Кроме того, домогаясь общественных денег с помощью ложных отчетов и деклараций, такой человек дополнительно уличается во лжи и обмане. Если он - бен-Тора, то тем самым он "совершает осквернение Имени Б-га и покрывает позором Тору и тех, кто учит ее". Если же он к тому же действует от имени еврейского учебного заведения, то своим мошенничеством дискредитирует доверенный ему пост. Вместо того, чтобы прививать учащимся истинный страх перед Б-гом, включая бережное отношение к чужим деньгам, сей наставник подрывает основы еврейского религиозного воспитания.
Уклонение от уплаты налогов порождает те же пороки, что и при обмане на экзаменах, но с гораздо более тяжелыми последствиями: в конечном счете налоговое мошенничество разрушает нравственную основу общества. Даже порядочные люди говорят: "Почему я должен платить налоги на доходы моего соседа? Он скрывает свои доходы, но ведь и я могу обманывать." В результате все налоговое бремя ложится на работников, которые не могут скрывать свои заработки. Жулики будут наживаться за счет труда простых трудящихся, работающих по найму, и тех, кто, несмотря ни на что, ведет себя честно. Такое положение способствует также перманентной конфронтации между налоговыми чиновниками и гражданами; обе стороны стремятся обмануть друг друга. При этом в обществе создается тяжелая моральная атмосфера.
Случаются и более пагубные последствия. Возьмем к примеру гипотетического владельца мебельного магазина, честного трудягу, вполне довольного своим непритязательным образом жизни. Однажды клиенты сообщают ему, что отныне будут покупать у его конкурента, который предлагает товар по более низким ценам. Мебельщик объясняет им, что после вычета налогов и накладных расходов у него остается лишь минимальный доход, едва обеспечивающий ему сносное существование. Как может владелец другого магазина торговать по более низким ценам? Ответ прост: конкурент не платит налогов. В конце концов, нашему работяге пришлось закрыть магазин, ибо он не захотел поступиться своими моральными принципами.
Обратим внимание еще на один болезненный фактор. Власти, вольно и невольно, могут усугубить проблему. Некий частник аккуратно докладывает властям о каждом заработанном гроше, однако налоговый чиновник раз за разом отвергает его отчет, утверждая, что тот скрывает часть доходов. Своим грубым насилием этот чиновник и те, кого он представляет, подрывают нравственные устои общества. В таком случае человек, с которого взимается налог, имеет право считать этого чиновника, по талмудическому определению, "налоговым инспектором без четких норм", т.е. грабителем, а не представителем налогового управления.
Порочный круг морального разложения
Все приведенные здесь примеры нечестности - будь-то обман на экзаменах или уклонение от уплаты налогов - имеют одно общее свойство. Все они образуют замкнутый цикл разложения социальной морали, вынуждая людей брать пример с жуликов, чтобы не оказаться их жертвами. Проблема обостряется до такой степени, что жизнь в обществе постепенно превращается в джунгли, где экономическое выживание обеспечено лишь самым могущественным и самым коррумпированным.
Остановить эту тенденцию могут только бней-Тора, если, опираясь на Тору, они наберутся мужества и своим личным достойным примером положат конец всевластию зла. Именно они - наша единственная опора в этой ситуации. Будем надеяться, что широкая общественность по-прежнему ценит и уважает честных людей. Такое уважение сможет компенсировать хотя бы часть уже понесенных потерь.
На более прозаическом уровне главную роль призваны сыграть сами власти. Воздерживаясь от некоторых действий и одновременно проявляя инициативу там, где она необходима, они могут многого добиться. Здесь уже говорилось о том огромном вреде, который наносит рутинное недоверие к гражданам, сообщающим в налоговое управление о своих трудовых доходах. Эту преграду надо полностью ликвидировать. В то же время власти должны проявлять активность в борьбе с теми, кто уклоняется от честной уплаты налогов. Получая информацию о возможных нарушениях, они призваны осуществлять тщательные расследования: проверять магазины, торгующие по неадекватно низким ценам; следить за лицами, которые тратят большие денежные суммы.
В конечном счете, нам требуются инициативные действия в духе Торы, которые повлекут за собой благодатные изменения. Мы твердо верим, что со временем еврейский образ жизни завоюет весь мир, ибо такова воля Творца. Сказано в книге Тегилим: "Правда из земли (Израиля) произрастает".