Но на рубеже веков ситуация изменилась. Интегрированность и информированность общества заставила население обратить большее внимание на политику, заинтересоваться ею. Происходит глобализация интересов человека. Однако, осталось нежелание участвовать в политической игре по старым правилам, либеральная демократия сама по себе стала раздражать "народ", ибо приглашает его заняться тем, чего он не хочет и как он не хочет, ибо предлагает слишком сложную систему политической деятельности, построенную на строгом разделении властей и постоянных поисках компромисса между различными партиями, социальными группами, ветвями власти и т.д.
Между тем система либеральной демократии продолжала развиваться. Появилось редкое ранее всеобщее избирательное право, еще больше облегчившее проницаемость элиты. На элиту таким образом оказалось можно влиять.
Таким образом в сознании простого обывателя возникает противоречие. С одной стороны, он интересуется политикой и думает, что знает ответы на существующие политические проблемы. Более того, он видит возможность свои политические представления выразить, всеобщее избирательное право дает ему основания полагать, что в государственной власти нет ничего божественного и недоступного. Но с другой стороны, его раздражает старая демократическая система, он не согласен играть по старым правилам, полагая их жульническими; он желает влиять на ситуацию непосредственно. Это противоречие не может не порождать небывалой ранее опасности колоссальных революционных потрясений.
При этом понятно, что власть должна каким-то образом реагировать на новую ситуацию. Решение проблемы находится в превращении существующего уже национализма в ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ, что позволяет достичь некоторого консенсуса с заинтересовавшимся политикой обывателем. (Франко-прусскую войну, по известному выражению, выиграл прусский школьный учитель, то есть та самая система стандартизированного образования, роль которой особенно возрастает на рубеже веков). Национализм становится государственным даже в тех странах, которые являются скорее реликтами традиционного аграрного общества, чем национальными государствами (Российская, Австро-Венгерская, Османская империи). В связи с этим интересно проследить изменение структуры международных отношений, которые к десятым годам ХХ века окончательно переходят на позиции откровенного национального эгоизма, не сдерживаемого ни традиционно легитимными, ни религиозными, ни моральными нормами. Неписаным законом в отношениях между государствами становится фраза немецкого военного теоретика К. Клаузевица "политика есть продолжение войны другими средствами". Такое положение не может не вести к большой войне.
6. Эта большая война готовилась и технически. Военные с радостью восприняли средства более эффективного ведения боя, позволяющие за короткое время без серьезных усилий уничтожить большое количество вражеской живой силы. Появляется стрелковое оружие с большой скорострельностью - пулемет, автоматическая винтовка; появляется способ эффективной разведки и нанесения неожиданных ударов - военная авиация; появляется кажущаяся неуязвимой военная машина - танк; на море господствуют вооруженные мощнейшей артиллерией дредноуты и подводные лодки; появляется метод уничтожения живой силы врага вообще без участия большого количества солдат - отравляющие газы.
Применение такого вооружения самым радикальным образом меняет сам характер войны. Ранее всегда исход боя зависел от того, как хорошо стреляет, колет, рубит, держит строй, ездит верхом и т.д. отдельный солдат (чем лучше солдат, тем лучше армия). Теперь каждый отдельный солдат становится не важен, сам по себе он не представляет действительно сильной боевой единицы. Солдат в этих условиях нужен лишь как пушечное мясо, важно количество солдат, которым государство может пожертвовать ради победы.
Характер новой войны будет отличаться от старого тем, что целью боевых действий станет не захват территорий, не нанесение ударов по стратегически важным местам фронта противника и не штурмы городов. Целью сражений станет уничтожение живой силы противника, война на истощение. Соответственно война потеряет мобильность и превратится в войну позиционную.
Еще одна весьма важная характеристика новой войны заключается в том, что, если солдаты представляют собою пушечное мясо, то этого пушечного мяса должно быть много. Таким образом новая война не может не быть массовой, то есть войною, в которую вовлечена большая часть населения. Общество более не отделено от войны, почти любая война становится "отечественной".
7. КУЛЬТУРНАЯ жизнь этого времени характеризуется понятием "кризис гуманизма". Традиционные ценности западной цивилизации человеческая личность и рациональное мышление приходят в непримиримое противоречие, и то, о чем раньше задумывались только философы (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Карл Маркс, Серен Кьеркегор, Владимир Соловьев) и писатели (Федор Достоевский хотя бы) становится главной темой эпохи.
С одной стороны развитие науки (эволюционная теория Дарвина, открытие электрона, радиоактивности, специальная теория относительности, появление генетики и открытие законов наследственности, успехи медицины в борьбе с болезнями, которые ранее казались неизлечимыми, наконец, проникновение в глубины человеческой психики - открытие феномена бессознательного) рождало новую мифологию. Основой ее была идея всемогущества науки, а следовательно - всемогущества человека. (Недаром в это время переживает расцвет жанр science fiction - научно-технической фантастики). Миф этот исходит из того, что наука может объяснить все; а раз мир можно научно объяснить, то его можно инженерно изменить, усовершенствовать (именно этот миф делал столь пугающе реальными попытки реализации утопий, люди, претендовавшие на знание научной истины об обществе, претендовали и на научное управление ходом его развития). Таким образом человек становится всесильным, но лишь как слуга универсальных законов, особенно - законов общественного прогресса, то есть всесильным он делается только как выразитель "объективных", то есть научно обоснованных интересов общества. Сам же по себе, как уникальная и на других не похожая личность, никакой ценности он не имеет, то есть миф о науке растворяет человека в обществе.
Другим следствием столкновения рационального и личного стало явление, над которым мы довольно редко задумываемся. С одной стороны всем более или менее образованным людям известно, что рубеж веков и начало ХХ века есть период невиданного взлета искусств, более того, рождается новое искусство, чего не случалось в человеческой истории более 2,5 тысяч лет: появляется кино. С другой стороны сами деятели искусства этого периода склонны определять свою художественную деятельность французским словом decadence, то есть "упадок". Как это понять? Почему не renaissance, откуда такое самоуничижение? Из-за названного противоречия болезненной проблемой художников этого времени становится выражение своей личностной уникальности. Как говорил Сезанн, изображая кошек: "Настоящих кошек производит мой кот, а я занимаюсь живописью", то есть самовыражаюсь по их поводу. "Я, гений Игорь Северянин...". Или Маяковский: "Я люблю смотреть, как умирают дети". Именно это конфликт рождал с одной стороны неприятие существующего общества и презрение к нему, а с другой - предчувствие катастрофы, нашествия "новых варваров" на изнеженную и извращенную в своей цивилизации Европу. Отсюда такое обилие эсхатологических (о конце света) мотивов, чего совершенно не было в начале или середине XIX века.
8. Все вышеназванные моменты (экономические - монополизация, укрупнение и стандартизация производства, стандартизация потребления; социальные - рост интегрированности, связности общества; политические - заинтересованность широких слоев населения политикой, но нежелание играть по старым либеральным правилам, смена приоритетов международной политики, забвение легитимных принципов; изменение характера возможной новой войны - войны позиционной и массовой; культурные - мифологизация науки, кризис гуманизма, непримиримое противоречие личного и разумного), все эти изменения, появившиеся благодаря новейшим техническим изобретениям, создавали общество с совершенно новыми характеристиками. Что же такое МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО?
Говоря о человеке вообще, мы, как правило, неявно исходим из того его определения, которое дал Аристотель. "Человек есть животное политическое, наделенное разумом". Слово "политическое" здесь происходит не от слова "политика" в современном его смысле, а от древнегреческого "полис", то есть гражданская община, что для эллинов было синонимом "общества" как такового. Таким образом, у Аристотеля "политический" = "социальный". Американский социолог ХХ века Г. Мид, отвечая на знаменитый вопрос: "что изначально - общество или личность?", вводит понятие "социальность" как фундаментального определяющего качества человека. То есть как общество является совокупностью социализированных (приспособленных для жизни в нем) индивидов, так и человек как разумное существо возможен лишь в обществе и проявляется только через созданные обществом институты.
Американский же ученый У. Корнхаузер выделяет три уровня человеческой социальности, то есть три уровня удовлетворения потребности человека в себе подобных, каковая потребность естественна для "политического животного" не меньше, чем потребность в пище, сне и т.д. Первый уровень - это уровень ближайшего человеческого окружения, то есть прежде всего семьи, в более ранних обществах - рода, уровень совершенно недостаточный даже для родового общества: род никогда не существовал в изоляции, семья тем более. Семья - во многом продолжение самого человека, она не только социальна, но и биологична, ибо служит продолжению рода, человеку же потребен уровень общения более социализированный, более насыщенный социальными и культурными смыслами и порождающий эти смыслы. Второй уровень - это уровень социальной группы, общины, ремесленного цеха, аристократического "света", церковного прихода. Именно на этом уровне формируется личностный статус человека, дается его общественная оценка, происходит социальное самовыражение. Поэтому второй уровень представляется ключевым. Третий, самый широкий уровень социальности - это уровень общества в целом, в XIX веке - уровень нации и государства, а в более ранние периоды, в аграрном обществе этот уровень описывался понятиями: христианский мир (populus christianus) средневековой Западной Европы, мир ислама или Русская земля, хотя бы и состоящая из отдельных княжеств. Этот уровень определяет место человека в Космосе, в универсальном миропорядке или в обитаемом мире человеческой ойкумены.