Смекни!
smekni.com

Теория прав человека (стр. 1 из 17)

Теория прав человека

Введение

Выбор темы данной дипломной работы - «Теория прав человека» обусловлен ее актуальностью и значением для юридической науки и практики, в силу того, что, во-первых, необходимым фактором обеспечения оптимального взаимодействия личности, общества и государства выступают социальные обязанности, без которых невозможным становится существование любой человеческой общности и цивилизации, во-вторых, в жизни часто случается так, что государство встает над обществом и начинает диктовать ему свою волю, попирать его интересы. Чтобы предотвратить подобное, в каждом государстве существует конституция, являющаяся гарантом нерушимости прав человека и гражданина. Поэтому прежде всего встает вопрос о понятии прав человека и гражданина, о понятии его обязанностей, то есть о том, что является составляющей такого сложного понятия как статус личности, в-третьих, в нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Целью данной работы является исследование особенностей теории прав человека.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- показывается понятие и виды прав и свобод человека

- описываются гарантии реализации прав и свобод человека

- рассматриваются юридические обязанности личности

- показывается правовой статус личности.

Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся при применении правовых норм, регламентирующих права человека.

Предмет исследования включает в себя: общую характеристику прав и свобод человека, а также гарантии реализации прав и свобод человека.

При работе над данной темой использовались общие и частно – научные принципы и методы исследования: системный, сравнительно-правовой, историко-правовой и инструментальный методы исследования.

Были изучены и проанализированы работы дореволюционных и современных отечественных ученых, занимавшихся проблемами прав человека и гражданина: Чичерин Б.Н. «Курс государственной науки»; Кистяковский Б.А. «Социальные науки и право»; Гаджиев Г.А. «Основные экономические права: сравнительное исследование»; Ковалевский М.М. «Учение о личных правах»; Коркунов Н.М. «Общественное значение права»; Дмитров А.И. «Социальное государство и духовная культура» Малинова О.Ю. «Три поколения прав человека»; Лукашева Е.А. «Права человека»; Поленина С.В. «Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект»; Рудинский Ф.М. «Гражданские права человека: общетеоретические вопросы»; Венгеров А.Б. «Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института»; Воеводин Л.Д. «Юридический статус личности в России» : (учеб. пособие); Лукашева Е.А. «Общая теория прав человека»; Патюлин В.А. «Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений)»; Гурлев А.В. «Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства» и др.

ГЛАВА 1 Понятие и виды прав и свобод человека

1.1 Понятие прав и свобод человека как важнейших принципов права

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода», идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем «свобода» при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей. В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.

Наиболее важным является трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.

Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.

Таким образом, говоря о понятиях «право» и «свобода», следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина 1 о наличии в них сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства.

Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения некоторых авторов, считающих эти понятия идентичными, указывая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора. 2

Разграничение понятий «право» и «свобода» имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству. 3

Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий. 4

Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Монтескье, Руссо и др.

В древней философии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности. 5

Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения «со знанием дела». 6

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской. 7

Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку с момента рождения, а вступая в общество, люди обретают гражданские права. Правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538-1645) выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

На начальном этапе английской революции демократические силы выступали за религиозную свободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа. 8

Существенный вклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII в. Дж. Локк, включивший в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу и имущество.

Однако для него характерен реалистический переход к пониманию свободы. Он пишет: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека». 9

Основной идеей относительно прав и свобод человека, которая обсуждалась в период буржуазных революций в конце XVIII в., было «равенство возможностей». Принцип правового равенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует, значит, в данном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни. Где этого принципа нет, там нет и права как такового.

Однако формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права. «Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом, или иными факторами». 10