Смекни!
smekni.com

Новгород (стр. 4 из 5)

Смена князей на Новгородском престоле происходила довольно часто . За 2 столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз , иные продерживаясь всего несколько месяцев . Ослабление великокняжеской власти приводило к постепенному усилению роли посадников и расширению их функций . Они не только контролировали действия князей , но и становились главными магистратами республики , сосредоточившими в своих руках всю полноту исполнительной власти .

Следует отметить , что в отдельные периоды власть князей усиливалась , и чаще всего это происходило во времена военной опасности . Так , например , в середине 13 века , когда с запада Новгороду угрожали немецкие рыцари - крестоносцы и шведы , а с юга татары .

В годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя , сильной рукой и осмотрительной политикой охранявшим новгородскую землю . Когда Александр Невский покинул Новгород , чтобы занять великокняжеский престол , новгородцы признавали его власть , вернувшись к древней традиции признавать господином Новгорода великого князя , как было во времена Киевской руси .

Таким образом до падения новгородской самостоятельности в 1478 году новгородским князем считался тот , кто получал от татарских ханов особый документ- ярлык на великое княжение .При этом новгородцы добились от князей признание своих вольностей : князья не вмешивались во внутрение дела республики , ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изредко приезжали в Новгород , оставляя там своих посадников .

Духовная и культурная жизнь древнего края

Православная вера была идеалогической и морально - нравственной основой жизни средневнкового общества . Во главе Новгородской церкви стоял архиепискои , следует отметить , что другие русские епархии управлялись епископами . Ещё одна отличительная черта - выборность поста архиепископа . В 1156 году новгородцы впервые избрали своим духовным пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы владык .

Интересно , что обряд избрания архиепископа проводился по двухступенчатой системе . Сначала на обычном месте вечевых собраний - Ярославовом Дворе , новгородцы называли трёх кандидатов , чьи имена записывались на листках пергамента ("Жребии") и запечатывались посадником . Затем новгородцы переходили на противоположный берег Волхова и собирались у стен Софийского собора , где служилась литургия ." Жребии "во время службы находились на престоле собора , и после её окончания слепец или ребёнок наугад брал один из них . Имя написанное в " Жребии " немедленно оглашалось собравшимся .

В 14 веке стали считать , что более угоден богу тот, чей жребий остался на престоле , поэтому протопоп Софийского собора брал с престола сначала один " жребий " , а затем другой , и зачитывал имена . И только потом оглашали имя нового владыки , которого тут же с почётом возводили на сени Святой Софии .

Чаще всего это были авторитетные лица из настоятелей монастырей или представителей приходского белого духовенства . Однако бывали случаи , когда избранный в архиепископы не имел даже сана священника . Так в 1359 году архиепископом был провозглашён Алексей - ключник собора Святой Софии.

Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали кровопролитные столкновения , благославляя противников и уговаривая стороны не проливать кровь своих сограждан.

Благословение владыки было обязательным реквизитом всех договоров Новгорода с русскими князьями и иностранными государствами . Мощь церкви подкреплялась огромными материальными благами , которые , в основном , состояли из земельных угодий , доходов от них , пожертвований частных лиц и других доходов. К ним , в частости , относились доходы от владычего суда , который разбирал преступления против морали и нравственности.

Любое преступление против церкви искупалось только большим денежным штрафом , шедшим в пользу архиепископа . Кроме того было обязательным скрепление разных поземельных актов печатью владычного наместника ,за что , естественно ,собиралась пошлина в три белки .

Богатейшая казна новгородских владык , именовавшаяся софийской , не раз использовалась для общегосударственных нужд - строительство первых каменных стен Новгородского Кремля , укрепления Торговой стороны , возведение церквей , выплату контрибуций , выкуп взятых в плен новгородцев и.т.д.

Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным делом , не случайно именно в Новгороде , впервые на Руси в середине 14 века появилось еретическое движение стригольников , просуществовавшее около ста лет . Стригольники , подобно последующему движению Боголюбцев , боролось за чистоту веры.

Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры . Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки , однако уже тогда начали появлятся специфические новгородские черты . Во второй половине 12 века новгородские зодчие создают новый тип храма . Заказчиками строительства выступают уже , как правило , не князья , а бояре .

Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361) год , Спаса Преображения на Ильине (1374 год ), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год ) . В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины 14 века , более поздние церкви отличались богатым убранством , а внутри расписывались фресками .

Следует отметить , что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая покраска , сильная , смелая , с мазками , положенными уверенной рукой . Пример тому - яркие , сочные цвета иконы " Никола " , написанной в 1294 году Алексой Петровым ; иконы " Битва новгородцев с суздальцами " созданной в 15 веке неизвестным художником .

Военная слава Новгорода

В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоятельную внешнюю политику . Вначале основной её целью было расширение государственной территории . В 13 - 15 веках главной задачей стало сохранение в непрекосновенности границ новгородской державы и защита государственной самостоятельности новгородской республики . Для того , чтобы добиться выполнения указанных задач Новгороду приходилось вести войны , отправлять осольства , заключать договора , вступать в союз и расторгать союзнические отношения . В целом , несмотря на отдельные неудачи сила новгородского войска и искусство новгородских дипломатов обеспечивали выполнения обеих задач .

Особенно тяжёлые испытания выдержал Новгород в 13 веке . Выдающейся была роль новгородцев в отражении крестоносной агрессии с Запада . Не прекращались попытки немецких и шведских рыцарей овладеть русскими землями и в дальнейшем . Первые века существования Новгорода сильных врагов у его границ не было , поэтому новгородское войско главным образом совершало походы на север , восток и юго-восточную Прибалтику с целью расширения территории Новгородских земель . В то же время новгородцы на стороне одного или другого князя иногда участвовали . Вспопомним как новгородское войско помогло Ярославу Мудрому завладеть великокняжеским престолом .

Во второй половине 12 века - первой четверти 13 века новгородцы сталкивались с Владимиро- Суздальскими князьями , стремившимися подчинить Новгород своему влиянию .

Например в 1170 году огромное войско , посланное Андреем Боголюбским подошло к неукреплённому тогда ещё Новгороду . Победа новгородцев у стен города самим победителям казалась чудом . Они считали , что выиграли битву только благодаря помощи пресвятой Богородицы . С тех пор икона Знамения Богородицы , которая , по приданию , спасла Новгород , стала одной из самых почитаемых реликвий .

В 1216 году новгородцы вмешались в борьбу между сыновьями владимиро-суздальского князя Всеволода Большое гнездо . Войско , основу которого составляли новгородцы под предводительством князя Мстислава Удалого , наголову разбило многочисленную владимирскую рать в битве на реке липецы .

Каким же было новгородское войско , в чём секрет его победоносности ? Основу новгородского войска составляло ополчение : бояре , житьи люди , ремесленники , крестьяне . В него не входили только не свободные жители и священнослужители . Люди посостоятельнее отправлялись воевать на конях . Бедные бились в пешем строю . Впереди войска располагались лучники , осыпавшие врага градом стрел .

Вместе с ополчением в походы выступал и князь . Наличие в новгородском войске нескольких сотен княжеских дружинников , хорошо вооружённых и обученных укрепляло его боеспособность . Общая численность войска , которое могла выставить новгородская земля было 30 - 40 тысяч человек. Но это было только в последний период новгородской независимости , и причём в критические моменты . Обычная же численность войска при походе составляла 5 - 10 тысяч человек .

Из защитного вооружения особенно распространены были кольчуга и щит , много образцов которых нашла археологи .

В 13 веке кольчугу стал вытеснять "доспех" - рубашка с надежно закреплёнными на ней , заходящими друг на друга металлическими пластинками наподобии чешуи . Судя по летописям , "доспех" имел каждый свободный новгородец и при случае пользовался им . Для защиты головы использовались разнообразные шлемы.

Наступательное оружие было двух видов - дальнего и ближнего боя . Главным орудием ближнего боя были прямые двухлезвийные мечи и копья . В 14-15 веке двуручный меч стала постепенно вытеснять сабля . Копья были , главным образом , ударным оружием . Наиболее мощные из них , с наконечником в виде листа лавра , назывались рогатинами . Были и лёгкие метательные копья - сулицы . В рукопашной схватке пользовались ножами , топорами , кинжалами , булавами , кистенями , шестопёрами .