Хотя португальцы колонизировали Анголу еще в конце 15 в., ее границы были определены лишь на Берлинской конференции 1884–1885, на которой западноевропейские колониальные державы разделили между собой территорию Африки. В 1951 Ангола стала заморской провинцией Португалии. Вооруженная борьба народа Анголы против португальского колониализма началась в 1961. Основные силы национально-освободительного движения были сосредоточены в трех военно-политических организациях: Народном движении за освобождение Анголы (МПЛА, создано в 1956), Национальном фронте за освобождение Анголы (ФНЛА, создан в 1962) и Национальном союзе за полную независимость Анголы (УНИТА, создан в 1966). Португальцы были полны решимости сохранить свое господство в этой части Африки и развернули безжалостную борьбу с повстанцами. В результате военного переворота 1974 к власти в Португалии пришло новое правительство, которое приняло решение прекратить войну в Анголе и предоставить ей независимость. После обретения независимости МПЛА провозгласила создание Народной Республики Ангола и приняла в качестве государственной идеологии марксизм-ленинизм. ФНЛА и УНИТА боролись против МПЛА, но к 1979, несмотря на заявление о создании объединенных вооруженных сил обеих группировок, ФНЛА фактически прекратила свое существование. С тех пор борьба за власть велась между МПЛА и УНИТА. В 1990 МПЛА заявила об отказе от марксизма и согласилась на переход к многопартийности и рыночной экономике. В 1992 были проведены выборы. В настоящее время Ангола является государством с многопартийной системой управления при сохранении сильной президентской власти.
В территориально-административном отношении страна разделена на 18 провинций во главе с назначаемым губернатором и местным законодательным органом. Провинции делятся на советы, коммуны, округа, районы и деревни.
Ангола – член ООН, Организации африканского единства и Сообщества развития Юга Африки (САДК).
Политические партии
МПЛА выступала от имени всех ангольцев, но наибольшей поддержкой пользовалась среди кимбундуязычного населения провинции Луанда. Поскольку ее деятельность была запрещена, бойцы движения действовали с баз, расположенных на территории соседних стран (Заира и др.). Главной опорой созданного Холденом Роберто ФНЛА было население северных районов страны, говорящее на киконго. Лидер УНИТА Жонас Савимби опирался на умбундуязычное население. Накануне выборов 1992 в стране возникли другие небольшие партии, но ни одна из них не пользовалась широкой поддержкой населения.
Экономика
Потенциально Ангола – одна из самых богатых стран Африки с обширными территориями, занятыми плодородными землями, богатейшими гидроэнергоресурсами, запасами нефти, алмазов и других полезных ископаемых. Однако в результате гражданской войны экономика была разрушена, а доходы от прибыльных нефтяной и алмазной отраслей направлялись преимущественно на военные расходы.
В 1973, последнем и самом удачном в экономическом отношении году колониальной эпохи, доля нефти и кофе в поступлениях от экспорта составляла соответственно 30% и 27%. Значительная прибыль была получена и от экспорта алмазов и железной руды. Оборотной стороной колониальной экономики, среднегодовые темпы роста которой в 1960–1974 оценивались примерно в 8%, было использование принудительного труда африканцев в сельскохозяйственном производстве и опора на португальцев в тех сферах, где требовался квалифицированный труд. В принадлежавших португальцам хозяйствах производилось 86% всей сельскохозяйственной продукции Анголы. Португальские торговцы обеспечивали товарообмен между городом и деревней. Португальские поселенцы были главными потребителями продукции местных промышленных предприятий, на которых в основном работали они сами.
После провозглашения независимости Анголы практически все португальские поселенцы выехали из страны, и экономика пришла в упадок. Бывшие португальские предприятия перешли под управление новых государственных компаний, которые не имели опыта организации производства. Процветала только нефтяная промышленность, поскольку с 1968, когда в Анголе началась добыча нефти, все предприятия нефтяной отрасли находились под контролем крупных международных компаний. К середине 1980-х годов продажа сырой нефти приносила свыше 90% экспортных поступлений и более 50% государственных доходов. Большая часть других отраслей экономики, за исключением добычи алмазов, косвенно поддерживалась за счет доходов от экспорта нефти. Тяжелый кризис переживало сельское хозяйство. В середине 1980-х годов в Анголе действовало более 20 нефтяных компаний из США, Франции, Италии, Японии и Бразилии. Крупнейшей из них была «Кабинда галф», с 1984 дочерняя компания корпорации «Шеврон». Крупнейшие нефтяные месторождения находятся в прибрежных водах в районе Кабинды, остальные расположенные главным образом на шельфе южнее устья р.Конго. С 1980 по начало 1990-х годов производство сырой нефти возросло с 28 тыс. т до 70 тыс. т в сутки. В 1980-х годах в нефтяную отрасль Анголы ежегодно вкладывалось в среднем более 400 млн. долл., даже после возобновления в 1992 военных действий нефтяные компании энергично добивались предоставления им права на разведку нефтяных месторождений.
Продукция нефтяной и смежных отраслей составляет приблизительно 50% ВВП. Производя ежегодно нефти на сумму 4,5 млрд. долл., Ангола занимает второе место по добыче нефти в Тропической Африке. В настоящее время суточный объем производства нефти составляет более 100 тыс. т.
Львиная доля бюджета тратилась на оборону и закупку продовольственных и потребительских товаров для городского населения. Несмотря на значительные ассигнования на оборону, по мере интенсификации боевых действий в стране практически стало небезопасно добираться наземным транспортом в сельские районы. Основные зернопроизводящие районы находятся в пределах центрального плоскогорья и южной провинции Уила, а городское население сконцентрировано преимущественно в Луанде, связанной с административными центрами провинций дорогостоящим воздушным транспортом. В результате подавляющее большинство сельских жителей вернулись к традиционному натуральному хозяйству. Государственные агрофермы и немногочисленные частные товарные хозяйства выращивали экспортные культуры, но в очень небольших объемах. На практике большая часть земель таких хозяйств была захвачена крестьянскими семьями для ведения натурального хозяйства. В потребительском секторе сельского хозяйства занято 80–90% населения, а его доля в ВВП составляет лишь 12%. До тех пор, пока сельскохозяйственные районы не были вовлечены в орбиту военных действий, их население могло себя прокормить. Большинство сельских производителей не имело возможности реализовать излишки урожая, а если они даже ухитрялись что-то продать, то были лишены возможности что-либо приобрести на вырученные деньги. Ощутимо снизились и поставки основного сельскохозяйственного инвентаря – мотыг. Все больше крестьян переходило к выращиванию менее прихотливых культур – маниока, проса и сорго. Десятки тысяч сельских жителей бежали от войны и искали спасение в городах. В настоящее время в городах проживает ок. 32% населения страны.
Централизованная государственная экономическая система независимой Анголы вступила в противоречие со структурными изменениями, произошедшими в обществе, и в результате в стране сформировался т.н. «черный» рынок (или параллельная экономика), породивший разгул коррупции. С 1987 руководство страны совместно со Всемирным банком и МВФ проводило реформы, направленные на создание национальной рыночной экономики. Однако руководство Анголы не могло решить такие серьезные проблемы как полная изоляция города от деревни и постоянно ухудшающиеся условия жизни в перенаселенных городах. Отсутствие соответствующего законодательства, применимого как к государственному, так и частному секторам экономики, а также многолетняя война породили труднопреодолимые препятствия на пути к возрождению экономики и ее реформированию. Несмотря на то, что установившийся в Анголе мир непрочен, в последнее время экономический рост происходит довольно высокими темпами – 9% в 1966 (в 1990–1995 происходило сокращение ВВП на 4,1% в год). Эти успехи достигнуты благодаря увеличению добычи нефти. В настоящее время по величине ВВП Ангола занимает второе место среди стран Южной Африки и третье – в Тропической Африке.
Культура
Образование
Во времена португальского колониализма немногие ангольцы могли получить образование. К 1975 менее 5% взрослого населения умели читать и писать. После провозглашения независимости система начального образования в Анголе стала быстро развиваться, однако в сельской местности более половины детей не были охвачены системой школьного образования. В середине 1980-х годов лишь 12% трудоспособного населения Луанды получили начальное образование, за пределами столицы этот показатель был еще ниже. В стране насчитывалось всего несколько сотен людей с университетскими дипломами.
Принятая в Анголе система начального образования предусматривает восьмилетний срок обучения, причем четыре года являются обязательными. Система среднего образования включает обучение на курсах подготовки к поступлению в университет, в технических и педагогических учебных заведениях. Основанный в 1976 университет им. Агостиньо Нето имеет филиалы в Луанде, Уамбо и Лубанго. Преподавание ведется на португальском языке, предпринимаются усилия по более широкому использованию в системе начального образования африканских языков.
Литература
Запись устного творчества народов Анголы ведется с конца 19 в. В 1882 начал выходить первый литературно-художественный журнал «Футуру ди Ангола» («Будущее Анголы») на португальском и кимбунду языках. В 1901 в стране был опубликован манифест под названием Глас вопиющей Анголы в пустыне, в котором выражался протест против португальского колониализма.