Деятельность оппозиционных партий в Алжире до начала 1990-х была запрещена. Это относилось как к организациям, которые были созданы бывшими противниками Бен Беллы из ФНО (Фронту социалистических сил Хосни Аит Ахмеда, Революционной социалистической партии Будиафа и др.), так и к Алжирской коммунистической партии (основана в 1934, с 1966 называлась Партией социалистического авангарда). Сторонники этих партий, а также движения последователей Бен Беллы вынуждены были эмигрировать или работать в подполье.
После легализации оппозиционных партий возобновили деятельность Фронт социалистических сил, обладавший поддержкой населения в берберских районах, Движение за демократию в Алжире (партия сторонников Бен Беллы) и бывшие коммунисты. Одновременно возникли новые партии: Исламский фронт спасения (ИФС), который выступал за создание в Алжире «исламского государства», Объединение за культуру и демократию (светская партия, которая требовала развития культурной автономии берберского населения), различные троцкистские организации и т.д.
В январе 1992 ИФС был запрещен и ушел в подполье. Фундаменталисты повели вооруженную борьбу с властями Алжира. Позднее ряды ИФС раскололись: часть его лидеров стала выступать за мирное соглашение, крайние образовали новые повстанческие группировки – Вооруженную исламскую группу и Исламскую армию спасения. С другой стороны, возникли умеренные исламистские партии (Движение обновления «Ан-Нахда», Движение за исламское общество «Хамас», преобразованное затем в Движение общества мира, и др.), которые вписались в политическую систему страны и были допущены к власти на вторых ролях.
Судебная система
Судебная система Алжира основана на тех же принципах, что и французская. В стране существует единая система судопроизводства, включающая Верховный суд, 183 суда низшей инстанции и 33 апелляционных суда. Имеются также три специальных суда для рассмотрения дел об экономических преступлениях и военный трибунал, в состав которого наряду с гражданскими судейскими чиновниками входят военные юристы.
В начале 1990-х годов военное руководство Алжира приостановило деятельность почти всех государственных институтов, в том числе и судебных инстанций. Судьбу преступников решали военные трибуналы, приговоры которых отличались особой строгостью. В начале 1990-х годов судебные дела по случаям нарушения режима чрезвычайного положения, в отличие от обычных гражданских и уголовных дел, стали передаваться на рассмотрение военных трибуналов.
Вооруженные силы
После завершения войны за независимость Армия национального освобождения Алжира (АНО) была преобразована в Национальную народную армию (ННА). В 1993 ее численность составляла 105 тыс. человек. В независимом Алжире армия являлась не просто военной силой, но и одной из ведущих политических организаций. В январе 1992, когда фундаменталистский Исламский фронт спасения был близок к завоеванию большинства мест в представительных органах власти, армейское руководство отменило результаты выборов и установило в стране чрезвычайное положение.
Военно-морские силы Алжира насчитывают 6,7 тыс. человек (1993), а военно-воздушные силы имеют в своем составе 10 тыс. военнослужащих и более 200 единиц боевой и вспомогательной авиационной техники.
Международные отношения
В 1960–1970-х годах внешняя политика Алжира основывалась на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к военно-политическим блокам, поддержки национально-освободительных движений. Алжир является членом Лиги арабских государств, Организации африканского единства и Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), активным членом Арабского фонда развития Африки. В октябре 1987 Алжир был избран в Совет безопасности ООН, а в 1988 Шадли Бенджедид приложил немало усилий для урегулирования отношений между восточными соседями Алжира – Ливией и Тунисом. Кроме того, в 1988 произошло восстановление алжиро-марокканских дипломатических отношений, прерванных из-за противоречий по вопросу о будущем Западной Сахары.
В феврале 1989 в Марокко представители Алжира, Ливии, Мавритании, Марокко и Туниса достигли соглашения о создании Союза арабского Магриба, который предусматривал поэтапное развитие экономической интеграции и координацию политики в области обороны и безопасности.
В начале 1990-х годов на Францию приходились почти 20% всех импортно-экспортных операций Алжира. Во Франции постоянно проживает более миллиона выходцев из Алжира; кроме того, в самой бывшей колонии насчитывается значительное число франкофонов, что привело к созданию своеобразной франко-алжирской культуры. Франция оказывает всестороннюю поддержку нынешнему военному режиму в борьбе с радикальным исламизмом.
Отношения между Францией и Алжиром еще более укрепились при президенте Бутефлике. Он рассчитывает на поддержку французской стороны в привлечении иностранных капиталовложений в алжирскую экономику и в обеспечении ассоциации Алжира с Европейским Союзом. Одновременно новый президент страны стремится нормализовать отношения с Марокко, которые вновь ухудшились в 1994, когда из-за разногласий между двумя странами из-за проблемы Западной Сахары граница между ними была закрыта.
Дипломатические отношения между Алжиром и США, прерванные во время арабо-израильской войны 1967, были восстановлены в 1974.