Смекни!
smekni.com

Лейб-Гвардии Финляндский (стр. 3 из 3)

Французская армия не молилась, она, гордая своей силой, своими прошлыми победами, заранее уверенная в победе. Шумно и весело провела она этот день, звуки музыки доходили до наших позиций. "Они надеются на бога, а я надеюсь на вас",- сообщил слова Наполеона, взятый в плен Лейб-Гвардии финляндским полком французский офицер.

Еще ночью, перед днем битвы, поднялись наши полки, и тихо и мужественно встретили рассвет дня, который для половины из них был последним днем жизни. Бородинское сражение началось в 6 часов утра. Первый историограф Лейб-Гвардии Финляндского полка, лично участвовавший в Бородинском сражении, А. Марин, пишет, что полк с раннего утра "стал в колонны к атаке, пошел вперед и занял место у деревни Семеновской, оставя за собой овраг". Здесь он сражался до четырех часов дня, отражая атаку трех пехотных корпусов Даву, Нея и Жюно. В четыре часа дня последовал перерыв огня, и на поредевшие ряды русских надвигались грозные массы французской тяжелой кавалерии. Они достигли колонн генерал-майора Розена, где находился Лейб-Гвардии Финляндский полк. Офицер А. Марин писал потом так: "Вдруг видим, несется тяжелая кавалерия, пробилась сквозь две линии и стремительно, на рысях, идет прямо на наш полк. Сначала мы приняли их за своих кирасиров, но полковник Штевен скомандовал "каре против кавалерии" и, подпустив неприятеля на ближнюю дистанцию, передним фасадом сделал залп; кирасиры смешались, и ни один из них не вернулся с поля. Оставшихся в живых взяли в плен, и обезоружив, поставили в середину каре". Очевидцы этих атак 'говорили, что, как они ни были страшны для нашей пехоты, но до этого времени они находились под таким убийственным артиллерийским и оружейным огнем, что время атак считалось отдыхом- по крайней мере артиллерия молчала.

Вообще, левый фланг Бородинской позиции, на котором стоял л полк, представлял собою самое слабое ее место, в следствие этого уже во время боя пришлось двинуть туда не только общий резерв, но и большую часть войск с правого участка, который французы и не атаковали,

Наши финляндцы сражались под командованием Багратиона и Раевского. Сюда были посланы три кавалерийских корпуса под начальством Мюрата, польские легионы Понятовского. Очевидец, офицер гвардейской артиллерии, А. С. Норов, в своих воспоминаниях писал: "Около десяти часов утра проследовал возле моего 12-го флангового орудия, гвардейский Финляндский полк, шедший тоже в бой, и я встретил тут поручика князя Ухтомского, моего двоюродного брата. Мы обнялись с ним, и только что его взвод миновал меня, как упал к моим ногам один из его егерей. С ужасом я увидел, что у него сорвано все лицо и лобовая кость, и он в конвульсиях хватался за головной мозг. "Не прикажете ли приколоть?",- сказал мне стоявший возле меня бомбардир, "Вынесите его в кустарник, ребята",- отвечал я. Такова была первая жертва Лейб-Гвардии Финляндского полка в Бородинском сражении".

С пяти часов утра и до десяти вечера полк был в сражении. Князь Кутузов в рапорте от 14 декабря 1812 года говорит, что "полк сражался с непоколебимой твердостью, действовал целыми батальонами на штыках", и к концу сражения "удержал место за собою". Из рапорта полковника Крыжановского от 31 августа, общие потери полка составили 554 человека. Убыль офицерского состава 34,61 процента, а для нижних чинов- 30,4 процента.

Сведения о громадных потерях заставили Кутузова на рассвете 27 августа отступать на Москву. Преследования со стороны французов почти не было. Грустны были финляндцы, многих своих товарищей они оставили на полях сражения.