Попрание гражданских прав было характерной чертой коммунистических режимов. Лишь их провалы в экономике и отставание в технике, изначально присущие социализму, спасли Запад от коммунистического экспансионизма.
Сей парадокс объясняется просто: Тора - продукт Б-жественной мудрости и поэтому целиком соответствует жизни, между тем как социализм был изобретен людьми, даже мудрейшие из которых обладают ограниченным разумом. Анализируя неудачи социализма и их причины, можно глубже разобраться в подходе Торы к этому вопросу и по достоинству оценить ее мудрость.
За вопиющей неэффективностью социализма скрываются две главные причины: раздутая бюрократия с сопутствующими этому явлению пороками и удивительное пренебрежение к природе человеческой личности.
Ведение дел по общему государственному плану и контроль за его выполнением требуют создания громоздкого бюрократического аппарата. В результате организационной работой и надзором занимается иногда до половины населения в ущерб производственной сфере.
Печально знаменитая социалистическая бюрократия не только поглощает огромные людские ресурсы, но и препятствует эффективности труда.
У обычного бюрократа нет особого стимула трудиться ради общего блага. Наоборот, служебная власть, которой он обладает, становится для него самоцелью; своим рвением он лишь осложняет жизнь других граждан. Такое положение способствует росту коррупции и взяточничества, как правило, сопутствующих бюрократии.
Хотя капиталистическая система тоже нуждается в законодательных рамках и надзоре, там эти функции ограничены защитой индивидуальных прав. При социализме власти активно вмешиваются во все стороны жизни. Они не только охраняют права граждан, но и жестко контролируют выпуск и сбыт производственной продукции, а также образование, медицину, религию, культуру, сферу отдыха и т.д. В капиталистическом обществе такой всеобъемлющий контроль практически не существует.
Социализм не только тормозит экономическое развитие, но и поощряет амбиции власть предержащих, их стремление навязывать свои взгляды простым гражданам, формировать общественное мнение. У таких амбиций есть теоретическое обоснование: на обществе (читай "правительстве") лежит ответственность за воспитание его членов.
В результате правители используют свою власть для порабощения и притеснения граждан, проявляя грубый, примитивный эгоизм. Неудивительно поэтому, что коммунизм превратился в синоним тирании.
Вторая причина низкой эффективности социалистической системы заключается в пренебрежении человеческой природой. Ведь человек от рождения стопроцентный эгоист, как сказано в Торе: "Побуждения сердца человека дурны от юности его". Людей можно, конечно, воспитывать, но это очень трудная и долгая задача, на выполнение которой уходит иногда целая жизнь. Лишь достигнув вершины нравственного совершенства, человек начинает испытывать искреннюю и бескорыстную любовь к ближнему.
Поэтому невозможно требовать от человека, чтобы он трудился на благо общества с тем же увлечением и энтузиазмом, которые он проявляет, работая на самого себя и материально зависящих от него членов семьи. Этот фактор приходится учитывать в каждой социальной системе.
Однако социализм, превращающий каждое экономическое мероприятие в дело общественной важности с упором на "сознательность" граждан, неизбежно подрывает трудовое рвение и заинтересованность в успехе. Причем дело не только в снижении производительности и эффективности труда; социализм вырабатывает дурные качества характера. Ведь привычка, как известно, вторая натура. Социалистические реалии прививают работникам лень, цинизм и расточительность. Последствия этого явления выходят далеко за рамки экономики. Таким образом, социализм не только разрушает хозяйственные структуры, но просто портит человека.
В связи с этим возникает обстоятельство, которое мешает совершенствованию личности и, как результат, развитию всего общества. Помимо упомянутых пороков, социализм снимает с человека ответственность за благополучие сограждан и страны в целом. Ведь его учат, что за все отвечает общество. У кого нет денег, тот не может давать пожертвования в пользу бедных; пусть о них заботится государство. Кто лишен возможности проявлять инициативу на благо общества, тот очень скоро перестает беспокоиться о "чужих" проблемах и постепенно утрачивает волю и интерес помогать ближнему и стремиться к совершенству. Ведь мы знаем, что "человека формируют его собственные поступки", как сказано в книге "Сефер гахинух".
Формирование личности на основе Торы
Б-г, создавший Тору, прекрасно видел эти проблемы. Поэтому Он предложил Своему избранному народу Израилю и всему человечеству капиталистический механизм развития экономики, обеспечив защиту прав личной собственности (запрет грабежа входит в семь законов Ноаха, которые обязаны соблюдать все неевреи).
При более тщательном анализе выясняется, однако, что Тора признает только механизм капиталистического хозяйствования, но отнюдь не принцип конкуренции, на котором строится идеология этой системы. Тем самым Тора пытается нейтрализовать те отрицательные качества, которые заложены в капитализме, стремясь одновременно воспитать в человеке положительные качества и, в первую очередь, любовь к ближнему. Другими словами, в противовес главному двигателю капиталистической экономики - конкурентной борьбе - идеальная экономическая модель, предлагаемая в Торе, опирается на другой фундамент - любовь к человеку. По мере приближения к этому идеалу находят решение многие проблемы капитализма. Короче говоря, экономическая система Торы снабжена капиталистическим механизмом, начиненным социалистической идеологией.
Здесь обнаруживается тесная связь со всем галахическим строем Торы, которая реалистично оценивает изначальные слабости человеческой натуры и стремится поднять людей до их высшего духовного потенциала.
Человек попадает в этот мир с большим запасом физических и духовных сил. Вырастая, он получает также право на владение собственностью и тем самым как бы выводит себя за рамки ограниченных возможностей собственного тела. Тора считает, что все эти силы и возможности даны человеку для служения Б-гу, как сказано в молитве "Шма":
"И полюбишь ты Г-спода Б-га твоего":
"Всем сердцем своим" - своими хорошими и дурными побуждениями (т.е. всеми духовными силами);
"Всей душою своей" - даже если Он лишит тебя жизни (т.е. всеми физическими силами и возможностями);
"И всей мощью своей" - всем твоим богатством (т.е. экономическим благосостоянием).
Другими словами, присущие человеку качества влекут за собой определенные обязательства. Мы должны беречь полученные от Б-га способности, сохранять их целостность и пользоваться ими только во благо - удовлетворять наши собственные потребности и помогать нуждающимся. Тора учит, что право владения собственностью - это важный инструмент служения Творцу; но само по себе оно не обладает святостью, о чем свидетельствуют многочисленные законы и постановления, ограничивающие это право. Некоторые из них будут позднее рассмотрены.
Тот факт, что Тора отвергает капиталистическую идеологию, вовсе не означает запрет на конкурентную борьбу и стремление к материальному успеху. Однако иудаизм не считает их идеалами в чистом виде; он стремится ограничить влияние этих факторов и даже учит человека умерять свои меркантильные побуждения.
Чтобы проиллюстрировать эту концепцию, приведем известный талмудический сюжет: "'Когда входишь в виноградник, принадлежащий твоему другу, можешь досыта есть виноград' - здесь Тора имеет в виду работника". Когда владелец виноградника и наемный работник становятся друзьями, капиталистические проблемы теряют актуальность.
Какой же путь предлагает Тора для достижения этой социальной гармонии? В принципе, главная цель всей Тора, включая Галаху, состоит в том, чтобы научить человека любить ближнего. Говорили наши мудрецы: "Какая разница Б-гу, режет ли кто-то жертву с горла или режет с затылка? Очевидно, что заповеди даны как инструмент для совершенствования человека". То же самое подразумевалось выше, когда мы говорили, что любовь к ближнему представляет "всю Тору". Другими словами, Тора и все ее мицвот, включая те, которые учат нас святости и трепету перед Б-гом, служат одной важной цели: выработать в нас любовь к другим людям. Эта любовь исходит из того, что каждый человек создан по образу Творца; в ней заложена духовная основа сплочения всего еврейского народа в единую семью. Хотя все заповеди ведут нас к такой любви, в некоторых из них эта задача выделяется особо. В их число входят и мицвот с "социалистической" направленностью: они ограничивают права индивидуальной собственности ради помощи бедным.
Рассмотрим некоторые из этих "социалистических" мицвот.
Запрет брать с должника проценты.
В самом факте взимания процента нет ничего несправедливого. В конце концов, какая разница, берем ли мы плату за сдачу внаем жилья или за денежную ссуду? И все же мы не станем одалживать деньги под процент близкому человеку, члену своей семьи (за исключением деловых партнерских отношений), даже если формально такое действие вполне справедливо.
Рамбан объяснял: "Брать процент запрещено лишь потому, что мы должны проявлять к ближнему братскую любовь и милосердие, как заповедовал нам Б-г 'Люби своего ближнего, как самого себя'... Одалживая человеку деньги без процента, мы совершаем добрый милосердный поступок". (Рамбан говорит здесь о бедном должнике. Если же заем предоставляется на деловые нужды, то дающий имеет полное право требовать свою долю прибыли как полноправный участник бизнеса, при условии, конечно, что он готов разделить и коммерческий риск.)