Смекни!
smekni.com

Тоталитаризм: явление и сущность (стр. 2 из 3)

4. Обязательным и важнейшим ПОЛИТИЧЕСКИМ признаком тоталитаризма, вторым якорем государства, наряду с системой "приводных ремней", является система ФИЗИЧЕСКОГО ТЕРРОРА. Тоталитарные режимы и вошли в историю прежде всего как режимы террористические. Очевидная преступность и омерзительность масштабных репрессий заставляла считать государственный террор основной характеристикой тоталитаризма. Но, как мы видели, основа таких режимов- в другом. Репрессивно-полицейское государство - еще не тоталитарное государство. Однако, государственный террор против населения неотъемлемая и важная черта строя.

Какова цель государственного террора в условиях массовой энтузиастической поддержки? Целей этих несколько.

Изначально террор - не массовый и не слишком жестокий был не более, чем средством подавления оппозиции. Когда ее не осталось, он стал средством подавления возможной оппозиции, средством недопущения самой мысли о возможности таковой. "Ночь длинных ножей" в Германии, процессы против "троцкистко-зиновьевских ублюдков" в СССР - уже не борьба с оппозицией. Власть чувствует себя уже достаточно уверенно, и террор вовсе не является признаком слабости режима. Основная цель репрессий лежит не в необходимости бороться за власть или ее удерживать с помощью силы.

Мы видели, что экономическая и политическая стабилизация могут вести к демассовизации. А это - уже реальная угроза тоталитарной власти. Выход - фиксируя массовое состояние общества, политизируя его через "приводные ремни", стараться не допускать стабилизации. Другими словами, общество должно пребывать в постоянном кризисе. Такая цель очень редко открыто декларируется властью, но всегда имеется ввиду. Совершенно открыто заявляли об этой цели Троцкий (теория перманентной революции - мировой, конечно) и Мао Цзэдун ("Культурная революция" имела цель революционизировать, взбудоражить страну, в которой уже довольно долго существовал режим коммунистов). Постоянный (перманентный) кризис, сознательно поддерживаемый государством, можно наблюдать и в СССР (индустриализация, коллективизация), и в Германии (милитаризация страны, внешняя агрессия), и в Китае ("Большой скачок" и "Культурная революция"). Террор, массовые репрессии одной из целей имеют создание как раз такого перманентного кризиса, в котором население не должно чувствовать себя спокойно.

С этим связаны и другие цели репрессивной политики. С помощью системы террора создается еще один "приводной ремень", масса постоянно получает образ врага, с которым следует бороться всеми силами. Идеологическое обоснование террора ("Усиление классовой борьбы по мере продвижения к социализму" в СССР, мировой еврейский заговор в Германии) - способствуют повышению уровня политизации населения, призывая оное к повышенной бдительности (доносительству) и возбуждая в массе соответственные агрессивные и ксенофобские чувства. Все население включается таким образом в борьбу с гипотетическими шпионами, вредителями, врагами трудящихся или арийцев.

Еще одной важной целью террора является держать в постоянном напряжении не только население, но и управленческий аппарат. Ни один наделенный частичкой власти человек не должен чувствовать себя уверенным в своем положении. Сила бюрократического аппарата в тоталитарном обществе ни в каком случае не может стать поэтому самостоятельной и таким образом создать угрозу власти вождя. Все это касается и самих карательных органов.

Конечно, террор, если он масштабный, не может не вызывать вполне естественного страха в каждом человеке. Но этот страх, как ни странно, отнюдь не ослабляет энтузиастическую поддержку массой власти, а напротив того, служит вторым якорем, удерживающим население. (Современному школьнику, выросшему в совершенно новых, нетоталитарных и даже уже не массовых условиях, сложнее всего оказывается понять, что при ужасающих масштабах репрессий даже родственники и друзья репрессированных продолжали любить и поддерживать режим. В это просто отказываются верить, "так не бывает". Однако, фильмы и документы, иллюстрирующие, например, "Большой террор" в СССР, заставляют повериьть в кажущееся невозможным). Действительно, случаи отказа от родства с "врагом народа", супружеские, дружеские и другие предательства были нередки и как предательства не воспринимались, будучи вызваны не только страхом.

Наконец, самой простой, прагматической, а потому - особо циничной целью террора была цель экономическая. С помощью системы концентрационных лагерей (будь то в СССР, в Германии или в Китае) государство получало огромное количество совершенно бесплатной, а главное - легко восполняющейся рабочей силы, которую можно использовать на стройках, на рудниках, на лесоповале - словом, там, где условия труда наиболее критические, а часто - и вовсе убийственные.

5. Весьма важной ПОЛИТИЧЕСКОЙ чертой тоталитарных режимов является и ТЕРРОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ. Информационная и идеологическая монополия государства, недопущение никакого инакомыслия - естественная черта тоталитаризма.

Для того, чтобы система "приводных ремней" была достаточно эффективной, вся политизация должна строиться на тонко просчитанной и обязательной идеологической базе. Именно идеологическая нагруженность во многом и делает школу, профсоюзы, молодежные и женские организации, армию, "внешнюю партию" и т.д. "приводными ремнями". Следовательно, государство должно уделять идеологическим вопросам внимание особое.

Действительно, целые ведомства в тоталитарных государствах посвящают свою деятельность формулированию идеологических концепций, исходящих от "внутренней партии". Идеология эта должна прежде всего отвечать массовой ментальности. Мы уже видели основные идеологические формулы фашистов и нацистов; советская идеология, будучи изначально более сложной (марксизм), в конце концов была упрощена до уровня ее восприятия массой. Будучи сформулированными, идеологические догмы в обязательном порядке внедряются в систему "приводных ремней", и ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без них (от гуманитарных наук до массового спорта), ибо идеологизация жизни - один из главных инструментов ее политизации.

Все это позволяет говорить об ИДЕОКРАТИЧЕСКОМ характере тоталитарного государства, о таком характере, где все подчинено идее (построения коммунизма или арийского мирового господства). Любой научный труд, любое произведение искусства, любой акт местного, например, управления, - все вплоть до севооборота в сельском хозяйстве должно быть соотнесено с идеологическими установками.

При этом такие установки вовсе не должны были апеллировать к разуму. Они могли быть иррациональны или просто отдавать легким безумием (фразы типа "течет вода Кубань-реки, куда велят большевики"), ибо массовая ментальность не требует рациональности. Но при таких довольно неопределенных рамках, существовало очень жесткое требование: все идеологические установки должны быть единообразны: противоречия и сомнения массе непонятны (действительно непонятны). Поэтому государство весьма строго следило за каждым идеологическим актом, реализуя таким образом монополию в сфере интеллектуальной деятельности. Цензура, сокрытие и искажение информации - это просто средства реализации такой монополии.

6. Наконец, в качестве ПОЛИТИЧЕСКГО и одновременно - социального признака тоталитаризма следует назвать весьма высокую ИЕРАРАХИЧНОСТЬ общества. Впрочем, о собственно иерархии как способе структурирования общества, речь не идет.

В условиях, когда искусственно поддерживается состояние активного массового общества, социальная структура должна принять совершенно особый вид. Мы видели, что уже в классическом индустриальном обществе социальная иерархия сглаживается, и процесс этот усиливается в обществе массовом, обществе, живущем аксиомой "как все" (см. лекции 1, 2 и 3). О какой же иерархии можно говорить, имея это ввиду?

И тем не менее, иерархия в тоталитарном обществе весьма жесткая. Вершиной ее служит, кончено, фигура вождя. КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ обязателен для любого подобного режима, ибо в любви к квазирелигиозной фигуре лидера персонифицируются чувства массы в отношении государства. Вождь - воплощение власти, к которой каждый чувствует свою причастность. Вождь поэтому должен иметь личное касательство к каждому. Отсюда вытекает та сторона культа личности, которая утверждает, что лидер является лучшим специалистом во всех областях человеческой деятельности (великий художник и писатель Гитлер, лучший друг физкультурников Сталин, поэт и пловец Мао - все они корифеи во всем). Харизматический лидер непогрешим, неспособен ошибаться, имеет героическое прошлое, но аскетичен, прост ("как правда"), скромен и любит детей. Харизматический лидер одновременно близок, как друг или родственник, и далек, как бог, для каждого.

Вождь прочно занимает верхнее место в иерархии, смена его практически непредставима. Что же касается всех, кто ниже, то за ними место в пирамиде не закреплено. Тоталитарная иерархия в отличии от всех ей предшествующих не предполагает зависимость положения человека от его личных качеств (ума, красоты, силы, родословной). Тоталитаризм - явление массового общества, которое представляет собой, как мы видели, довольно размытую социальную структуру, которое уравнивает или стремится уравнять своих членов во всем, это общество одиноких одинаковых. А стало быть и в тоталитарном обществе отличия одного винтика в политической машине от другого минимальны. Таким образом, речь может идти об иерархии положения винтиков, об иерархии должностей, которые занимают более или менее одинаковые люди. В этих условиях естественна высочайшая социальная мобильность (свойственная для массового общества вообще и тоталитаризмом усиленная): смена места каждого винтика происходит стремительно, ни один долго не задерживается на своем посту. Рабочий легко делает карьеру, становясь, например, секретарем партийной организации цеха, завода, города, области. Министр внутренних дел становится министром водного транспорта (Ежов). Один из вождей "внутренней партии" в одночасье становится заключенным концентрационного лагеря. Человек молниеносно поднимается по социальной лестнице и так же молниеносно падает на самое дно. Человек легко перемещается и в горизонтальной плоскости, меняя (не самостоятельно, конечно, а по соответствующим указаниям и разрешениям) работу и специальность, что ведет к снижению компетентности во всех областях деятельности, место жительства (уезжая на "великие стройки" или будучи мобилизованным на трудовой фронт), семью (отказавшись от родственников "врагов народа"). Маргинальный характер массового общества, его социальную мобильность тоталитаризм таким образом усиливает и поддерживает.