Смекни!
smekni.com

Календарь (стр. 2 из 2)

Зачем понадобилось папе Григорию XIII заботиться о возвращении равноденствия к дате Никейского Собора? Вопрос сей неоднозначен и сложен, однако ясно следующее: забыта или пренебрежена была та простая истина, что категория вечности если и может относиться к чему-либо, то только не к календарно-астрономическим величинам, которые суть время, следовательно - изменение.

Конечно, Григорианский Календарь тоже имеет период из целого числа дней, однако, если в Календаре Юлианском такой период составляет знакомые нам 1461 день, или 4 года, то в Григорианском он составляет уже 146097 дней, или 400 лет. Далеко не всем известно, что в Григорианском Календаре ритм простых и високосных годов нарушается каждое столетие, число сотен которого не кратно четырем. Это достаточно трудно себе представить, но, если сказать проще, в Юлианском Календаре все столетия високосные, а в Григорианском - только одно из 4-х. Если високосный Юлианский год создает гармоничный ритм, то високосное Григорианское столетие его нарушает. Кроме того, хотя математическо-астрономическая точность Григорианского Календаря выше Юлианского, механизм его как календарной системы громоздок и неуклюж, и ошибка все равно есть, и она будет возрастать со временем.

В самом деле, что касается Солнца, ошибка эта равняется 1 суткам за 3280 лет. Это означает ту простую истину, что спустя 3280 лет после Григорианской реформы дата весеннего равноденствия будет принадлежать уже не 21-му, а 22-му марта. Что же касается Луны, то ошибка здесь неизмеримо больше. Практически, как и в Пасхалии иудейской, в Пасхалии католиков астрономические пасхальные полнолуния будут каждые 210 лет уходить вперед на одни сутки. Попробуем представить себе, что спустя 1000 лет те католические полнолуния 14-й луны, которые до того времени были первыми после равноденствия, неизбежно окажутся вторыми и т.д. Так вновь нарушится правило Никейского Собора в том буквальном понимании, которое придали ему Григорианские Пасхалисты.

О чем все это свидетельствует? Только об одном: о невозможности достичь того, о чем так мечтал папа Григорий XIII.

Отдавали ли себе отчет в этих простых выводах составители Григорианской реформы? Надо полагать, что отдавали, однако суть дела не менялась, поскольку они находились во власти целого комплекса причин социально-психологического и культурно-исторического характера, часто во многом альтернативных Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Активность папы Григория XIII не знала предела. Уже на следующий год после реформы он направил Вселенскому Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с дарами и предложением перейти на новый стиль. В конце 1583 года на соборе в Константинополе все эти предложения были отвергнуты, как не соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. К тому же Патриарх Иеремия II не без оснований считал Григорианскую реформу одним из орудий завоевательной политики папства по отношению к Восточной Церкви.

Однако реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что “лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом”. Тем не менее, к середине XVIII века Григорианский календарь завоевал практически всю Европу. Юлианский календарь сохранился лишь в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира, свято и непреложно чтивших постановления Святых Отцов Церкви.

Православный Церковный Календарь, строго следующий Юлианскому летоисчислению, упорядочивает время, он как бы не зависит от времени, а в известном смысле время зависит от него. Круг Церковных праздников освящает текущее время, одновременно как бы разрывая его своим выходом в вечность. В представлении наших средневековых предков “Великая Пасхальная Седмица” не могла быть функцией времени, не могла зависеть от точности определения точки равноденствия и правильности лунных фаз. Подвижный цикл традиционной христианской Пасхалии с особенною силою подчеркивает свою независимость от фиксированного времени.

Вся сложная система переходящих праздников и седмиц, собираясь как в фокусе вокруг центрального праздника Пасхи, спиралевидным движением разворачивается из него по всему пространству годового круга, чтобы затем вновь вернуться к Светлому Христову Воскресению в другом месте и в другое время и вновь разойтись, освящая своим светом ту непроглядную ночь времени, из которой тянется к свету сознание верующего человека.

История Русского Православного Церковного Календаря, как одной из основных составляющих истории Русской культуры, прошла долгий и сложный путь. Вспомним, хотя бы, что не сразу установилось и утвердилось даже начало Нового Года. В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а Церковный с 1-го сентября. В 1492 году (в 7000 году от “Сотворения мира”) было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием Церковным. Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября. Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с Европейским, и с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Однако и это новшество Русский народ принял довольно легко, ибо Церковные праздничные и памятные даты остались без изменения на своих местах, а переместился только Новогодний праздник.

Русская Православная Церковь обычно совершает Новогодний молебен дважды: к 1-му сентября, как к началу нового Церковного года (или Индикта), и к 1-му января, как к началу гражданского Нового Года.

Итак, в Православном Календаре каждый день помечен именами тех или иных святых или событием, подразумевающим обрядное исправление (Богослужение). Особо выделяются “Двунадесятые” (т. е. Двенадцать основных Церковных праздников, над которыми отдельно главенствует Пасха) и “Великие” праздники, схожие с двунадесятыми по степени торжества. Такие праздники могут длиться от нескольких дней до недели. Пасха празднуется в течение 50-ти дней. Много в календаре и однодневных праздников, посвященных некоторым Евангельским событиям, чудотворным иконам Божией Матери, избранным Святым и др.

Апостол Павел писал, что в Церкви Божией все должно быть “благообразно и по чину” (1 Кор., 14, 40). В литургической жизни Церкви благочиние достигается также и исполнением Устава Церковного, одним из основных выражений которого является рассматриваемый нами Календарь, благовременно возвещающий и напоминающий клирикам и всем верным чадам Церкви о днях праздников и постов, о порядке чтений Священного Писания, об образе совершения Богослужений.

В повседневной жизни христианину необходимо чтение Священного Писания. Вы можете читать Писание по своему желанию, однако несравненно лучше читать со всей Церковью те места Священного Писания, которые читаются в храмах Божиих в тот или иной день. Для этого в Церковном Календаре помещены указания чтений из Ветхого и Нового Заветов. Новозаветные чтения из Евангелия и Апостольских Деяний и Посланий даются для литургии, главной службы Православной Церкви, а в двунадесятые и великие праздники - и для утрени. Ветхозаветные чтения, так называемые “Паремии”, обычно указываются для дней Великого поста. По Церковному Уставу чтения начинаются со дня Святой Пасхи текущего года и продолжаются до следующей Пасхи. После указания чтений, как правило, даются богослужебные указания об особенностях совершения Богослужения в дни двунадесятых и великих праздников, а также когда несколько празднований приходится на один день. В этом состоит одна из особенностей переходящих праздников.

Двунадесятые праздники и Воскресные дни выделены в Календаре прописным полужирным шрифтом красного цвета.

Великие праздники, на которые положено всенощное бдение (торжественная служба, соединяющая в себе вечерню и утреню), выделены более мелким полужирным шрифтом красного цвета.

Остальные дни памяти особо чтимых Святых выделены черным полужирным шрифтом (если эти дни совпадают с воскресными, они выделены красным цветом).

Арабские цифры, следующие за именем Святого, указывают на год его кончины, либо на год обретения его мощей. Римские цифры обозначают век, в котором жил святой. Цифры, следующие за названиями икон Божией Матери обозначают год или век прославления сей иконы.

В указаниях чтений из Священного Писания римские цифры указывают на главу книги, арабские - на номер стиха.

Все даты, указанные в Календаре, за исключением самих чисел месяца, даны по Юлианскому Календарю или по “старому стилю”.