Смекни!
smekni.com

Реставрация Мэйдзи (стр. 2 из 2)

В первые же годы после революции 1868 г. правительство приступило к созданию новых синтоистских храмов, задуманных как очаги пропаганды монархической пропаганды. Таковыми были храмы в честь богини Аматэрасу и храм Ясукуни-дзиндзя (Сёконся), который построили для почитания душ воинов, погибших во время этой революции, и который стал со временем центром милитаристской пропаганды.

За короткое время Япония, используя опыт Запада, превратилась в богатое капиталистическое государство с сильной и хорошо вооружённой армией. За несколько десятилетий XIX века, Япония смогла добиться того, для чего западным странам потребовалось намного больше времени. При этом восприятие европейской культуры было прежде всего подчинено военным задачам. Это стало возможным потому, что военное и военно-морское министерства, генеральные штабы находились на особом положении и по существу были поставлены выше других министерств и ведомств.

Таким образом, к концу XIX в. японская армия, воспитанная в духе средневековой идеологии самурайства и оснащённая современным вооружением, была в состоянии реализовать агрессивные планы милитаристских кругов, стремившихся к захвату колоний и новых рынков сбыта под прикрытием лозунга "исправления исторической несправедливости". На самом же деле захватнические устремления Японии были вызваны запоздалым выходом её на мировую арену в качестве великой державы и стремлении наверстать упущенное.

Как и все завоеватели всех времён, японские милитаристы поставили перед собой грандиозные цели и задачи по разделу мира. Однако этому не суждено было осуществиться. Япония потерпела первое в своей истории столь сокрушительное поражение, что была вынуждена капитулировать.

24 августа 1946 г. парламент Японии принял новую конституцию страны, обнародованную в ноябре того же года. В её преамбуле говорится: "Мы, японский народ, хотим вечного мира… Мы хотим занимать достойное место в международном обществе, которое борется за сохранение мира". Таким образом, Япония навсегда отказалась от войн, от применения силы или угрозы применения силы для разрешения спорных вопросов с другими странами. Конституция отделяла синто от государства; император становился лишь символом страны и единства японского народа, отвергая своё "божественное происхождение".

Что касается повседневной жизни японцев, то наличие пережитков самурайского прошлого в настоящее время хорошо прослеживается во время празднеств, прославляющих доблесть средневековых воинов. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодёжи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов. К их числу можно отнести уже упомянутый средневековый обычай намаои (в бывшем княжестве Даттэ); праздник клана Маэда (княжество Кага), называемый "хяку мангоку мацури" (с его непременной процессией даймё), который был выдуман в довоенной Японии для поддержания памяти о самурайском прошлом страны; праздник клана и храма Такэда, проводимый в честь главы клана Такэда Сингэн (12 марта, в день смерти князя) при участии 24 конных воинов, одетых в самурайские доспехи и символизирующих военачальников феодальной армии Такэда; мацури "карацу окунти", имевшей место в бывшем воинственном клане Набэсима, ябусамэ и т.д.

Таким образом, можно сказать, что наследие феодализма в лице "самурайского духа" в несколько подновлённом виде, но прежнее по сути ещё живёт в современной Японии.