Отказ от использования опосредованной проверки лишает органы следствия информации, имеющей значение для установления важных для дела обстоятельств. Возможность эффективного применения топографических и иных карт, видео-, кинофильмов, фотографий, компьютерных изображений доказана человеческой практикой в различных сферах деятельности (военное дело, архитектура и т.д.). Действительно, применительно к следственной деятельности она является нестандартной, а потому непривычной. Современные компьютерные технологии не вызывают сомнений в их научной обоснованности и практической целесообразности. С учетом этого нельзя согласиться с высказываемыми опасениями по поводу доказательственного значения результатов таких проверок показаний на месте.
Роль проверки показаний на месте заключается в том, что в результате выполнения этого следственного действия следователь получает новую информацию, свидетельствующую о правдивости или ложности исследуемых показаний. Информация, получаемая в результате проверки показаний на месте, характеризуется соотношением данных, исходящих из четырех источников информации.
Выделяют1: информацию, содержащуюся в проверяемых показаниях; информацию содержащуюся в пояснениях допрошенного лица на месте; информацию, источником которой является реальная обстановка на месте в ее взаимосвязи с обстоятельствами совершения преступление; информацию, полученную в результате ранее проведенного осмотра данного места.
Соотношение указанных четырех источников информации может характеризоваться их полным совпадением, в этом случае можно с большей степенью уверенности считать, что проверенные показания соответствуют действительности, либо полным или частичным несовпадением. По объему и содержанию информации могут не совпасть два первых источника, когда допрошенное лицо в своих пояснениях на месте значительно отходит от содержания ранее данных им показаний.
Это может объясняться тремя причинами2:
1) допрошенный не знаком с реальной обстановкой на месте и дал на допросе ложные, не соответствующие ей показания, а при проверке на месте под влиянием этого очевидного несоответствия изменил их;
2) допрошенный дал правдивые, но неконкретные и даже несколько противоречивые показания об обстановке на месте, т.к. забыл отдельные факты и обстоятельства. Однако, когда он вновь оказался на месте как участник проверки показаний, ему удалось восстановить в памяти детали обстановки, вспомнить предметы и их связь с обстоятельствами расследуемого преступления и он несколько изменил показания, дополнив их более конкретными пояснениями, лишенными противоречий;
3) к моменту проверки показаний на месте допрошенный изменил свои ранее данные правдивые показания.
Соотношение указанных выше блоков информации может характеризоваться также тем, что пояснения допрошенного лица на месте совпадают с его прежними показаниями, данными на допросе, но и те и другие не соответствуют реальной обстановке места проверяемого события.
Это может быть следствием двух причин1:
1) пояснения допрошенного лица на месте, как и его прежние показания, ложны и потому не согласуются с реальной обстановкой;
2) показания на допросе и пояснения допрошенного лица в ходе проверки этих показаний на месте правдивые, но не согласуются с реальной обстановкой, поскольку она после произошедшего события существенно, порой до неузнаваемости, изменилась. Изучение обстановки места происшествия, обнаружение и изъятие следов преступления и других вещественных доказательств не относятся к познавательной функции проверки показаний на месте, ибо эта задача другого следственного действия — осмотра места происшествия. И если в ходе проверки показаний допрошенное лицо укажет место, где находятся (и еще не обнаружены), например, орудия преступления, похищенное имущество, труп убитого и т.д., то наряду с проверкой показаний должен быть произведен осмотр местонахождения этих вещественных доказательств.
4. Фиксация хода и результата проверки показаний на месте
Основное средство фиксации хода и результатов проверки показаний на месте - это протокол. Вместе с тем дополнительно могут применяться видеозапись, фотографирование, аудиозапись. Также могут составляться схемы (как от руки, так и при помощи технических средств).
Заслуживает внимания стиль изложения хода и результатов проверки показаний на месте в протоколе.
Поскольку проверка показаний на месте сочетает в себе черты осмотра, допроса и следственного эксперимента, то и стиль изложения ее хода и результатов схож с теми, которые употребляются при составлении протоколов этих следственных действий1.
Как показывает изучение практики, изложение в протоколе хода и результатов проверки показаний сводится к тому, что показания лица, данные во время этого следственного действия, излагаются от третьего лица (а не от первого, как при допросе). При этом очень скупо описываются его действия, а окружающая обстановка описывается безотносительно к действиям подозреваемого (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), причем последнее особенно снижает качество протокола.
Проверка показаний на месте - это рассказ лица, чьи показания проверяются, с одновременной демонстрацией его действий, а также с указанием маршрута следования и предметов окружающей обстановки.
Поэтому основное, что должен отражать следователь в протоколе, - это показания лица с описанием его действий, а также внешнего вида обстановки и предметов, на которые он указывает.
Например, если в протоколе описывается здание, предварительно следует отметить, что именно подозреваемый (обвиняемый, свидетель, потерпевший) указал на данное здание, а также какие сведения он при этом сообщил.
В литературе в качестве рекомендуемого предлагается образец протокола проверки показаний на месте1. В данном протоколе подробно, от первого лица, в кавычках приводится речь обвиняемого, чьи показания проверяются, дается описание окружающей обстановки, от третьего лица отражаются вопросы и реплики следователя.
Например, после дословного рассказа обвиняемого в протоколе отражено: "После этого водителю было предложено проехать по маршруту, указанному обвиняемым. Действительно, дорога оказалась грунтовой и слабо укатанной, слева по ходу рос сплошной мелкий кустарник..."
Признавая все достоинства описанного способа изложения хода и содержания рассматриваемого следственного действия, нельзя не отметить, что такое пространное повествование не очень удобно для практической работы следователя. Поэтому мы предлагаем более сжатый вариант изложения текста в протоколе.
На наш взгляд, в протоколе должно быть изложено все только самое важное, отражающее суть дела. Не всегда обязательно дословно приводить речь лица, чьи показания проверяются, а также речь следователя, если это не вопросы, уточняющие какие-либо важные детали.
Например, в начале описательной части протокола проверки показаний достаточно от третьего лица указать, что обвиняемым (подозреваемым, свидетелем, потерпевшим) было предложено проехать по такому-то маршруту (и указать либо адрес, либо путь следования).
Вместе с тем показания, касающиеся важных обстоятельств совершения преступления, желательно отражать дословно.
Так, если обвиняемый рассказывает об угрозах, которые высказывались им самим или его соучастниками в адрес потерпевшего в месте, где проводится проверка показаний, следователю необходимо зафиксировать эти слова дословно.
Действия лица, чьи показаний проверяются, можно описывать в скобках, в качестве пояснения и дополнения к его рассказу. Например: "Обвиняемый К., стоя спиной к окну, пояснил, что через несколько минут девушка вошла на лестничную площадку (говоря это, К. рукой указал направление, откуда появилась девушка, - с лестницы справа от себя)".
Когда требуется описывать сложные действия лица, показания которого проверяются, в скобках это делать неудобно из-за громоздкости фраз, и поэтому лучше составлять самостоятельные предложения.
Например: "По предложению следователя обвиняемый К. показал на статисте, каким образом и в какие части тела он наносил удары потерпевшей. При этом К. сначала попросил статиста развернуться спиной к нему, затем положил свою левую руку на левое плечо статиста и, резко развернув его к себе лицом, сымитировал два удара в лицо статиста основанием ладони правой руки".
Из дополнительных средств фиксации хода и результатов проверки показаний на месте наиболее эффективным является видеозапись. Для ее применения необходимо приглашать специалиста, которого следует проинструктировать перед следственным действием, разъяснив, на каком расстоянии необходимо вести видеозапись, кто должен постоянно находиться в объективе, какие предметы следует снимать крупным планом и др.
При планировании проверки показаний на месте с применением видеозаписи следователю (особенно с небольшим опытом работы) полезно составлять небольшой сценарий, в котором необходимо предусмотреть следующее1:
- будет ли видеозапись непрерывной или следует ее прерывать (например, для долгого следования по длинному маршруту) и в какие именно моменты она будет прерываться;
- речь следователя при включении видеокамеры и выключении ее (в начале и в конце следственного действия, а также на промежуточных пунктах, когда видеозапись прерывается);
- взаиморасположение лица, чьи показания проверяются, специалиста с видеокамерой, понятых и других участников следственного действия (необходимо, чтобы понятые, по возможности, во время съемки находились в объективе рядом с лицом, показания которого проверяются, и наблюдали за его действиями).