В основе менталитета этноса, нации лежит идея, составляющая духовный идеал. Духовный идеал пронизывает всю систему воспитания, даже при условии, что он не всегда осознаваем и воздействует на все сферы жизни.
Попытки власти провести преобразования в экономике, политике, социальной сфере свидетельствуют о незрелости реформ в России. Если посмотреть на исторический процесс в целом, то все кардинальные изменения в истории имели длительную подготовку в сфере духа. Каждая новая эпоха, сменяющая прежнюю, предлагала новые духовные ценности, на которые ориентировалось общественное сознание.
Точно также военная реформа, которая задумывалась как коренное изменение советской армии и построение новой российской армии, неприлично затянулась без видимых результатов на сегодняшний день. Утрата идей защиты Отечества, которая включала в себя весь исторический опыт, успехи и неудачи, радость побед и горесть поражений, но тем не менее беззаветную любовь к Родине, явилась логическим продолжением попрания этого духовного идеала. Не предложив ничего нового взамен отвергнутого, власть не смогла убедительно истинность своих действий в пользу российского народа. Утрата легитимности власти привела к неопределенности в душах и сердцах защитников Отечества, которые не могли понять кого защищать, как защищать и чем защищать.
Качественный переход России от капитализма к социализму не был случайным, так как ему предшествовала длительная духовная обработка общества. Социалистическая идеология разрабатывалась десятилетиями. О социализме говорили все: чернышевцы, народники, анархисты, большевики, меньшевики, толстовцы и даже представители церкви.. Победа социалистической идеологии была неизбежной, потому что государственная идеология Российской империи ничего не могла противопоставить социалистическим идеям социальной справедливости.
В настоящее время значительная часть общества в целом хранит в памяти социалистические идеалы и с ностальгией вспоминает их.
Возможно, судьба реформ в России зависит не столько от выбора экономической модели, сколько от внятного разъяснения общественных идеалов. Успех той или иной идеи в обществе часто не зависит от ее объективной истинности, а зависит от готовности общества воспринять эту идею.
В России наблюдается явное несоответствие навязываемого сверху без достаточных оснований крайне индивидуалистического общественного идеала тому реальному настроению, которое преобладает в массах. Чувство неудовлетворенности в обществе объясняется неадекватным решением проблемы социальной справедливости, а также унижением чувства национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент духовной жизни России.
Необходим органический синтез идеалов индивидуальной свободы с элементами социалистической идеологии и идеями патриотизма. Выдвижение адекватного общественного идеала должно идти в русле исторических традиций страны.
По мнению Е.А.Ануфриева и Л.В.Лесной менталитет, не имея четко выраженной логической формы, обладает определенной системностью, отличается как от правосознания, так и от верования. Это совокупность образов и представлений, которыми руководствуется человек или группа людей. Менталитет лежит между двумя формами познания: рациональным и религиозным, взаимодействуя как с первым, так и со вторым.
В данной работе менталитет рассматривается как социально-политическая категория, представляющая собой отражение социально-психологического состояния субъекта (этноса, социальной группы, человека), которое складывается в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания указанного субъекта и проявляется в различных видах деятельности. Складываясь, формируясь, вырабатываясь исторически и генетически, менталитет представляет собой трудно поддающуюся изменениям устойчивую совокупность социально-психологических и духовно-нравственных качеств и черт, взятых в их органической целостности, определяющих все стороны жизнедеятельности данной общности и составляющих ее индивидов.[1][1]
Хотя менталитет и является наиболее устойчивой и стабильной частью духовной культуры человека (слоя, класса, общества, народа), он, сохраняя в себе в традиционном виде общечеловеческие этические и нравственные нормы и требования, тем не менее постоянно меняется под влиянием изменений в общественной жизни. И эти изменения тем заметнее, чем решительнее и кардинальнее изменяется жизнь человека. Поэтому отчетливее всего изменения в менталитете наблюдаются на переломных этапах в жизни общества, когда переделывается веками складывающийся уклад.
Имея обыкновение запаздывать в своем появлении, они продолжают действовать и тогда, когда общественная мысль уже претерпела радикальные перемены.
Отражая реальную историческую действительность, менталитет не является ее зеркальным отражением. Само же отражение происходит на уровне чувства (а не разума), бессознательно, скорее индивидуально, чем массово, коллективно.
В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество.
Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" – эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины 13 века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины 14 века клич “За землю русскую!” возродился в сочетании с другим “За веру православную!”. Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.
Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
Этническое самосознание русских закрепилось в форме названия народа и места его проживания (земля, государство). Само название “Россия” появилось в русских источниках во второй половине 15 века, а спустя столетие вошло в титул московских царей.
В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как “Отечество” и “патриотизм”.
Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление “мы - россияне”.
Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: “Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях”. Похожее определение дает В.Соловьев: "Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма".[2][2]
Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв “положить жизнь за Отечество” звучал в стихах Н.М.Карамзина, С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.
В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. "Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. – И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего…".[3][3] Такой подход к военной службе был закреплен в "Учреждении к бою", "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.
История нашего государства – это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получившее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.
Великие русские полководцы отмечали, что истинные ценности не девальвируются временем. Армия – это структура с огромным духовным потенциалом. Воин защищает не только свою Родину, но и ее культуру, историю, т.е. свои национальные духовные ценности. Сообразуясь с этим полководцы вырабатывали и вводили в систему обучения и воспитания офицеров и солдат подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, веру в святость приказов, храбрость и решительность, умение переносить трудности военной службы, а у офицеров еще и вырабатывать навыки обучения подчиненных.