Смекни!
smekni.com

Теория прав человека (стр. 2 из 17)

В русской правовой науке XIX-XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:

- главенствующая роль принадлежит государству и праву;

- закон становится всеобщим и необходимым только в случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.

Первый подход назывался позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: «Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть только сам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить». 11

Сторонниками естественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен.12 Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям, а не предоставленными им государством. 13

М.М. Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свобод человека, в начале XX в. писал: «Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности». 14 Поэтому говоря об основной задаче конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, можно сделать вывод: она состоит в том, чтобы их признать, предоставить гарантии соблюдения и обеспечить защиту. Наиболее известные миру конституции содержат целые разделы, в которых закреплены права и свободы личности. Они включают, как правило, индивидуальные права и свободы (право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность и т.д.); политические (право на объединения, участие в управлении делами государства и пр.); социально-экономические (свобода предпринимательства, свобода труда, право частной собственности и т.д.); культурные (свобода творчества, право на образование) и др. Так, Конституция США, самая старая из Конституций, действующих в настоящее время, 15 в своем первоначальном варианте почти не содержала положения о правах и свободах граждан. Однако после внесения в нее поправок, дополнений, называющихся «Билль о правах», в Конституции получили закрепление свобода вероисповедания, свобода слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности и др.

Составной частью конституционного законодательства Франции является Декларация прав человека и гражданина 1789 г., провозглашающая свободу и равенство для всех людей. «Цель всякого политического Союза, - указано в ст. 2, - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». 16 В одной из самых демократических конституций современного мира - в Конституции Италии, которая действует с 1 января 1948 г., из 139 статей 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Так, ст. 1 гласит: «Италия - демократическая Республика, основывающаяся на труде» Статья 4 дополняет это положение, указывая, что Республика признает за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным. Тут же предусмотрена и обязанность трудиться. «Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества».

Часть I Конституции Италии, состоящая из четырех разделов, регламентирует права и обязанности граждан. Пожалуй, такой подробной и широкой регламентации прав и свобод в области гражданских, этико-социальных, экономических и политических отношений нет ни в одной другой Конституции. Она могла бы стать образцом при разработке и совершенствовании конституционного законодательства и в России.

Безусловно, права и свободы человека и гражданина во многом зависят от степени развития самого общества и государства. В связи с этим целесообразно проанализировать советские и российскую конституции, обратив внимание на юридическое признание идей о свободе личности и составляющих ее правах и свободах. Первая Конституция (Основной закон) РСФСР была принята V Всероссийским съездом в четвертом заседании 10 июля 1918 г. В раздел I вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где в ст. 2 сказано: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». 17 В разделе II Конституции РСФСР еще раз продекларировано: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России». В этом разделе провозглашены политические и гражданские личные свободы: в ст. 13 - свобода совести, для реализации которой церковь отделяется от государства и школа - от церкви, а свобода религиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

В целях обеспечения действительной свободы выражения своих мнений в руки рабочего класса и крестьянской бедноты передаются все технические и материальные средства для издательской деятельности. Причем государство обеспечивает свободное распространение по всей стране печатных изданий. Для обеспечения за трудящимися свободы собраний в их распоряжение передаются подходящие для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением, отоплением. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов государство оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие (материальное и иное) для их объединения и организации.

Таким образом, права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах, превращаются в юридические возможности либо для любого члена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь, - граждан. Это положение следует признать верным, поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства.

1.2 Классификация прав и свобод человека

Классификация прав и свобод человека направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.

Одно из оснований такой классификации - генерационное. Согласно этому подходу права могут быть отнесены к поколениям прав человека, под которыми понимаются основные этапы развития этих прав, связанные с формированием представлений об их содержании, а также с изменением механизмов их обеспечения.

В настоящее время можно выделить четыре поколения прав человека.

Первым поколением традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, отражающих так называемую «негативную» свободу, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное». 18

Права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколения являются лишь «социальными притязаниями», т.е. не столько правами, сколько привилегиями, направленными на перераспределение национального дохода в пользу социально слабых. 19

Второе поколение - социально-экономические права человека - сформировалось в XIX в. в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса.

Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и Второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными «идейными вдохновителями» этого поколения прав стали социалисты; важную роль сыграли и «новые либералы» (Т.Х. Грин, Л.Т. Хобхауз, Дж.А. Хобсон, в России - П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы. 20

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала и оказала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».