Например, одновременно проходить через территориальное море в целях захода в морской порт Российской Федерации могут не более трех иностранных военных кораблей и других государственных судов одного иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или специальным решением Правительства Российской Федерации по случаю праздничного дня или знаменательной даты. Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом.
Необходимо отметить, что в законах, принятых некоторыми государствами содержатся отступления по вопросу о режиме территориального моря от положений, предусмотренных в Конвенции ООН по Морскому Праву. Например, в законах ряда государств установлен не мирный проход военных кораблей через территориальные воды, а разрешительный (Пакистан, НДР Йемен, Кения, Бирма, Сомали, Шри-Ланка) или уведомительный порядок (Гайана, Маврикий, Сейшельские острова, Индия).
Проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море, указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
- угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
- любые маневры или учения с оружием любого вида;
- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
- любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки пограничным, таможенным, налоговым (фискальным), санитарным, иммиграционным, ветеринарным, фитосанитарным, навигационным и другим правилам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами прибрежного государства;
- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения окружающей среды вопреки требованиям законодательства прибрежного государства и нормам международного права;
- любую рыбопромысловую деятельность;
- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
- любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи либо любых других сооружений или установок прибрежного государства;
- любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами прибрежного государства.
Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.
К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.
Юрисдикция в территориальном море
Как было выяснено ранее, территориальное море является суверенной частью прибрежного государства, а его внешняя граница – государственной границей прибрежного государства. Следовательно, прибрежное государство осуществляет в территориальном море свою юрисдикцию. Однако уголовная юрисдикция осуществляется в определённых случаях.
Согласно Конвенции ООН по Морскому Праву уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершённым на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:
- последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
- преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
- капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратиться к местным властям с просьбой об оказании помощи;
- такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» в этот перечень включает также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ.
Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или навлечённых на себя судном во время или для такого прохода.
Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращённое к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причинённые военным кораблём прибрежному государству, государство флага несёт международную ответственность.
Согласно федеральному закону «О Государственной границе РФ» пограничные органы и пограничные войска в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право предложить:
- показать свой флаг, если он не поднят;
- произвести опрос судна о целях захода в эти воды;
- предложить судну изменить курс, если он ведёт в запретный для плавания район;
- остановить судно и произвести его досмотр, если оно не подчиняется требованиям изменить курс.
Суда, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.
Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведётся непрерывно.
Пограничные войска и силы военно-морского флота, осуществляя охрану государственной границы на море, применяют оружие и боевую технику для отражения вооружённого вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу морских судов. Оружие и боевая техника могут также применяться против морских судов в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для оказания помощи кораблям, самолётам и вертолётам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при внезапном или вооруженном нападении, для освобождения заложников. Запрещается применять оружие и боевую технику по морским судам с пассажирами.
В средние века считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, и ширина территориальных вод определялась в соответствии с «правом пушечного выстрела», то есть три морские мили. По прошествии многих исторических этапов, сегодня суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага – его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем, ширина которого не должна превышать 12 морских миль. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.
Принцип суверенитета государства над территориальным морем в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с ним каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.
Вопрос о юрисдикции в территориальном море решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных судов – действует принцип иммунитета; но если он не соблюдает законов и правил прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства вправе потребовать немедленно покинуть пределы его территориального моря.