой и другие.
В апреле 1904 года японская армия подошла к Порт-Артуру, осадила его, начался обстрел кораблей находящихся в базе дальнобойной артиллерией с суши. В связи с угрозой уничтожения 1-й Тихоокеанской эскадры русское командование приняло решение перебазировать ее во Владивосток.
Прорыв был назначен на 28 июля 1904 года В состав эскадры под командованием адмирала Витгефта вошли 18 боевых кораблей в том числе 6 ЭБр, 4 Кр и 8 ЭМ В результате попытки прорыва произошел ранее упомянутый бой в Желтом море в котором участвовало 36 боевых кораблей японцев 4 ЭБр, 4 Бр Кр, 8 Кр и 18 ЭМ. Несмотря на преимущество противника в скорости хода, в количестве кораблей, русские имели возможность прорваться во Владивосток, однако командование эскадрой эту возможность не использовало. Бой начался около 12 часов дня на дистанции примерно 80 кабельтовых, а не 30, как того ожидали русские.
Адмирал Того всячески стремился охватить голову русской эскадры, вывести из строя флагманский корабль ЭБр «Цесаревич», но безрезультатно. Бой в основном, проходил по старой линейной тактике, на параллельных курсах, в кильватерных колоннах с переменным успехом, однако недостатки в управлении русскими кораблями сыграли свою роковую роль. Адмирал Витгефт и его штаб план боя не разработали. Каждый командир корабля по сути действовал самостоятельно. Витгефт был убит, а управление дезорганизовано. Радиосвязь должным образом не использовалась, а зрительные средства связи были не эффективны В итоге эскадра, несмотря на героизм русских моряков, задачу прорыва не выполнила. 10 боевых кораблей вернулись в Порт-Артур, остальные укрылись в нейтральных портах, где были интернированы.
В итоге, борьба непосредственно за Порт-Артур продолжалась почти 8 месяцев. За это время японцы потеряли около 112 000 человек и 15 различных кораблей. Потери русских составили 28 000 человек, русские солдаты и матросы проявили при этом массовый героизм, верность воинскому долгу и присяге.
Оборона Порт Артура имела стратегическое значение. Она отвлекала и сковывала значительную часть армии и флота противника. Оборона приморской крепости дало возможность приобрести важнейший опыт совместных действий армии и флота Он показал важность использования армейских сил в подобных операциях, а также необходимость четкого централизованного управления всеми силами обороны одним начальником.
Несмотря на сдачу Порт-Артура русско-японская война продолжалась. Ее заключительным этапом явился поход 2-ой и 3-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, завершившийся Цусимским сражением.
Цусимское сражение.
Вторая и Третья эскадры, вышедшие с Балтийского моря в октябре 1904 года и феврале 1905 года соответственно, вошли в Тихий океан в конце апреля 1905 года. Переход эскадр явился беспримерным в истории Отечественного Военно-морского искусства. Русские моряки на малопригодных для океанских плаваний в южных широтах кораблях, при отсутствии на пути военно-морских баз, совершили стратегический переход практически без потерь.
Теперь, в условиях утраты главной базы флота Порт-Артура, русской эскадре под командованием адмирала Рожественского необходимо было прорваться во Владивосток. Это можно было сделать через Сангарский, Лаперузов и Корейский проливы. Был выбран самый короткий, но и самый опасный Корейский пролив.
К этому времени русская эскадра насчитывала 34 боевых корабля. Главные силы эскадры состояли из 12 броненосцев, разделенных на три отряда, а 14 крейсеров - на два. Свой флаг адмирал Рожественский держал на ЭБ p «Князь Суворов».
Японский флот, которым командовал адмирал Того, насчитывал около 120 боевых кораблей, причем 1 2 из них были ЭБр и ББо, 60 ЭМ и М
Русская эскадра по количеству броненосных кораблей не уступала японской, однако уступала во многом другом. Артиллерия противника превосходила русскую по скорострельности в три раза, а по количеству взрывчатого вещества в снарядах - в пять. Боевые корабли японского флота имели более высокие ТТЭ по многим параметрам, в т.ч. по скорости хода и по бронированию, но главное, что флот Японии имел боевой опыт. Его командование смело внедряло новые элементы тактики броненосного флота в т.ч. разработанных С. О. Макаровым, в управлении повсеместно использовалась радиосвязь.
Цусимское сражение началось в середине дня 14 мая 1905 года. К этому времени русская эскадра вошла в Корейский пролив и оказалась в районе островов Цусима. Деление ее на отряды, как рекомендовал С.О. Макаров, было формальным. Все боевые корабли были сведены в одну кильватерную колонну, без учета их достоинств и недостатков. Четкого плана действий адмирал Рожественский не имел, полагаясь на волю случая, тем самым инициатива заранее отдавалась врагу. Полученный опыт боя в Желтом море оказался бесполезным.
Адмирал Того организовал свои силы по-другому. Используя данные разведки и наблюдения, он заранее развернул их на пути движения русских кораблей. Свою эскадру японский командующий разделил на шесть основных отрядов. Замысел адмирала Того заключался, в том, чтобы главными силами (1 и 2 отрядом) охватить голову русской эскадры, нарушить боевой порядок, вывести из строя флагманские корабли и тем самым лишить ее управления. Другие отряды должны были нанести удар на вспомогательных направлениях: по арьергарду, кораблям обеспечения и прикрытия. Успех дневного боя Того планировал закрепить ночью и атаками своих миноносцев довершить разгром русских.
Встреча противников произошла в 13 часов 30 минут. Стремясь охватить голову русской эскадры, выйдя на левый борт, два японских отряда начали последовательный поворот почти в одной и той же точке в 38 кабельтовых от русских кораблей. Этот тактический промах мог закончиться для противника трагически, но адмирал Рожественский им не воспользовался. Головные корабли русской эскадры хотя и открыли огонь, но поздно, да и он оказался малоэффективным, так как сказывалась слабая выучка комендоров.